Леди не для поворотов

За свою карьеру я написал только два «прижизненных» некролога. На смерть Папы Римского(ещё Иоанна Павла Второго) и Маргарет Тэтчер. Помню, всегда охватывало такое странное чувство...хоронить человека заранее - совсем никуда не годится. Боролся с этим только одним способом: писал как будто о юбилее, то есть вспоминал о человеке и его пути. Накануне все мировые агентства, каналы и даже газеты(например, вечерняя лондонская«Evening Standard») выпустили те самые «прижизненные некрологи». Ещё одного в моём исполнении точно не будет -я просто расскажу о том, какой я увидел и запомнил Маргарет Тэтчер.

Впервые я увидел «Железную Леди» по телевизору. Помню, меня совсем не удивил её ореол сильного политика в описании диктора. По Тэтчер было видно - спуску не даст. Другое дело, что мне тогда это не очень понравилось - жёстких людей в мире так много, а хочется, чтобы было больше добрых. В то же время её принципиальность и чувство юмора всё же подкупали. Например, теперь уже крылатая фраза: «в политике если ты хочешь, чтобы что-то было сказано, спроси мужчину, а если хочешь чтобы что-то было сделано - женщину». Верю! Однозначно! При этом сама Тэтчер ещё в начале карьеры сказала, что не верит, что при её жизни женщина может стать премьер-министром - слишком консервативной была Великобритания. Даже назначение Тэтчер министром просвещения и науки для того времени казалось большим либеральным шагом.

Первая личная встреча с Маргарет Тэтчер произошла во время открытия музея Холодной Войны в графстве Шропшир на Западе Англии в 2007 году. Никто не знал заранее, приедет ли баронесса на открытие или нет.  Журналистов предупредили, не пытайтесь задать вопросы Тэтчер - её нельзя беспокоить. Врачи рекомендовали леди воздержаться от любого общения с прессой.  Все буквально замерли в ожидании прибытия бывшего премьер-министра. Маргарет Тэтчер вошла в сопровождении директора музея. Леди рассеянно слушала его рассказ и начала улыбаться, лишь заметив нас, репортёров. Один из британских журналистов рассказал мне, что Тэтчер скучает вот по таким вспышкам фотокамер и вниманию прессы. И вообще Железная Леди не прочь вернуться на Даунинг-стрит и вновь взять «штурвал» в свои руки.

Евгений Ксензенко
Евгений Ксензенко

Евгений Ксензенко - журналист, владелец компании "Watch us".      

В 2002 году с отличием окончил факультет журналистики МГУ.  В 2006 году  защитил диссертацию в University of Westminster.   

С августа 2001 года корреспондент  "НТВ". 

С ноября 2006 года по ноябрь 2011 - директор-корреспондент представительства ОАО "Телекомпания "НТВ" в Великобритании

Думаю, что всё так и было. Тэтчер поздоровалась с нами, даже ответила на несколько вопросов, которые всё же выкрикнули журналисты и пошла дальше с достоинством даже не баронессы, а самой Королевы. Внешне она всё та же безупречная леди - с идеальной прической, ради которой ей всегда приходилось жертвовать сном. Брошь, сумочка, перчатки - всё на месте и со вкусом. Маргарет Тэтчер произвела на меня приятное впечатление. Если от Королевы обычно веет вежливым холодным радушием, то от Тэтчер исходило какое-то искреннее тепло и очарование.

При этом я никогда не был её поклонником. Больше того, подозреваю, что если бы я жил и работал в её эпоху, то возможно, присоединился бы к стану противников премьер-министра. Ну как же? Отобрала у школьников бесплатное молоко, у профсоюзов их силу защищать себя и диктовать условия работодателю, отдала в частные руки госкомпании, позволив им распоряжаться судьбой персонала, да и вообще - развязала войну за Фолклендские острова, которые никому особо не были нужны, но погибли сотни людей. Другое дело, что сейчас все её  непопулярные меры кажутся где-то и обоснованными. Например, принцип кто не работает - тот не ест. Это же вполне логично. В том смысле, что социальные пособия обязаны быть, но они не должы стимулировать людей жить «на пособия».

Следующая встреча произошла в этом же году в посольстве России в Великобритании. Маргарет Тэтчер пришла выразить свои соболезнования в связи со смертью Бориса Ельцина. Помню, я даже не удивился, что она приехала. Знал, что Тэтчер делает только то, что считает правильным, а попрощаться с Борисом Николаевичем мне казалось единственно правильным поступком. Не все государственные деятели удостаивалась даже протокольного внимания леди. Например, в 80-х она не стала поздравлять Леонида Брежнева с Днём Рождения из-за присутствия «ограниченного контингента» советских войск в Афганистане. Тэтчер была явно не заражена вирусом политкорректности.

Баронесса решила сделать запись в книге памяти. Цитировать её слова я не буду, но расскажу о том,что произошло дальше. Маргарет Тэтчер не смогла вспомнить своё имя и её помощник был вынужден подсказать ей имя и фамилию для росписи. Тогда я понял, Тэтчер действительно тяжело больна и все статьи из жёлтых газет - правда - «Железная леди» может сломаться в любой момент. От того её приход в посольство показался мне ещё ценнее.

И вот теперь люди шли к ней по адресу Честер-Сквэр 73. Не могу сказать, что её дом засыпали цветами, но букетов было много, как открыток и разных знаков. Например, кто-то принёс полпинты молока, как напоминание о её решении 40 летней давности. Однако сейчас это был уже не упрёк, а скорее, прощение и прощание с бывшим премьер-министром.

При жизни имя Маргарет Тэтчер многие британцы произносили без придыхания. Баронесса была гораздо популярнее за рубежом, чем в Англии. Даже в родном городе Грэнтем ей не захотели ставить памятник. Зато бронзовую скульптуру открыли в Парламенте. Кстати, в Грэнтеме  на месте бакалейной лавки её отца работает массажный салон. Я зашёл внутрь, спросил разрешения взглянуть на комнату Тэтчер, но получил отказать. Видимо, музей здесь точно не скоро откроют. Впрочем на месте мне всё же удалось понять, как закалялась сталь «Железной Леди». Один из её одноклассников утверждал, что она ещё в школе прекрасно одевалась и никогда не сдавалась без боя, то есть бойцовский характер был всегда.  Просто девушка чётко шла и достигала поставленных целей. Не важно,была ли она капитаном хоккейной команды, студентом Оксфордского университета или премьер-министром Королевства.

По заголовкам британских газет можно судить о настроении в стране и отношении к человеку. Вот лишь несколько: «Женщина, которая спасла Великобританию», «Тэтчер: Великий трансформатор», «Женщина, которая разделила нацию», «Прощай, Железная Леди». Британцы действительно прощаются с эпохой, но не с политикой «тэтчеризма». Премьер-министр Дэвид Кэмерон - большой поклонник баронессы. Его правительство идёт по её пути. Правда масштабы всё же другие. И дело, конечно, не в сумочке леди, в которой как писали английские журналисты, всегда лежит «нож», не в причёске и крылатых фразах, а в желании и возможности увидеть и принять верное стратегическое решение.

Однако плата за такое «острое зрение» в большой политике - семейная жизнь и здоровье. Тэтчер прожила последние годы в одиночестве. Дети навещали её не часто, муж Дэннис умер ещё в 2003 году. Железная леди попросила похоронить её рядом с ним. И это как раз, на мой взгляд, говорит о том, что она не была такой Железной, как казалась людям. Просто жила по принципу: жить для работы, а не работать для жизни. 

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?