Александр Романов

4 апреля 2013 года, 12:07

«Некоторые считают, что дипломат - это такая профессия, где в основном только светские рауты, приемы. Действительно, есть протокольные мероприятия и многое другое – это тоже часть нашей работы, но не основная и не самая легкая часть».

Александр Романов, Посол Российской Федерации в Королевстве Бельгия

имя: Александр Романов
должность: Посол Российской Федерации в Королевстве Бельгия
компания: Посольство Российской Федерации в Королевстве Бельгия
Биография:

Окончил МГИМО в 1973 году. Работал в аппарате МИД СССР и МИД России, в дипломатических представительствах за рубежом.

1990—1996 — советник Посольства СССР/Российской Федерации во Французской Республике.

1999—2001 — заместитель директора Департамента кадров МИД РФ.

2001—2006 — Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Республике Сенегал и Республике Гамбия по совместительству.

2006—2009 — директор Департамента Секретариат Министра МИД России.

С 2009 года Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Королевстве Бельгия

Весной этого года исполняется 160 лет установлению дипломатических отношений между Россией и Бельгией. В беседе с EUROMAG российский посол в Бельгии Александр Романов рассказал о работе дипмиссии, прокомментировал, почему бельгийскую визу россиянам получить пока очень сложно, и подробно объяснил, почему не согласен с критикой консульского отдела, которую можно услышать от наших соотечественников.

-Какие моменты двухсторонних отношений Вам кажутся наиболее важными? 

-Важно, что диалог между нами не теряет своей интенсивности. Отношения развиваются в политической, экономической, культурной и научной сферах. Большое внимание мы уделяем экономическому сотрудничеству. Бельгия - небольшая страна, но здесь есть то, что можно было бы перенять. К примеру, у Сколково немало партнеров в Бельгии, это ценно для нас.

На сегодняшний день в России работает более 250 бельгийских фирм. В основном это крупные компании с мировым именем. Кстати, во время кризиса ни одна из них не свернула работу в России. Да и статистика говорит сама за себя: если в 2008 году двусторонний товарооборот составлял 6,5 миллиардов евро, то в прошлом году он достиг около 14 миллиардов.

У нас могут быть разные точки зрения по тем или иным вопросам международной политики. К примеру, Россия не разделяет позицию не только Бельгии, но и всего ЕС в отношении Сирии. В целом же, по основным проблемам наши страны выступают с близких или схожих позиций. 

-До Брюсселя Вы были послом в Республике Сенегал. Что общего и какие различия в работе дипломата в этих двух странах?

- C моей точки зрения, почти нет различий. Во всех странах перед послами стоит одинаковая задача - укрепление отношений между странами. Для меня, как бы высокопарно это ни прозвучало, работа дипломата состоит в служении Родине. На дипломатической службе я уже 40 лет. И стараюсь прикладывать максимум усилий, чтобы отношения со странами, где я работал и работаю, раньше с Сенегалом, а теперь с Бельгией, укреплялись и расширялись, на благо наших народов и стран.

-Но Брюссель более стратегически важная точка.

-Да, объем работы, разумеется, разный. Специфика Бельгии заключается в том, что Брюссель - столица Европы и основные институты Евросоюза расположены здесь. Поэтому фронт работ довольно большой – как по линии государственных органов, в т.ч. парламентских связей, так и Евросоюза, общественных организаций и т.д.

-Как складывается Ваш день? Могли бы описать в самых общих чертах? Это всем интересно.

-О, об это нельзя сказать однозначно. Начнем с того, что в посольстве ненормированный рабочий день. Он может закончиться и в 8 часов вечера, и в 12 ночи. Это касается не только меня, но и всех дипломатов, без исключения.

Некоторые считают, что дипломат - это такая профессия, где в основном только светские рауты, приемы. Действительно, есть протокольные мероприятия и многое другое – это тоже часть нашей работы, но не основная и не самая легкая часть. Бывает, что в день выпадает по 3-4 таких мероприятия. Кроме того, мы работаем с огромным количеством документов, в постоянном контакте с бельгийскими коллегами, с МИДом, с коллегами из дипкорпуса, парламентом, бизнесменами, общественными деятелями.

Поэтому описать свой день достаточно сложно. Конечно? есть определенный график. Скажем, сегодня в первой половине дня, была запланирована наша встреча, но меня могли срочно пригласить в МИД или в Парламент. Так что день посла достаточно непредсказуем.

-Не секрет, что для россиян Бельгия является одной из стран, въездную визу которой получить особенно трудно. У большинства проживающих здесь соотечественников в России остались родители, друзья, близкие, но приехать им сюда достаточно сложно. Может ли МИД России что-то сделать по этому поводу?

-Я знаю об этой проблеме. Мы давно предложили ЕС вообще отменить визы. Но в Евросоюзе 27 стран, которые должны прийти к согласию, пока этого, к сожалению, не произошло. Мяч на стороне наших европейских коллег. 

У наших бельгийских партнеров есть свои правила. Они в этом вопросе, может быть, более щепетильны чем, скажем, греки или испанцы. Для нас очевидна некоторая излишняя строгость в получении бельгийских виз. Вы возьмите визовую анкету Евросоюза и нашу российскую анкету. У нас одна страница для заполнения, а у ЕС – четыре.

Мы стараемся сделать так, чтобы не только Бельгия, но и другие страны ЕС отменили или облегчили визовой режим для российских граждан. Есть у европейцев определенные страхи, которые связаны с боязнью огромного числа нелегалов, которые, якобы, хлынут к ним, если визовой режим упростить. К примеру, в Бельгии, согласно официальной статистике, проживает 20 тысяч россиян, а по неофициальной - около 50 тысяч. Может, для маленькой страны (с населением в 10 миллионов человек) это критично.

Кстати, сами бельгийцы выступают за отмену виз для служебных паспортов, в то время как некоторые страны из бывшего соцлагеря или бывшего СССР не согласны с этим.

- То есть аргумент, что в соседних странах визовый режим гораздо проще, в этом случае не работает?

-Нет. У каждой страны свои законы, и их надо уважать и соблюдать.

-А как российские дипломаты относятся к многочисленным нареканиям со стороны соотечественников на работу консульства РФ в Брюсселе?

-Лично я не согласен с этим утверждением. Конечно, есть какие-то недоработки в работе консульского отдела, не спорю. Но почему на первый план попадает всегда только критика - плохо, медленно, неудобно? А я вам могу привести много отзывов других наших граждан, которые пишут благодарственные письма. Было немало случаев, когда работники консульства оказывали помощь, которая выходит за рамки их должностных инструкций и правил. Про это кто-нибудь говорит? Я давно предлагал консулу открыть на нашем сайте рубрику «Нам пишут», куда бы помещались все отзывы - положительные и отрицательные - без разбора. Да, есть проблемы, но мы работаем над их устранением. Утверждать, что сотрудники консульского отдела работают плохо, я бы не стал. 

-А расширить штат, чтобы разгрузить огромную очередь, набрать временных работников, студентов-стажеров, нельзя?

-(Смеется) Что такое консульский работник? Не каждый дипломат может эту должность занять. А вы говорите брать со стороны... Я сам был консулом - это очень тяжелая и ответственная работа. Необходима специальная подготовка. Существует определенный штат, который не может постоянно расширяться. Привлечь людей со стороны – в данном случае это не поможет. Понимаете, это своя специфика, знания, опыт, профессиональная подготовка. Это не просто прием и выдача бумаг. Мы работаем с документами (выдача паспортов, оформление гражданства и т.д.), которые нельзя доверить студентам-стажерам. 

Конечно, было бы здорово построить новое, современное здание, расширить штат, согласен. Пока это не получается, вопрос упирается в немалые деньги. Сейчас консульство работает в помещении, которое является памятником архитектуры, и что-то менять в нем мы просто не можем.  Мы увеличили часы приема. Впрочем, люди перед визитом к нам пока ещё редко заглядывают на сайт консотдела, а это существенно уменьшило бы очередь.

В скором времени мы установим электронную очередь. Надеюсь, эффективность повысится. Хочу привести следующий пример: некоторые наши западные коллеги в консульствах отдельных посольств принимают по 4-5 человек в день. У нас по 40-50 человек ежедневно. В сезон до ста доходит. Мы ведь и в трудных ситуациях стараемся всем помочь и с билетами, гостиницами, продуктами. Сколько раз уже было - благодарили, обещали: «Когда приедем, сразу возместим все расходы», и как в воду канули...

Были жалобы из-за того, что люди в очереди должны ждать на улице. Мы установили за наш счет два больших павильона, но посольство ждало разрешения полтора года и согласовывало  его... в 32 инстанциях. Я скамейку не могу на улице поставить без согласия местных властей. Таковы законы и их надо соблюдать.

Некоторые соотечественники чувствуют себя обиженными: им кажется, что в посольстве к ним невнимательно отнеслись. Но когда я сам прихожу в любое учреждение у себя дома, то там тоже есть очереди и часы приема. Тоже приходиться ждать и порой очень долго.

-Только там не принимает три человека.

-Ну почему не принимает? Я вам привел пример некоторых западных посольств, где все замечательно - 5 человек в день и не больше. А у нас больше сорока людей в день, и с каждым приходиться внимательно разбираться. Много пожилых людей, мы же не скажем им:  «проверяйте информацию на сайте». Зато молодые вполне могли бы это сделать, экономя время и себе, и нам.

Вы поймите, работа консульского отдела состоит из многих компонентов. Поэтому я не согласен, когда в интернете пишут, что «стыдно за работу консульства». Что значит «стыдно»? За что стыдно-то? Я был бы рад, если бы у нас было большое, современное помещение, большой штат сотрудников и т.д. Но это пока невозможно. Вы видели, в каких условиях работают наши дипломаты в консульском отделе?

Еще раз хочу сказать - мы стараемся делать все возможное. И я со всей ответственностью заявляю, что никакого пренебрежительного отношения со стороны сотрудников нет. У нас замечательный молодой коллектив. Один из сотрудников был лучшим студентом МГИМО 2010 года, и звание это, без сомнения, оправдывает. 

А что касается жалоб, которые поступают, то мы их все тщательно проверяем и реагируем как можно быстрее.

- Я модерирую небольшой форум в Фейсбуке. И перед нашей встречей спросил друзей, какие вопросы они хотели бы задать послу? Абсолютное большинство вопросов было связано с работой консульства. То есть критика, претензии, недовольство. Может стоит встретиться с соотечественниками, поговорить напрямую?

-Могу сказать, что когда был назначен новый консул, несколько таких встреч мы организовали. Объявления о них были везде, пришло же три человека. Понимаете? Причем на эти встречи пришли не только сотрудники консульства, но и атташе по культуре, пресс-секретарь посольства, другие дипломаты. Проще сидеть в интернете и жаловаться. Но вы не приходите, когда мы вас приглашаем, чтобы обсудить разные вопросы, которые волнуют людей. Ну и чья здесь вина?

-Объясните, пожалуйста, те люди, которые не состоят в крупнейшей организации российских соотечественников БФРО (Бельгийская федерация русскоязычных организаций), их голос, мнение как могут быть услышаны вами? Нет ли ощущения, что диалог с какой-то частью нашей эмиграции посольством утерян?

- Для нас нет разницы - состоите ли вы в БФРО или нет. Если человеку нужна помощь в организации, проведении каких-то мероприятий, он всегда может обратиться к атташе по культуре. Мы поддерживаем совершенно разные инициативы наших граждан (русские школы, детский театр, русское радио, спортивные мероприятия). Просто, находясь в БФРО, сообща, им легче решать какие-то организационные вопросы. На сегодняшний день эта ассоциация объединяет около 8 тысяч соотечественников.

БФРО уже дважды проводило летний фестиваль «Рандеву с Россией». Возможно, кому-то он не совсем понравился, кто-то считает, что организационную и культурную часть можно сделать лучше. Замечательно, действуйте! Но тогда соберитесь, предложите или сделайте сами, критиковать же, ничего не делая - это легче всего.

-По Вашему мнению, у безвизового диалога на сегодняшний день есть реальные перспективы?

-Этот вопрос лучше задать в Еврокомиссии. Россия, со своей стороны, готова отменить визы хоть завтра. Так что претензии, в данном случае, совершенно не к нам.

-Посол США а Москве признался, что проводит в социальных сетях не меньше двух часов в день. А Вы следите за тем, что о дипмиссии России в Бельгии пишут в интернете? Нет желания самому выйти в Сеть, поговорить с оппонентами?

-Да, я слежу. Но мой график не совсем располагает к активной жизни в Сети. Порой становится обидно за несправедливые упреки в адрес моей страны, посольства, коллег. Еще раз хочу сказать – конечно случаются ошибки и бюрократические проволочки, но мы делаем все возможное, чтобы наши соотечественники здесь никогда не чувствовали себя обездоленными.

Подписка на Euromag

Визы против нелегалов 9 декабря 2016, 10:00

Визы против нелегалов

Евросоюз начал оперативно менять свое отношение к мигрантам и беженцам не только на словах. Вслед за серией жестких заявлений лидеров ведущих стран Старого Света...

«Культурное» пиво Бельгии 1 декабря 2016, 10:00

«Культурное» пиво Бельгии

Бельгийское пиво, насчитывающее несколько сотен сортов, отныне официально признано всемирным культурным наследием человечества. Соответствующий документ был принят ЮНЕСКО...

ЕС против политики Кремля 24 ноября 2016, 10:00

ЕС против политики Кремля

Депутаты Европейского парламента приняли резолюцию, призывающую к борьбе с антиевропейской пропагандой Москвы. Европарламент призвал власти ЕС принять меры по защите и...

Возвращение Гентского Алтаря 15 ноября 2016, 13:00

Возвращение Гентского Алтаря

После четырех лет реставрационных работ наружные панели знаменитого Гентского алтаря работы Яна ван Эйка вернулись в Собор Святого Бавона в Генте. В ходе восстановления...