Немецкие лихачи

13 июня 2012 года, 10:40

Водители в Германии любят полихачить не меньше российских. Поэтому радары на автобанах – объект ненависти большинства немцев.

Сергей Сумленный

имя: Сергей Сумленный

Сергей Сумленный - политолог, глава представительства немецкого фонда Генриха Бёлля в Украине. Работал в московском бюро крупнейшей немецкой телерадиокомпании ARD, во франкфуртской редакции газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung, отвечал за консультирование по вопросам российских санкций в немецкой консалтинговой компании SCHNEIDER GROUP. Защитил диссертацию по истории взаимоотношений власти и СМИ в послевоенной Германии (ИНИОН РАН). Автор книг «Немецкая система» и «Немецкий формат».

«Внимание, водители на автобане А5 к югу от Франкфурта. Вспышки на пересечении с шоссе B44. Вспышки на А66 по направлению к Висбадену прекратились. Если вы заметите еще вспышки, сообщайте нашей радиостанции по телефону», – объявление немецкой радиостанции может показаться иностранцу полной бессмыслицей. Однако для миллионов немецких водителей оно звучит как самое важное сообщение. Ведь в нем говорится о радарах, поставленных полицией для контроля за скоростью на дорогах.

«Вспыхивать» – это самый популярный глагол, который используют немцы, говоря о радарах. Оно и понятно: резкая вспышка слева или справа, обычно желто-красного цвета – это именно тот знак, который означает: горе-водитель, ты проглядел ограничение скорости, скоро тебе придет письмо из полиции, а твой кошелек похудеет как минимум на пару десятков евро.

После вспышки нога рефлекторно бьет по тормозу – но уже поздно. Система сохранила фотографию машины, яркий сноп света высветил салон (и на фотографии будет отлично видно лицо водителя) – можно расслабиться и ждать почты.

«Что такой грустный? – А, лучше не спрашивай. Нарвался на вспышку на автобане», – такой разговор до конца может прочувствовать лишь немец с его любовью к быстрой езде и уважением к письмам от полиции.

Страсть немцев к быстрой езде – это действительно всепоглощающее национальное чувство. Примерно на трети немецких автобанов не существует никаких ограничений скорости. По ним можно ехать и 150, и 200, и 280 км/ч – смотря сколько позволяет двигатель твоей машины. Но вот на других автобанах дела обстоят хуже. На них можно ехать не быстрее 130 км/ч (а на особо опасных участках могут стоять ограничения и в 80 км/ч). На шоссейных дорогах ограничение скорости – 100 км/ч, а в городской черте стандартное ограничение – 50 км/ч, с возможным понижением до 30 км/ч.

Неудивительно, что, когда немец, привыкший давить на газ своего 250-сильного Audi, вынужден тупить по прямой дороге смешные 120 км/ч, все его немецкое естество сопротивляется и заставляет превышать скорость хоть на немножко, хоть на чуть-чуть. Немецкий законодатель, кстати, оставляет немцу лазейку: превышение скорости менее чем на 20 км/ч превышением как бы и не считается, и наказывается только небольшим штрафом в пару десятков евро. Но зато потом начинается настоящее наказание – штрафы быстро становятся трехзначными, в права записываются «штрафные пункты».

Например, превышение на 35 км/ч – три пункта, а после восьми пунктов права изымаются на месяц. Так же жестко караются и рецидивы: два превышения на 25 км/ч в течение полугода – опять же временное изъятие прав. Превышение же скорости на 70 км/ч обойдется лихачу в 680 евро и три месяца запрета на вождение машины.

Наказывая нарушителей скоростного режима, немецкая машина правосудия работает с серьезностью и степенностью. Например, на присылаемых по почте фотографиях машины (чтобы водитель видел, что его действительно сфотографировали) полиция предусмотрительно замазывает лица пассажиров. Мало ли с кем ехал отец семейства в тот день, и мало ли, что думает по этому поводу его жена.

Поскольку замазывает пассажиров система автоматически, немцы до сих пор с восторгом рассказывают легенду о находчивом англичанине, несколько лет подряд нарушавшем правила с особым цинизмом: англичанин ездил по автобанам на праворульной машине, посадив на левое сиденье огромную куклу персонажа программы «Улица Сезам». Раз за разом его машину фотографировали стационарные радары, и раз за разом они автоматически скрывали лицо настоящего водителя, принимая его за пассажира и оставляя на снимке видимой только сидящую на левом сиденье куклу. Штраф с владельца машины так и не могли взять – ведь на фотографиях его видно не было! А мало ли кто там на самом деле сидел за рулем.

То, как немцы восхищаются находчивым англичанином, показывает, что в случае с радарами немецкая законопослушность дает сбой, и все немцы превращаются в сплоченную организацию заговорщиков, только и мечтающих, как бы обдурить власть.

Немцы звонят на радио, чтобы сообщить о новых засадах с радарами. Немецкие энтузиасты встают с самодельными плакатами «осторожно, вспышка спереди!» за пару сотен метров до мобильного наряда полицейских (полицейские же, в свою очередь, этих энтузиастов вычисляют и предписывают им покинуть улицу и не мешать работать).  Самые оторванные анархисты разбивают стационарные радары или закрашивают их окуляры краской (но это уже уголовное преступление – повреждение собственности).

Полиция не остается в долгу: Германия – это чуть ли не единственная страна Европы, где уголовным преступлением является не только наличие в машине «антирадара», засекающего измерительные приборы и подающего сигнал водителю, но даже наличие в машине навигатора с картой, указывающей на местоположение стационарных радаров! Незнание этого закона стоило многих сотен евро тысячам немецких дедушек, которые покупали подобные навигаторы в соседней Голландии, где эти приборы разрешены.

Упорная борьба полицейских против невинных антирадаров еще больше убеждает водителей Германии, что на самом деле власти борются не за безопасность на дорогах (ведь нет водителя, который бы ехал медленнее и осторожнее чем тот, у которого пищит антирадар!), а за пополнение бюджетов. И в самом деле – что, как не желание наполнить бюджет, заставляет крошечный городок, стоящий на прямом и красивом шоссе, прятать за очередным деревом столб с радаром – да еще и красить его в камуфляжный цвет? Раз за разом проезжающие через городок водители (большинство из которых проедет здесь первый и последний раз в жизни) будут нарываться на «вспышку справа» и оставлять в городке, где они никогда бы не зашли в кафе или в магазин, свои честные 20-40 евро. Десять водителей в день – вот по итогам месяца и зарплата нескольким сотрудникам мэрии.

В принципе, ничего нового по немецким меркам – пятьсот лет назад немецкие феодалы рыли на дорогах ямы, чтобы с проезжающих купеческих повозок падали товары («что с воза упало – то пропало»). Сегодня мэры городов строят прямое и ровное шоссе («дорога приглашает к превышению скорости», – шутят немцы) – и укомплектовывают его безжалостным радаром. Времена меняются, а цель все прежняя – дополнительный доход с проезжающих.

Там же, где стационарный радар не установишь, ставятся радары мобильные. Если водитель, едущий по пустому автобану утром выходного дня, вдруг видит издалека стоящий в леске микроавтобус или универсал гражданской раскраски – лучше сбросить скорость. В большинстве случаев от микроавтобуса к обочине тянутся кабели, а на самой обочине стоит крохотная низкая тренога с выкрашенным в цвет хаки металлическим ящиком на ней – переносной радар. То же самое касается и езды по прямым аллеям на окраинах города. Если на обочине аллеи запарковано много прицепов – вполне возможно, что за одним из них притаились с измерительным оборудованием полицейские, а метрах в ста за полицейскими стоит уже полноценный полицейский автомобиль, выхватывающий из потока зарегистрированных нарушителей.

Впрочем, такие властные хитрости – это еще мелочи. По-настоящему масштабные радарные ловушки имеют в Германии собственные названия – как объекты всемирного наследия ЮНЕСКО. Например, та же «Эльцская гора» – целый мост над автобаном А3 недалеко от Лимбурга. Внутри моста размещено мини-отделение полиции, ощетинившееся множеством фотокамер. Легковым машинам тут можно ехать не быстрее 100 км/ч, а грузовым – только 40 км/ч. Местные жители про эту ловушку знают, а вот все остальные водители оставляют здесь в год в общей сложности под два млн евро. Для верности в полукилометре за гигантской установкой иногда дежурит и мобильный патруль – регистрирующий тех водителей, которые проехали основную точку проверки и только потом дали по газам.

Впрочем, сами немцы к такой игре в кошки-мышки с полицией уже давно привыкли. Самые мудрые помнят простое правило: если и превышаешь, то не превышай больше, чем на 20 км/ч. Тогда отделаешься небольшим штрафом без последствий. И, конечно, плати штрафы вовремя – иначе дороже обойдется.

©
Подписка на Euromag

Первый по изнасилованиям 19 января 2016, 09:53

Первый по изнасилованиям

Российские СМИ радостно распространяют сообщения об изнасилованиях в Германии – даже если те, скорее всего, выдуманы местными нацистами.

Снега нет и не будет 29 декабря 2015, 10:58

Снега нет и не будет

Самый большой дефицит сейчас в Европе – это снег. Обычный новогодний снег на лыжных курортах.

Как переехать в Берлин 2 ноября 2015, 13:11

Как переехать в Берлин

В России вышла новая книга автора EUROMAG и бывшего собкора журнала «Эксперт» в Берлине Сергея Сумленного. «Берлин: Веселая столица, или от рейхстага до...

Беженцы – это Европа 7 сентября 2015, 11:50

Беженцы – это Европа

С моей дочерью в берлинский детский сад ходят две девочки-сирийки. Каждый раз, когда я захожу за дочерью и вижу их, я счастлив, что эти две девочки играют в кукол в Берлине...