Болонский процесс: студенческая мобильность в Европе

2 мая 2012 года, 17:41

Недавно в румынской столице Бухаресте состоялся очередной форум, посвященный Болонскому процессу. Напомню, что этот проект был запущен в 1999 году для создания единой европейской системы высшего образования. Участники дискутировали на протяжении двух дней, 26 и 27 апреля, и одним из самых горячих вопросов стала студенческая мобильность.

Наташа Фукс

имя: Наташа Фукс

Выпускница Университета Манчестера (Cultural Management), специалист по управлению культурными проектами и связям с общественностью, журналист. Занималась в Москве развитием Медиа Форума— специальной программы Московского международного кинофестиваля. Сейчас живет в столице Австрии - Вене, где продолжает изучать историю медиа искусства и гендерную историю, работать в сфере культуры и образования.

Студенческая мобильность, то есть возможность для студентов легко мигрировать на всей территории ЕС с целью обучения, стала одной из причин создания единого европейского образовательного пространства. Однако, как во время конференции в Бухаресте, так и в отчете 2012 года «Болонский процесс глазами студентов Евросоюза» описывается множество недостатков системы высшего образования в Европе, и в качестве главного из них, по-прежнему, упоминается отсутствие надлежащего и адекватного финансирования мобильности.

В частности, эта тема очень актуальна для тех, кто происходит из малообеспеченных семей и в состоянии получить высшее образование только при наличии грантовой или стипендиальной программы в учебном заведении. Интересно, что договоренность о возможности свободного перевода грантов и стипендий между всеми странами-участниками Болонского процесса была достигнута еще в 2009 году. Фактически, это давало бы возможность студентам попробовать пожить и поучиться в разных странах на протяжении всего периода обучения, а также более надежно определиться с перспективами в своей профессии и карьере. Однако эта договоренность учебными заведениями Европы игнорируется. 

Многочисленные студенческие протесты призывают эту ситуацию изменить. Ведь в настоящий момент разрыв между ожиданиями нового поколения и теми возможностями, которые может ему предоставить современное общество, – огромен. И поскольку студенты университетов в Европе к моменту выпуска зачастую уже становятся должниками банков, а ситуация на рынке труда оставляет желать лучшего, протест остается одним из наиболее действенных средств влияния на политиков из министерств образования. Социальные движения, сосредоточенные на проблемах студентов и молодых людей, находящихся в затруднительном положении в отношении обучения и перспектив трудоустройства, все набирают обороты, и для Евросоюза это становится реальной проблемой и иллюстрацией системного кризиса. Ведь это противоречит одному из основных прав гражданина Евросоюза – свободе передвижения. 

«Уже можно начать разговор о том, что Болонский процесс не успевает за быстрым развитием дискуссий национального уровня о финансировании высшего образования, проблем трудоустройства и других социальных аспектов» – такой, весьма печальный, вывод был сделан на последнем форуме. «Несмотря на все реформы и изменения в системе высшего образования в Европе с 1999 года, потребности студенческого и академического сообщества пока так и не были удовлетворены». Сами участники Болонского процесса также недовольны сложившейся ситуацией. Все они признают, что те задачи, которые были поставлены во время конференции в 2009 году, не только не были решены, но в ряде областей можно было наблюдать регрессивное движение. 

Патетически звучала следующая речь в Бухаресте: «Мы не должны допустить того, чтобы идея Болонского процесса осталась в прошлом, и мы испытывали бы ностальгию по тому моменту, когда великая цель создания единого образовательного пространства в Европе еще казалась достижимой». И финалом ее была мысль о том, что Европе необходим новый путь, – остается пожелать, чтобы время до следующего форума стран-участниц Болонского процесса было в действительности на поиски этого пути потрачено. 

По материалам Ehea.info

Фото: Bogdanos Albos

©
Подписка на Euromag

Евросоюз в борьбе за таланты 15 апреля 2013, 05:39

Евросоюз в борьбе за таланты

Европейская комиссия предложила сделать европейское образование "более доступным и привлекательным" для студентов и исследователей из стран, не входящих в Евросоюз (ЕС). К...

Летняя школа в Праге 19 февраля 2013, 19:56

Летняя школа в Праге

Одна из самых известных летних школ, сфокусированных на таких дисциплинах как экономика, политология и социология, находится в столице Чешской Республики.

Дизайн-менеджмент в мультикультурной среде 14 февраля 2013, 19:43

Дизайн-менеджмент в мультикультурной среде

Основные темы профессиональных исследований и практики Анны Манюк, с которой я пообщалась об обучении в Европейском Институте Дизайна в Барселоне, –  это формирование и...

Всегда ли Париж - хорошая идея? 6 февраля 2013, 20:18

Всегда ли Париж - хорошая идея?

С героиней моей публикации сегодня - Гелей Морозовой - мы работали вместе над организацией Фестиваля российского кино в Лондоне. Тогда мы обе сотрудничали с фондом Academia...