17 факапов весны

7 мая 2013 года, 13:00

Больше всего из советской поп-культуры я, как германист, ненавижу фильм «17 мгновений весны». Каждый год, когда перед 9-м мая его крутят все телеканалы России, я буквально вижу, как в головы русских зрителей с новой силой забиваются ржавые гвозди фантазий писателя Семенова и режиссера Лиозновой. Фантазии, настолько же соответствующие реальности, как комикс про Человека-Паука соответствует реалиям молекулярной генетики.

Сергей Сумленный

имя: Сергей Сумленный

Сергей Сумленный - политолог, глава представительства немецкого фонда Генриха Бёлля в Украине. Работал в московском бюро крупнейшей немецкой телерадиокомпании ARD, во франкфуртской редакции газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung, отвечал за консультирование по вопросам российских санкций в немецкой консалтинговой компании SCHNEIDER GROUP. Защитил диссертацию по истории взаимоотношений власти и СМИ в послевоенной Германии (ИНИОН РАН). Автор книг «Немецкая система» и «Немецкий формат».

Впрочем, обо всем по порядку. «17 мгновений весны» - отличный с художественной точки зрения сериал. Художественно завершенный, стильный, лаконичный. В своем роде доказательство того, что искусство может найти лазейку даже в тоталитарном обществе.

Проблема в том, что уже не первое поколение русских рассматривает этот кинокомикс как энциклопедию немецкой жизни и истину в последней инстанции. То есть, ты говоришь приятелю: слушай, не надо прыгать с крыши небоскреба, разобьешься! – а он смотрит на тебя стеклянными глазами и бормочет: «что ты! Человек-паук же показывает, что можно цепляться специальной паутиной!»

Так же и с реалиями Германии. В сериале Лиозновой все нацелено на то, чтобы вести со зрителем задушевно-чекистский разговор. «Ну, вы же понимаете, что мы умные люди, мы знаем, как на самом деле», - говорит фильм, предлагая зрителю очередную «Информацию к размышлению». Это подталкивает зрителя к тому, чтобы верить в самозабвенную хлестаковщину фильма и стараться запомнить как можно больше деталей из «информаций» - перед знакомыми знаниями блеснуть. Проблема в том, что данные этих «информаций» - на большую часть полностью выдуманы.

И речь даже не о таких мелочах, как то, что Мюллер, например, был членом НСДАП с 1938 года, а не с 1939, как утверждается в фильме. Или что фильм, создававшийся в рамках коммунистической пропаганды, был обязан следовать идеологической линии – и поэтому всем лидерам нацистской Германии было отказано в образовании выше среднего. И доктор филологии Йозеф Геббельс (защитился в 1921 году), и выпускник мюнхенской высшей технической школы Генрих Гиммлер (диплом от 1922 года) получают в фильме характеристики «образование: среднее». Все это мелочи, хотя и противные.

Дело в другом. Вся эстетика фильма – это большая фантазия. Разумеется, я говорю не о таких мелочах, как советский железнодорожный вагон под видом вагона рейхсбана, или Рига, загримированная под Берн. Понятно, что киностудии работают в условиях дефицита реквизита, а в Советском Союзе с натурными съемками в Швейцарии были проблемы. И даже не говорю о том, что сепаратные переговоры с Гитлером активно вел Советский Союз. Оставим эти мелочи в покое.

Нет, все глубже. Главный эстетический стержень фильма – это черно-серебряная униформа героев-эсэсовцев. Именно эта черная униформа до сих пор определяет садо-мазо-мечты российских поклонников чекистов. Именно с этого фильма в СССР пошла эстетизация нацизма. Однако проблема в том, что черную БДСМ-униформу СС носили только до 1935 года. В 1935 году форма была заменена на мышино-серую, а в 1937 – на форму «полевого серого» цвета, практически идентичную вермахтовской. Разумеется, с двумя погонами, а не с одним.

За сменой униформы стояло стремление руководства СС казаться менее опереточными и более «военными». Ах, знали бы они, как активно будут облизываться на их черные кители советские граждане после просмотра фильма Лиозновой.

Съемка якобы «исторического» фильма с таким ляпом в форме противника – это уже заявка на развесистую клюкву. Аналогом было бы производство американцами фильма про НКВД в 1945 году, где главный герой ходил бы в буденновке с ромбами на петлицах. Отечественные критики Голливуда бы лопнули от смеха и взахлеб рассказывали на интернет-форумах, какие тупые американцы: сняли фильм, где Берия носит в 1945 году форму РККА. А, будучи признанными любителями измерения черепов, патриотические критики Голливуда еще бы и возмутились тем, что Берию у американцев играет чернокожий актер (если уже проводить полную аналогию с «17 мгновениями»).

После этого можно уже ничего больше не писать, но фильм полон ляпов и покруче – причем ляпов, в которые русские до сих пор свято верят. Еще никто из воспитанных на «17 мгновениях», с кем я пил пиво, не удержался – в ответ на мой «Prost!» от замечания, что, мол, «это же северонемецкое!» Ребята, Семенов с Лиозновой вас обманули. Prost! (сокращенное от Prosit, т.е. латинского «за здоровье») – распространено по всей Германии, и даже на юге больше, чем на севере. Легенда о том, что северяне-де «экономят на гласных» - клюква еще более развесистая, сравните северные топонимы Keetzseen или Peenewiesen с каким-нибудь южным Gschwend. Пастор Шлаг вряд ли мог называться пастором – обычно так называют не католических, а протестантских священников.

А повсеместно распространенная вера в то, что при родах женщина кричит на родном не то что языке, а диалекте – это вообще кошмар. Я понимаю, что в Советском Союзе никто не говорил на иностранных языках, и Семенов мог впаривать зрителям любую чушь об особенностях говорения на них. Но сегодня-то уж можно поинтересоваться. Даже нескольких недель пребывания в иноязычной среде достаточно для того, чтобы даже в состоянии забытия говорить на иностранном языке, видеть сны на нем и ругаться, вступив ногой в лужу. Не говоря уже о многолетней жизни агентов за границей (это даже если мы оставим в стороне правдоподобность такой инфильтрации советских граждан в нацистскую Германию).

Полный швах у Семенова и с географией Берлина, причем в ключевых моментах. Например, в десятой серии, когда Штирлиц придумывает в тюрьме легенду, почему его пальчики остались на чемодане радистки, его легенда выглядит так: «Я стоял на Паризер платц, там была закрыта улица из-за бомбежки, там я простоял минут двадцать. Потом я поехал по Байройтер штрассе, чтобы свернуть налево на Доротеенштрассе. Но там меня тоже остановили, так как переулок был перекрыт пожарными машинами, и поэтому мне пришлось ехать в объезд, через Кепеникерштрассе, мимо казарм. Итак, я поехал в объезд через Кепеник. Меня там тоже остановили, парень, который меня не пускал».

Дальше Штирлиц, по версии фильма, блестяще заставляет Мюллера поверить в свою легенду, так как молодой кашляющий полицейский из Кепеника действительно опознает Штирлица. «Вот так в очередной раз Штирлиц обманул гестапо», - сказал бы советский анекдот. На самом деле, после такой легенды гестапо должно было окончательно увериться в то, что Штирлиц – советский агент. Дело в том, что ехать от Паризер платц к Доротеенштрассе (и площадь, и улица – в самом центре Берлина, в паре сотне метров от здания Рейхстага, и в сотне метров друг от друга) «в объезд через Кепеник» - это примерно как ехать со Знаменки на Тверскую через Реутов. «Оу, йес, я есть решил пойехайт короткий путь – trust me, I am a true KGB officer, не какой-то цэрэушник!»

Понятно, что фильм снимался советскими художниками для советских зрителей и фактически про советских гэбэшников. Густо размазанная по фильму тема потребления импортных сигарет, пива и коньяка – это как раз про доступ советских партийцев к распределителям. «Пей свое пиво, сегодня баварское есть», - говорит в пятой серии владелец пивной Штирлицу, пришедшему к нему постоянному клиенту. Мечта о баварском пиве, конечно, одна из ключевых для русского восприятия Германии, однако в самом Берлине фраза про баварское пиво бессмысленна так же, как была бы в Москве бессмысленна фраза «сегодня есть дальневосточная водка». Пиво различается в Германии не по регионам, а по маркам и типам. Если бы владелец пивной хотел подчеркнуть, что у него есть особенное редкое пиво, которое любит клиент, он бы сказал, например – «сегодня есть светлый пшеничный Пауланер» или «сегодня есть светлый Вайштефан».

Впрочем, вероятность того, что берлинский хозяин пивной завлекал бы клиентов баварскими сортами, граничит с ситуацией, когда бы московский ресторатор завлекал гостей питерской корюшкой. А тут – хозяин еще раз подчеркивает: «война не война – а как баварское появится – все идут, даже на костылях». Но, понятно, что автору очень нравилось словосочетание «баварское пиво». Не дрезденское же (это наша, советская ГДР – «испорченная» коммунизмом), а настоящее, капиталистическое баварское. 

Кстати, что действительно интересно в фильме, так это чудом попавшие в кадр картины настоящего гэдээровского Восточного Берлина. Например, на 52-й минуте 11-й серии машина Штирлица проезжает мимо разрушенной колоннады и разбомбленного в ноль, до обрушенных стен и пустых окон, здания. Это, на минуточку, здание Нового музея – жемчужины берлинского Музейного острова, аналога петербургского Эрмитажа. То, что здание стоит разрушенным, показывает нам, на что на самом деле шли деньги в ГДР, не сумевшей даже к концу 1970-х восстановить архитектурные сокровища самого центра города – но зато вбухивавшего миллионы марок в строительство укреплений на границе, чтобы не дать восточным немцам сбежать на свободу.

Разумеется, все эти замечания были бы совершенно бессмысленны, если бы речь шла об исключительно художественном объекте. В художественном фильме возможно все что угодно – если это не нарушает художественную целостность замысла. В фильме о мае сорок пятого в Берлине могут действовать марсиане, Сергей Есенин или едущий от Паризер платц на Доротеенштрассе через Кепеник русский агент. Просто не надо пытаться воспринимать комикс про Железного Человека и Халка, спасающих мир от Доктора Но в обстановке Дальневосточной республики, как источник чего-то, кроме бесконечных лулзов. В «17 мгновениях весны» нет ни информации о Германии, ни тайных знаков, ни тайных знаний. Да, и армянский коньяк – вопреки сыгранному Броневым якобы Мюллеру – Уинстон Черчилль не любил, и, возможно, никогда даже не пробовал. 

Комментирую

Комментарии (10)

Klishta Igor написал: 27.11.2013 07:34

Klishta Igor

Мне кажется, что художественный фильм и документальный некорректно сравнивать по одним лекалам.

met0 написал: 29.10.2013 10:01

met0

Сумленный стремительно завершает свою трансформацию в законченного русофоба.

Долгих Алексей написал: 11.08.2013 08:21

Долгих Алексей

В любом фильме можно найти кучу "ляпов" если их в нём специально искать.Фильм-то не о форме или образованности нацистов. Фильм о чувстве долга, патриотизме и мужестве. И этим он привлекает миллионы зрителей. Что же касательно армянского коньяка, то Черчилль действительно обожал его и выпивал в день не менее одной бутылки.

Долгих Алексей написал: 11.08.2013 08:21

Долгих Алексей

В любом фильме можно найти кучу "ляпов" если их в нём специально искать.Фильм-то не о форме или образованности нацистов. Фильм о чувстве долга, патриотизме и мужестве. И этим он привлекает миллионы зрителей. Что же касательно армянского коньяка, то Черчилль действительно обожал его и выпивал в день не менее одной бутылки.

Колесов Виктор написала: 08.08.2013 16:19

Колесов Виктор

Хм.. про форму весьма сомнительное утверждение, войска СС всегда отличались от обычных частей вермахта и созданы они были немного для других целей ..и гордость Гитлера как-никак! Впрочем даже если и так, то точнее было бы сравнение "это как НКВД в 45-ом ходили бы в тщательно подогнанной, вычищенной, со всеми аксельбантами форме". Про родной язык автор тоже загнул: за три недели жизни заграницей ты никак не будешь думать и говорить на том языке, ругаться тем более! Насчет диалекта - его еще труднее выкоренить из памяти, если как-то и можно замазать за долгие годы тренировок, то окажись в родной обстановке или какой-то экстраординарной ситуации, то он автоматически выскочит из подсознания!

Федор Федор Осетинский написал: 18.07.2013 16:43

Федор Федор Осетинский

Читаю и краснею за наш затюканный народ. Как можно не знать, что Мюллер член не с 39, а аж с 38 года.? Не стыдно? Как такие посмели надавать по сусалам истинным арийцам, каждый год менявшим цвета мундира... ? Даже хохмить не хочется над автором, который всегда вопит от боли на "иностранном" языке. А на таможенном посту не путается? PS. а баварское ваше- крашенная водичка. Пивали, знаем.

Ккк Ммм написал: 26.06.2013 20:47

Ккк Ммм

а я всё ждал, читая статья, когда же автор начнёт хвалить немецких военных и ругать советского война, который, от большой любви к Родине (нынешнему поколению, жаль, но не понять этого), "посмел обидеть" "гуманного" немецкого солдата... пусть с ляпами, но наш народ в те годы умел и снимать кино, и восстанавливать разрушенную страну, и быть впереди планеты всей что в науке, что в культуре... я горжусь нашим народом и тем что и как он умел делать.... СПАСИБО Вам наше старшее поколение.....

Степанов Андрей написала: 13.06.2013 17:40

Степанов Андрей

Всё что тут описано особого значения для советского народа значения не имело, главное было - наша Победа.
А вот алкогольные пристрастия персонажей хорошо известны. Черчиллю регулярно поставлялся армянский коньяк Двин, это факт. А вот что до Мюллера - то его "я люблю водку" чистый неправда. В мемуарах Шелленберг рассказывает что Мюллер пил как раз коньяк.

Смирнов Владимир написал: 11.05.2013 03:30

Смирнов Владимир

Я Вам сейчас ещё один лубок дам - как раз на День Победы. Самая настоящая клюква, яа-яа. В результате выращивания такой клюквы победа получается на нужной стороне.

Имперская Канцелярия 9-го мая 1945г

Канонады раскаты,
На передний наш край
Сорок пятый – проклятый
Надвигается май.

Окружили наш бункер,
Сыплют мины на нас…
Что ж, разлейте по рюмкам
Остающийся шнапс.

Выдать фауст-патроны,
Пьём под «Гибель богов»
За витые погоны,
За штандарты полков.

За двойные зиг руны,
За здоровье коллег.
Не грусти, Кальтенбруннер,
Выше нос Шелленберг.

За последний пьём выстрел,
За неведомый страх,
За дубовые листья
На железных крестах,

За Париж и Варшаву,
За оружия звон,
За бессмертную славу
Всех германских племён.

Может, через минуту
Наш окончится бой.
Ах, Германия-муттер,
Что же станет с тобой?

Твои нивы измяты,
Твои вдовы в слезах,
Тебя топчет пархатый
Большевистский казак.

И заносит заразу
Твоим девушкам гунн,
И киргиз косоглазый
Гонит в кирху табун.

Смерть стоит на пороге,
И, вошедший в кураж,
Маршал их кривоногий
Тычет пальцем в Ла-Манш.

И, как ужас Европы,
На горящий Рейхстаг
Забрался черножопый
И воткнул красный флаг.

А назавтра под утро,
Хохоча и грубя,
В комиссарскую юрту
Приведут и тебя.

Там заждался лежащий
На кошме замполит,
Пучеглазый, как ящер,
Толстогубый семит.

Он в предчувствии ласки
Ухмыльнётся сквозь сон
И распустит завязки
Своих ватных кальсон…

Для немецкого ж воина
Лучше гибель, чем плен.
На секундочку, фройляйн,
С моих встаньте колен.

Упирается дуло
В поседевший висок,
Сердце сладко кольнуло,
Палец жмёт на курок.

Пусть забрызгал я скатерть,
И пропала еда,
Но меня не достать им
Никогда, никогда.

Всеволое Емелин

Koneva Tanja написала: 07.05.2013 20:20

Koneva Tanja

Вот и моя косметичка смотрит Доктор Хаус и возмущается на тупость диагнозов.
А народ смотрит и радуется, потому как, не про то фильм.

Про образование офицеров принимается, только думаю то была партийная цензура, и обусловлено временем. А все остальное придирки узкого специалиста.
Не для Вас фильм делали, г-н Германист, и другим вещам внимание уделяли.

Меня Шварц в шинелке-аля-мент тоже улыбает.
EGAL!
Гораздо смешнее космонавт бухой на орбите, кажется, он там еще и в ушанке. Для полноты картины не хватает еще медведя. Наверно были проблемы поведенческие в состоянии невесомости, решили не тратится на зоопсихолога..

А про роды вам бы лучше...
Я тоже в среде (теперь уже только в отпуске) на немецком (корявом своем) думаю и "Шайзе" шиплю, если там, лужа!!
а роды...
Вставьте зонтик.....
...Когда я между схватками в сознание возвращалась, не понимала, как головой вниз под кроватью оказывалась, а в другой раз уже наоборот. Я после родов день-два говорить не могла, врачи сказали, меньше орать надо было.

Город был - Lychen, а вот орала я не "SCHEISE".

Подписка на Euromag

Первый по изнасилованиям 19 января 2016, 09:53

Первый по изнасилованиям

Российские СМИ радостно распространяют сообщения об изнасилованиях в Германии – даже если те, скорее всего, выдуманы местными нацистами.

Снега нет и не будет 29 декабря 2015, 10:58

Снега нет и не будет

Самый большой дефицит сейчас в Европе – это снег. Обычный новогодний снег на лыжных курортах.

Как переехать в Берлин 2 ноября 2015, 13:11

Как переехать в Берлин

В России вышла новая книга автора EUROMAG и бывшего собкора журнала «Эксперт» в Берлине Сергея Сумленного. «Берлин: Веселая столица, или от рейхстага до...

Беженцы – это Европа 7 сентября 2015, 11:50

Беженцы – это Европа

С моей дочерью в берлинский детский сад ходят две девочки-сирийки. Каждый раз, когда я захожу за дочерью и вижу их, я счастлив, что эти две девочки играют в кукол в Берлине...