Берлинский позор

Строительство аэропорта столицы вновь срывается – в пятый раз подряд. Открытие переносится в очередной раз, реализация проекта затягивается уже на пять лет относительно первоначального плана. Стоимость строительства возрастает на очередные несколько сотен миллионов евро, а руководство компании-застройщика – по совместительству руководство города – по-прежнему раздувает щеки и утверждает, что никто не виноват.

Если вы думаете, что такое может происходить только в стране третьего мира, или в Советском Союзе – вы глубоко ошибаетесь. Слово «долгострой», над которым беззубо шутили в журнале «Крокодил» 1980-х годов, приобрело совершенно новые оттенки в современном Берлине. Именно здесь, в столице самой экономически развитой страны Европы, местный мегапроект по возведению гигантского воздушного хаба превратился в кафкианскую историю безответственного раздолбайства, профуканных миллиардов и полностью уничтоженного имиджа города – на фоне самодовольного надувания щек мэром столицы.

Впрочем, обо всем по порядку. Германия – удивительная страна, в которой столица – далеко не самый богатый и самый развитый город. Самый крупный – да (в Берлине живет более 3 млн человек, это вдвое больше, чем в следующем по величине городе страны, Гамбурге). Но при этом столица – достаточно бедный город с гигантскими долгами. Вот в этом-то городе, в рамках проекта модернизации инфраструктуры (все-таки столица Германии, имидж обязывает) власти уже давно собирались построить гигантский центральный аэропорт-хаб.

Сергей Сумленный
Сергей Сумленный

Сергей Сумленный - политолог, глава представительства немецкого фонда Генриха Бёлля в Украине. Работал в московском бюро крупнейшей немецкой телерадиокомпании ARD, во франкфуртской редакции газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung, отвечал за консультирование по вопросам российских санкций в немецкой консалтинговой компании SCHNEIDER GROUP. Защитил диссертацию по истории взаимоотношений власти и СМИ в послевоенной Германии (ИНИОН РАН). Автор книг «Немецкая система» и «Немецкий формат».

Дело в том, что историческое наследие Берлина – разделенного города, границы между Восточным и Западным блоками – заключалось не только в том, что в самом центре города внезапно образовались огромные пустыри (бывшая зона отчуждения вокруг Берлинской стены), но и в том, что к началу 2000-х годов город с тремя миллионами населения пришел с тремя аэропортами: Восточным Шенефельдом, западным Тегелем и центральным Темпельхофом. Три аэропорта в трехмиллионном городе – явное излишество, тем более, что два из них – Тегель и Темпельхоф – располагались в черте города (по московским меркам – примерно на Соколе и Добрынинской) и их невозможно было расширять, да и организовывать стыковочные рейсы было практически невозможно – попробуй доберись из аэропорта в аэропорт.

Таким образом, идея свести все аэропорты в один, на базе загородного Шенефельда (изначально – взлетная полоса завода «Юнкерс» для отгрузки готовой продукции, а затем – центральный аэропорт ГДР, откуда в лагеря палестинских террористов улетали западногерманские террористы из организации RAF) и закрыть городские Тегель и Темпельхоф была здравой. Ужасным было ее исполнение.

Начнем с того, что добрые десять лет шло согласование строительства. Германия – страна изматывающих строительных согласований, тут сложно поставить один ветрогенератор в поле – окружающие фермеры засудят за шумовую нагрузку – а уж целый аэропорт с ожидаемым пассажиропотоком до 47 млн пассажиров в год – это вообще катастрофа. Плюс строительство аэропорта плохо вязалось с финансовым положением Берлина, по уши сидящего в долгах. Однако же, наконец, согласования были получены, деньги нашлись – и строительство началось.

Однако тут начались типично берлинские и типично немецкие проблемы. Застройщик аэропорта – компания Flughafen Berlin Brandenburg GmbH – принадлежит федеральной земле Берлин, федеральной земле Бранденбург, а также федеральному министерству транспорта. А значит – в ее руководстве сидят сплошные чиновники и политики, которые отлично владеют техникой подковерной борьбы, но слабо представляют себе строительный бизнес и, видимо, с трудом отличат экскаватор от бульдозера. При таком планировании провалы начались практически сразу же.

Сначала аэропорт планировали открыть еще осенью 2010 года – и желающих берлинцев даже возили на экскурсии на стройку, где для обзора возвели целую наблюдательную вышку. Но экономический кризис разорил несколько компаний-подрядчиков, и открытие перенесли на июнь 2012 года.

Первый перенос не предвещал ничего нехорошего, и даже смотрелся оправданно. Мол, не у нас в головах кризис, а в американском Lehman Brothers. Мы не виноваты, у нас немецкий порядок, а задержка нестрашна. Как бы не так. Вся история строительства берлинского аэропорта – это история невероятного, эпического вранья, гомерического очковтирательства и позорнейшего провала. В мае 2012 года, за три недели до запланированного открытия аэропорта, вся столица была обклеена рекламой: «Спасибо, Тегель! Здравствуй, Вилли Брандт!» Авиакомпаниям было обещано открытие нового хаба. Компании закупили новые самолеты, наняли персонал и продали билеты.

Немецкая железная дорога Deutsche Bahn построила подземный вокзал для скоростных поездов (планировалось, что из аэропорта будут летать также чехи и поляки, приезжающие в Берлин на поездах). Гостиницы наняли персонал. Рестораны заключили договоры об аренде аэропортовых помещений. Таксопарки инвестировали в новые машины. Компания-оператор аэропорта пригласила полсотни иностранных корреспондентов, чтобы показать им стройку и заверить, что открытие произойдет вовремя.

Честно говоря, стройка выглядела как руина. Отдельные рабочие сомнамбулически что-то пилили, подвинчивали и приколачивали – но сам аэропорт выглядел полной развалиной. Это не мешало пресс-службе аэропорта обещать, что «все откроется вовремя». Разумеется, вовремя ничего не открылось. За две недели до предполагаемой даты запуска было объявлено, что аэропорт не сдал систему пожаротушения, и поэтому (и только-де поэтому!) открытие откладывается. На осень 2012 года.

То, что эта отговорка была ложью, было ясно с самого начала. На стройке не валялся не то что конь, а даже немецкая овчарка не чесала там себе свою спину о простаивающий башенный кран. Открытие быстро перенесли сначала на апрель 2013, потом на осень 2013 (это был уже четвертый перенос). Каждый перенос сопровождался сообщениями о том, что строительство обойдется в бОльшую, нежели планировалось, сумму (это и понятно – компании-партнеры несут убытки от задержек, и их надо компенсировать).

Мэр Берлина и глава наблюдательного совета Клаус Воверайт упорно продолжал делать вид, что все в порядке, что он тут ни при чем, что имидж Берлина не пострадал, и что вообще ходить по открытиям модных выставок интереснее, чем наблюдать за стройкой. Премьер Бранденбурга и второй глава наблюдательного совета Маттиас Платцек поступил еще мудрее – и просто спрятался в тень Воверайта, благо с медийной точки зрения скучный Платцек был менее раскручен, чем гламурный Воверайт. И вот – очередные новости. По последним просочившимся в прессу данным, открытие откладывается как минимум до 2014 – а то и до 2015 года!

Журналисты газеты Bild публикуют фотографии из отчета экспертов: весь аэропорт уже сегодня – это одна большая катастрофа. План аэропорта менялся во время строительства так часто, что вывески аварийных выходов указывают на стены! Покрытие пола уже сейчас пошло трещинами – строители, видимо, экономили на материалах и торопились. Но самое главное – планировщики полностью опозорились с расчетом пропускной способности аэропорта. Уже сейчас очевидно, что ни зона обработки багажа, ни залы для пассажиров не удовлетворяют требованиям берлинского пропускного узла. Аэропорт оказался мал для города – еще до своего открытия! А цена строительства этого позора выросла с предполагаемых 2,8 до 5 млрд евро.

Собственно, ждать открытия аэропорта можно было бы еще долго и спокойно – если бы этот проект был частной инвестицией. Однако речь идет о деньгах налогоплательщиков, которые с фантастическим упорством разбазаривают два социал-демократических чиновника: мэр Берлина и премьер-министр Бранденбурга. А пока деньги налогоплательщиков сладострастно тратятся, нет никаких оснований предполагать, что строительство аэропорта будет завершено – будь то в 2015, 2016 или даже 2020 году. 

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?