Пищевой конь

Скандал с кониной продолжается в Британии, да и в остальной Европе, уже полтора месяца. Все началось с того, что в говяжьих бургерах на прилавках крупных британских супермаркетов была обнаружена ДНК лошади, причем в одном из них содержание конины составило 29% от общего содержания мяса. Затем конину под видом говядины стали находить во все большем числе продуктов — от бургеров в школьных обедах и мясных тефтелях шведского концерна Ikea до лазаньи в меню британского парламента в Вестминстере. Десятки тысяч тонн продуктов были отозваны с полок магазинов и складов производителей и уничтожены. Дошло даже до арестов нескольких сотрудников мясных предприятий.

Почему же британцы не хотят есть конину? Конина — далеко не самое экзотичное мясо, и его в довольно больших количествах едят во многих странах, например, в Китае, Мексике, Казахстане, Монголии, Турции, Киргизии. В некоторых странах Европы, в частности, в Италии,  Франции, на севере Испании, конина считается деликатесом. Ее питательные свойства не уступают, а часто превосходят показатели других видов мяса. В ней больше белков и меньше жиров, чем в говядине или свинине, кроме того, конина содержит больше железа, но меньше холестерина.

Но у большинства британцев мысль о том, чтобы есть конину, вызывает отвращение. Перед тем, как сесть за эту колонку, я опросил около десятка своих лондонских знакомых, и все из них заявили, что ни при каких обстоятельствах добровольно не стали бы есть конину. «Это то же самое, что есть собачатину! У меня в детстве был пони. Я не представляю себе, как можно его есть!» - ответила одна из знакомых. Хотя британцы совершенно спокойно едят мясо коров, свиней, домашней птицы и даже дичи, например, оленину, а вот конина в Британии рассматривается как табуированный продукт.

Александр Кокшаров
Александр Кокшаров

Александр Кокшаров — собственный корреспондент журнала «Эксперт» в Лондоне. Изучал географию и экономику в университетах Минска, Бохума (Германия), Москвы и Оксфорда. В последнем учился в аспирантуре и преподавал спецкурсы по экономической географии. Начал сотрудничать с «Экспертом» в 1998 году, а в 2002 году оказался на нынешней должности. В этой роли следит за финансовыми, экономическими и политическими новостями из Британии и других стран Европы. Для чего весьма полезным оказалось экономико-географическое образование.

По мнению психологов, это происходит потому, что многие британцы воспринимают лошадей как питомцев, таких же, как собаки, кошки или аквариумные рыбы. А владельцы питомцев наделяют своих подопечных дополнительными, очеловеченными свойствами. «Как только Вы даете животным имя, Вы уже не можете их съесть», - полагает Роджер Магфорд, британский специалист по психологии животных.

Определенную роль играет и история. На протяжении столетий лошади были ключевыми помощниками в войне, что наделяет их дополнительными сентиментальными качествами. На улицах британских городов стоят конные памятники королям и генералам, а британская пьеса «Боевой конь» о роли лошадей в Первой мировой была настолько успешна, что по ней голливудским режиссером Стивеном Спилбергом был снят фильм, собравший в мировом прокате более 175 млн долларов.

«Нужно помнить, что до железных дорог и автомобилей, лошади были важнейшим средством передвижения. Вы же не будете есть свой Aston Martin», - полагает психолог Магфорд. С ним согласна историк Энни Грэй, которая считает, что главная причина, почему британцы не едят конину, заключается в полезности лошадей в качестве тягловой и транспортной силы. А также психологическая ассоциация между потреблением конины и бедными и ужасными условиями жизни. Так, во время Второй мировой конина иногда попадала на столы британцев. Правда, это было частью ограничений военного времени, когда все обычные продукты распределялись по карточкам и были в дефиците.

В то же время потребление говядины всегда рассматривалось в Британии как признак достатка. Еще сто лет назад говядину регулярно могли себе позволить лишь обеспеченные британцы. Но повышение уровня жизни и механизация сельского хозяйства сделала ее (и другие мясные продукты) доступной широким массам.

И тут открывается второй элемент проблемы с пищевыми привычками британцев — стремление хорошо питаться, при этом не тратя существенных средств на продукты. Так, ресторанный критик газеты Times Джайлз Корен очень удивился тому, что британцы не знали, из чего делается их еда. «Что вы думаете попадает в нее? Лучшая, органическая, редких пород говядина от коров, вскормленных на сочной траве, получивших образование в Итоне, гуманно убитых на живодерне, и приготовленная феями?», - в ироничной манере спросил он читателей в своей колонке.

Журналистка Фелисити Лоуренс из Guardian еще более категорична: «Вы получаете то, за что платите. Единственный сюрприз во всем скандале, во время которого говяжьи бургеры по невероятно низкой цене, как оказалось, содержат конину и свинину, это то, что в бургерах вообще оказалось мясо». Действительно, упаковка из 8 замороженных бургеров во многих супермаркетах стоит всего 1 фунт (50 рублей).

По технологическим требованиям, говяжий бургер может состоять не только из одного мяса (его минимальное содержание установлено на уровне в 62%). В него обычно также добавляют до 10% лука, а также пшеничную муку, воду, говяжий жир, соевый протеин, соль, дрожжи, сахар, молотый перец и чеснок.

При этом цена говядины за последние годы серьезно возросла из-за цен на зерно, которое является основным источником кормов для скота. По данным Еврокомиссии, с 2008 года говядина подорожала на 45%. Тонна говядины сегодня обходится покупателям на оптовом рынке 5,3 тыс. долларов. В то же время конина стоит в четыре раза дешевле.

Гонка за дешевой едой, как результат, сыграла с британцами злую шутку. Доля расходов на продукты питания в Британии с 24% в 1963 году упала до всего 9% в прошлом, одного из самых низких показателей в Европе. Причина не только в том, что себестоимость продуктов снижалась за счет механизации сельского хозяйства, а доходы британцев росли. Но и в том, что активная конкуренция между супермаркетами привела к ценовым войнам и удешевлению многих продуктов. А цена остается ключевым фактором в принятии решений во время шоппинга. По опросам, более 90% британцев считают цену продуктов важным фактором, в то время как 73% принимают решения на основании полезности продуктов для здоровья.

Конечно же, производители говяжьих бургеров, фарша или лазаньи, под видом говядины продававшие конину, оказались нечистоплотными. Они нарушили стандарты качества и законы, поэтому виновные получат серьезные штрафы и даже могут отправиться в тюрьму. Но нарушения стали попыткой сохранить рентабельность бизнеса в условиях погони потребителей за сверхдешевыми продуктами. В результате этой гонки британский конь из боевого превратился в пищевого.

Впрочем, масштаб распространенности конины под видом говядины на британских столах не стоит преувеличивать. Агентство пищевых стандартов провело более 3,6 тыс. тестов, которые показали, что конина содержится лишь в 1% из них. Так что, большинство британцев могут быть спокойны — скорее всего, в их желудки конина так и не попала.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?