Двухколесный прокат

Три года назад у меня украли мой последний велосипед. Шестой по счету. Три велосипеда были украдены за четыре года жизни в Оксфорде, а еще три – уже в Лондоне. Причем все они были довольно старыми и потрепанными на вид – наслышавшись историй про исчезающие в ночи велосипеды, я никогда и не собирался покупать что-то новое и блестящее. Мой последний двухколесный помощник был приобретен по объявлению в интернете – я заплатил за него 60 фунтов. Краска на его раме местами слезла, а резина на шинах была довольно потертой. Никаких модных гаджетов на руль установлено не было. Он служил мне верой и правдой четыре месяца. Но одним утром я не нашел его на велосипедной стоянке, где он был пристегнут к специальной металлической скобе казалось бы прочным замком.

И тогда я понял, что покупать собственный велосипед больше не буду. К счастью, это не означало возвращение к общественному транспорту. Ведь в конце июля 2010 года в Лондоне была запущена схема проката велосипедов, ранее опробованная в других городах, например, в Париже и Лионе.

Лондонская схема получила название Barclays Bicycle Hire по имени ее спонсора, британского банка Barclays. Однако в народе закрепилось другое название – Boris bikes, то есть «борисопеды».

Александр Кокшаров
Александр Кокшаров

Александр Кокшаров — собственный корреспондент журнала «Эксперт» в Лондоне. Изучал географию и экономику в университетах Минска, Бохума (Германия), Москвы и Оксфорда. В последнем учился в аспирантуре и преподавал спецкурсы по экономической географии. Начал сотрудничать с «Экспертом» в 1998 году, а в 2002 году оказался на нынешней должности. В этой роли следит за финансовыми, экономическими и политическими новостями из Британии и других стран Европы. Для чего весьма полезным оказалось экономико-географическое образование.

Так велосипеды назвали по имени мэра Лондона Бориса Джонсона, при котором была запущена велосипедная схема. Ирония заключалась в том, что работа над ней началась еще при предыдущем мэре, Кене Ливингстоне. Но он не успел завершить проект, поэтому слава досталась Джонсону.

Схема охватывала центр Лондона и его окрестности – к счастью, мой район, хоть и оказывался на ее окраине, попал в зону покрытия. Ближайшая к моему дому автоматическая станция проката велосипедов оказалась всего в нескольких минутах ходьбы. А со временем в пятиминутном радиусе от моего дома открылись еще несколько станций.

Идея проката велосипедов оказалась очень привлекательной. Во-первых, приехав из точки А в точку Б, назад можно было вернуться любым другим способом, например, в случае дождя, на метро или автобусе. Ведь городской велосипед можно вернуть на любую из станций.

Во-вторых, можно было не думать о проколотых шинах или погнувшихся спицах – ремонт велосипедов является отвественностью компании-оператора схемы. В-третьих, использование проката оказалось очень дешевым, особенно в первые годы. Если правильно понять, за что нужно платить.

Плата же состоит из двух элементов. Во-первых, непосредственно подписка за доступ к системе. Она может быть на 24 часа, на неделю или на год. Когда схему ввели, то подписка на сутки стоила всего 1 фунт (около 50 рублей), на неделю – 5 фунтов, а на год – 45 фунтов.

Использование последней означало, что в сутки подписка обходилась всего 12 пенсов – на эти деньги даже жевательную резинку не купишь! В начале 2013 года подписка подорожала ровно вдвое. Что было не особо приятно, но все равно сохранило дешевизну.

Годовая подписка на велосипеды Barclays (90 фунтов) сегодня обходится дешевле месячного проездного в пределах одной лишь первой зоны (116,8 фунтов) метрополитена (из 9 возможных).

Но подписка – это лишь часть цены. Далее в дело вступают платежи непосредственно за использование велосипедов. Поездки до получаса являются бесплатными, до часа – стоят всего 1 фунт (дешевле даже поездки на автобусе, не говоря о метро). Но уже поездка в полтора часа обходится в 4 фунта, и цены очень быстро растут дальше.

Так, если пользоваться велосипедом до трех часов, то придется заплатить уже 15 фунтов, а если до 6 часов – то целых 35. При этом, если сделать короткую получасовую поездку бесплатно, вернуть велосипед в систему, выждать пять минут, то велосипед вновь можно получить бесплатно – причем неограниченное количество раз. Смысл такого ценообразования – поощрять лондонцев делать короткие поездки, а не использовать велосипед целый день без перерыва.

И если регулярные пользователи велосипедной схемы знают об этих ценах, то туристы обычно смотрят лишь на информацию о подписке. Мне неоднократно приходилось наблюдать, как туристы устраивались на пикник в парках, оставляя арендованные велосипеды Barclays стоять рядом. Они ведь были уверены, что раз они заплатили один фунт за сутки использования, то больше с них денег не возьмут.

Поначалу я пытался объяснять туристам, что если они не вернут велосипед в систему, то им придется заплатить дополнительно – и часто немало. Но на меня иногда смотрели с недоверием и ничего не предпринимали. Поэтому просвещать туристов со временем я перестал – ведь они фактически субсидируют систему для таких пользователей как я. Хотя я езжу на велосипедах Barclays практически каждый день, причем частно многократно, в среднем я плачу за использование (поверх подписки) всего 2-3 фунта в месяц.

Иногда бывает, что мне нужно проехать на другой конец зоны покрытия велосипедами – и тогда я не укладываюсь в бесплатные 30 минут. А иногда, в погожий выходной день, я просто сознательно беру велосипед на час – чтобы прокатиться по паркам.

Да, у схемы есть свои минусы. Во-первых, распределение велосипедов между станциями. Так, утром все едут из окраин схемы в центр – поэтому на окраинных станциях велосипедов оказывается мало, а в центре иногда не находится свободного дока для парковки велосипеда, вернув его в систему.

К счастью, когда такое случается, из проблемы есть выход. Если станция заполнена полностью, то вставив ключ для постоянных подписчиков (или банковскую карту для туристов) в терминал, то он добавляет дополнительные 15 минут времени, чтобы найти другую станцию. А в последнем помогают специальные приложения для смартфонов, которые в реальном времени сообщают о статусе каждой станции – сколько на ней велосипедов, а сколько свободных доков для их парковки.

Другим недостатком лондонских велосипедов стала их тяжесть (23 кг) и низкая скорость. Некоторые пользователи схемы говорят, что велосипеды Barclays неповоротливы как танки. Но в этом есть и определенные плюсы. Из-за веса и низкой скорости эти велосипеды довольно устойчивы, упасть с них сложнее, чем с более маневренных обычных велосипедов.

За последние три года я умудрился улететь на асфальт лишь единожды. Кроме того, согласно опросам, водители автомобилей дают велосипедистам Barclays больше пространства на дороге, повышая безопасность велосипедистов. Опять же, из-за того, что «борисопеды» выглядят столь массивно и неповоротливо. Хотя ежегодно на лондонских улицах гибнут десятки велосипедистов (в 2012 году погибли 122 человека), то первая смерть велосипедиста Barclays произошла летом этого года, три года после запуска схемы.

Поэтому арендные велосипеды оказались весьма популярны в Лондоне. Зона покрытия уже расширялась дважды, в том числе, на восток, в район Кэнэри-Уорф, где находятся офисы многих банков. Сегодня в городе функционуют 570 автоматических станций проката, между которыми передвигаются 8 тысяч велосипедов.

Во время прошлогодних Олимпийских игр в течение одного из дней в рамках системы были сделаны 47 тысяч поездок в день. В обычный же день «борисопеды» используются 30 тыс раз в сутки.

В конце 2013 года система будет расширяться – на этот раз в сторону юго-запада, тихих жилых районов Челси, Хаммерсмита, Фулэма и Баттерси. В систему добавят 2 тысячи велосипедов и полторы сотни новых станций. Это сделает возможным пересесть на городские велосипеды для большего числа лондонцев. А я теперь смогу пользоваться «борисопедом» для поездок в гости к друзьям в Фулэм – до сих пор приходилось пользоваться метро.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
1
Комментарии (1)
  1. Громов Владимир 27 ноября 2013, 15:30

    А разве в парках можно кататься на великах?

Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?