Если вернется драхма

Чем хуже идут дела в греческой экономике, тем больше слухов рождается о возможном возврате драхмы. Обсуждают эту тему не только аналитики за рубежом, но и сами греки.

Правительство Греции отрицательно относится к идее восстановления национальной валюты. Власти пугают население: вернемся к драхме, не ждите, что будет хорошо. Но в разговорах люди все чаще вспоминают время, когда в магазинах они расплачивались не евро, а своими «родными деньгами». Времена эти, по мнению большинства, были лучше.

В 1999 году основная зарплата в Греции составляла 170 000 драхм, что в переводе на единую европейскую валюту составило 498 евро. В 2012 году этот уровень грозит стать новой средней нормой оплаты труда, к этому все идет через понижение заработков, срезание надбавок и отмену отраслевых коллективных договоров. Помогает и высокая безработица. Цена литра автомобильного бензина, как вспоминают греки, в 1999 году составляла 180 драхм – 52 евроцента. Отопительный бензин стоил 62 драхмы, что равняется 18 евроцентам. Пирожок с сыром (тиропита) стоил 100 драхм, то есть всего 29 евроцентов. Прошло время, и цены изменились.

Василий Колташов
Василий Колташов

Василий Колташов руководит Центром экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Окончил Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС). Преподавал политологию, а в аспирантуре специализировался на изучении политического лидерства. В 2004-2006 годах работал в команде Института проблем глобализации (ИПРОГ), а в 2007 году перешел в ИГСО. Параллельно занимался журналистикой, рекламой и PR консалтингом. В ИГСО отвечает за экономический блок исследований, прогнозы и анализ. С 2007 года проживает в Афинах, Греция.

В 2012 году цена литра бензина дошла до 1,7 евро, а отопительный бензин стоит 1,1 евро. Покупка тиропита обходится уже в 1,5 евро. Даже по этим показателям не трудно понять, как сильно изменилась страна за время жизни без драхмы. Из дешевой она стала дорогой, в то время как реальные доходы работников сократились в разы – серьезное основание для скептицизма в отношении ЕС и европейской валюты. И чувство это за последние два года в обществе стало сильнее. С ним абсолютно не согласны министры–«социалисты» от ПАСОК и их товарищи либералы из «Новой демократии», другой влиятельной правой партии.

Иностранные наблюдатели, знакомясь с экономическими бедами Греции, не перестают удивляться. Почему бы Греции ни отказаться от евро, ни ввести снова драхму, ни обесценить долг и не погасить его быстро – за счет денежной эмиссии? Разве это не уменьшит давление колоссального государственного долга на экономику, не сделает страну дешевле, а значит привлекательнее для туристов?

В подобных расчетах все верно, за исключением одного: вся деятельность правительства Греции направлена на то, чтобы сохранить евро и сохранить долг, продолжая его обслуживать за счет вытягивания денег из населения. Положение это отлично иллюстрирует популярный плакат, где люди находятся под прицелом налоговых органов. Массовое отключение домов от электричества за неуплату налога на жилье, нового средства «спасения Греции», тоже рождает горький юмор.

Долг не был бы для властей Греции священной коровой, если бы они не представляли, прежде всего, интересы банкиров. Евро, а не драхма, с какой бы любовью не вспоминало ее население, нужен для того, чтобы платить банкам по долговым бумагам твердыми деньгами, приносить им прибыль.

Драхма не может возвратиться при нынешней политической системе и правительстве. Вернуть ее в силах только совершенно иное греческое руководство. Но если уж драхма вернется, то хорошо не будет, ни французским, ни немецким, ни швейцарским, ни греческим банкирам. Да и простым грекам, скорее всего, приятно не станет: обесцениться могут даже существующие невысокие зарплаты.

Кризис в мировой и греческой экономике продолжается, а значит новая драхма может родиться. Но старая драхма никогда не вернется.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?