Всегда ли Париж - хорошая идея?

6 февраля 2013 года, 20:18

С героиней моей публикации сегодня - Гелей Морозовой - мы работали вместе над организацией Фестиваля российского кино в Лондоне. Тогда мы обе сотрудничали с фондом Academia Rossica. В настоящий момент Геля учится во Франции, она поступила сразу в два выдающихся учебных заведения там - HEC Paris и Université Paris Dauphine.

Наташа Фукс

имя: Наташа Фукс

Выпускница Университета Манчестера (Cultural Management), специалист по управлению культурными проектами и связям с общественностью, журналист. Занималась в Москве развитием Медиа Форума— специальной программы Московского международного кинофестиваля. Сейчас живет в столице Австрии - Вене, где продолжает изучать историю медиа искусства и гендерную историю, работать в сфере культуры и образования.

До поступления в магистратуру «Media, arts and creation» в Париже Геля Морозова изучала литературу и перевод на филологическом факультете МГУ. А также в течение 4 лет работала в Москве в сфере образования и культуры: занималась литературными проектами в Британском Совете, партнерскими и специальными проектами в "Теориях и практиках". И хотя до окончания учебы ей остается еще полтора года, критические заметки в адрес HEC Paris, о которой во Франции принято говорить исключительно хорошо, уже имеют место быть. 

Как ты выбирала школу во Франции и почему именно там? Что связывало тебя с этой страной?

Я точно знала, что хочу получить магистерскую степень по культурному менеджменту и искала подходящие варианты в Великобритании и Франции, потому что английский и французский — это два иностранных языка, на которых я хорошо говорю. Решающую роль в результате сыграла цена — за те же деньги в Великобритании я училась бы во второсортном университете, тогда как HEC Paris по рейтингам Financial Times многие годы была лучшей бизнес-школой Европы (правда, в этом году уступила первое место испанской Instituto de Empresa). На самом деле, HEC Paris была моим запасным вариантом. Я собиралась поступать в Université Paris Dauphine. Об HEC Paris я услышала от подруги и решила подстраховаться и попробовать поступить и туда, и туда. На тот момент я совсем не разбиралась во французской системе образования и не знала, что HEC Paris куда престижней Dauphine. Поэтому моя история про запасной вариант очень веселит французов. Меня приняли и в Dauphine, и в HEC. Я выбрала HEC. Dauphine, правда, разрешили мне, если захочу, пройти их курс в следующем учебном году. И я скорее всего так и сделаю.

Насколько я помню, процесс поступления был многоступенчатым и непростым..Расскажи об этом.

Нет же, процесс поступления оказался очень-очень простым. К тому же, так как HEC была только запасным вариантом, то я не очень переживала и старалась. На то, чтобы заполнить онлайн анкету и написать мотивационное письмо я потратила одно утро. Но это только первый этап. Второй этап - собеседование по skype. Вот это было сложнее, так как французский - второй иностранный для меня. Я готовилась целый день, репетируя перед зеркалом. Я знаю, что мои одногрупники-французы готовились неделю. Возможно, для меня собеседование прошло довольно просто потому, что к тому моменту я уже работала в течение 4 лет в области культуры и знала, о чем я говорю, могла отвечать на вопросы профессоров. Справедливости ради должна отметить, что к поступлению в Université Paris Dauphine я старательно готовилась 3 месяца. Это, конечно, сыграло свою роль.

Как оформляется французская студенческая виза?

Это кошмарный процесс. И это куда сложнее, чем поступление. Процесс оформления визы занял 3 месяца и были моменты, когда я была готова отказаться от идеи учиться во Франции и просто забрать загранпаспорт. Меня останавливал только внушительный аванс, который я заплатила в HEC, и упрямство. В прошлом году посольство Франции открыло визовый центр и со всеми вопросами про студенческую визу перенаправляло меня туда. В визовом центре, к сожалению, царил полный хаос: каждый раз мне давали разную информацию. Например, сотрудники уверяли меня, что так как я поступила в HEC сама, мне не нужно проходить через процедуру Campus France. Но когда в назначенное время я принесла документы в визовый центр, их отказались принимать, потому что я не прошла ту самую процедуру.

Процедура Campus France — это тоже отдельная история. Ее должен пройти каждый человек, который едет учиться во Францию больше чем на 3 месяца, даже если он едет на обычные языковые курсы. Она похожа на поступление: заполнение онлайн заявки, оплата взноса и собеседование. Это отнимает много времени и сил. Сайт, через который нужно заполнять заявку, не отличается простотой и usability, а сотрудники Campus France — приветливостью и готовностью помочь. Но больше всего меня поразили вопросы, которые задавали мне на интервью. Мне кажется, они не имели ни малейшего отношения к делу. Например, меня спросили, каковы источники доходов "Теорий и практик", где я в тот момент работала, и какой стартовый капитал потребовался, чтобы запустить такой проект. 

Кроме того, в требованиях посольства есть очень много вещей почти невыполнимых. Например, к моменту подачи документов вам нужно иметь подтверждение, что вы снимаете жилье во Франции в течение 3 месяцев или что у вас есть бронь в отеле. Но будучи иностранным студентом почти невозможно снять квартиру во Франции, не имея гаранта (гражданина Франции, который ручается, что будет платить за вас, если вдруг вы окажетесь неплатежеспособным). Из Москвы сделать это еще сложнее. А имея лишь бронь в отеле вы никогда не сможете открыть счет в банке, без которого, в свою очередь, вы никогда не можете подавать на обязательный вид на жительство. И таких замкнутых кругов очень много. Это не значит, что нет решений, но найти их не так уж просто. Мне повезло: у меня много прекрасных друзей во Франции, которые мне много помогали. Но не стоит думать, что с такой сложной системой приходится сталкиваться только русским, - то же самое приходится преодолеть японцами, американцам и другим негражданам Евросоюза.

Какие бытовые вопросы было решать сложнее всего, а о чем не приходится думать?

Не приходится думать о безопасности. Я никогда не запираю дверь квартиры и оставляю свой велосипед во дворе, но я живу в маленьком буржуазном городке рядом со школой. Не приходится думать о погоде и качестве еды. Обо всем остальном думать приходится. Сложности начинаются с поиска жилья. Без гаранта найти жилье очень сложно. Мне опять же повезло: в моем городке, где не так много желающих снять жилье, нашелся совершенно очаровательный человек, который согласился сдать мне квартиру при условии, что я заплачу ему за полгода вперед. Обычно даже так сделать нельзя. То есть у вас могут быть деньги, но вы все равно не можете ничего снять. Затем нужно подключить электричество и интернет. Если французский второй иностранный и ты не самый практичный человек на свете, то это может превратиться в настоящий кошмар. И это был мой случай. Но самое важное, хотя и не самое сложное, это подтвердить ваше легальное положение во Франции - получить вид на жительство. То есть собрать досье, пройти медицинский осмотр и получить специальную марку в загранпаспорт. Французы обожают досье. Возможно, я просто никогда не сталкивалась с этим в России, но мне кажется уровень бюрократии во Франции куда выше. У меня никогда в жизни не было столько бумаг. Сейчас они занимают самую большую полку в моем шкафу!!

Больше всего меня раздражает общественный транспорт. Ничего хуже RER (французского варианта пригородных поездов) я не встречала: мало того, что билеты дорогие, поезда постоянно опаздывают, ходят раз в полчаса (а вечером раз в час) и отменяются. Опять же все это можно списать на то, что я живу в маленьком городке, но он всего ли в 15 километрах от центра Парижа. Тем не менее поездка в Париж и обратно для меня большой стресс - мне приходится делать одну пересадку в Версале и если я пропущу последний поезд, который идет в 22.14 (то есть ни о каких барах, театрах и опере в Париже и речи не может быть), мне либо нужно брать такси, либо идти полтора часа пешком через лес. То, что происходит, когда выпадает снег, можно описать так: жизнь замирает.

Чем учебный процесс соответствует твоим ожиданиям, а чем нет?

Боюсь, что учебный процесс довольно сильно не соответствует моим ожиданиям. И не только моим. Половина моей группы глубоко разочарована, но их позиция такова: ты не можешь плохо отзываться об HEC, это негативно отразится на твоем же образе - во Франции все знают, что HEC - это самая лучшая школа. Я не собираюсь оставаться во Франции, поэтому для меня такая позиция неприемлема. Во многом свое недовольство я списываю на то, что я уже работала в течение 4 лет, а программа магистратуры разработана для тех, кто проходил только стажировки. У меня есть ощущение, что этот курс структурирует мои знания и опыт, вносит ясность, которой мне так не хватало, но с другой стороны я не чувствую, что научилась чему-то действительно новому. Кроме того, мне не нравится, как в принципе строятся занятия: например, курс может длиться всего день. Предполагается, что за 6 часов с небольшими перерывами мы должны усвоить основы бизнес стратегии или финансов. Может быть, это и возможно, но всё-таки я записалась не на интенсивный курс. При этом занятия в основном проходят в форме лекций. Даже в МГУ многие преподаватели были против принципа TTT (teacher talk time). Это методики, которые давно устарели. Как можно научить кого-то составлять бухгалтерский баланс или отчет о прибылях и убытках, всего лишь прочитав об этом лекцию?

Сейчас курс подходит к концу, и я, к сожалению, не чувствую, что получила хорошую базу знаний по экономике, за которой прежде всего и пришла в HEC. Но тем не менее, есть и хорошие моменты: большое количество работы в группах, кейсы, и занятия с профессионалами из креативных индустрий. Несколько раз в месяц мы встречаемся с разными людьми, работающими в разных компаниях и организациях: в Лувре, в Национальной опере, на телевидении, в музыкальный лейблах и кинокомпаниях. Часто занятия проходят непосредственно там, где работают наши приглашенные лекторы и это дает прекрасную возможность узнать, как устроена та или иная индустрия изнутри. Как Лувр организует выставки, как 6 канал выбирает питчи для новых программ, как проходят репетиции в Опере, как устроено финансирование кино и как его получить. Кроме того, лекторы рассказывают, в чем именно состоит их работа, какие есть сложности, почему они выбрали именно такую карьеру. Такие занятия — это еще и отличный шанс узнать культурную жизнь Франции и познакомиться с самими интересными ее игроками. Как говорят французы construire un reseau.

Какой курс - твой любимый?

Мой самый любимый курс — création d'entreprise. В группе из 4 человек мы в течение 2 месяцев работаем над созданием собственного start-up'а. Каждую неделю мы встречаемся с разными профессорами и представляем им нашу бизнес модель, бизнес и маркетинговый план. Он нас выслушивают, критикуют, хвалят и дают практические советы. Приходится каждый раз делать исследование, а затем придумывать собственный план, обсуждать его с одногруппниками, предлагать собственные идеи, спорить и находить компромиссы. Это самая интересная и приятная часть курса. 8 марта нам нужно будет защитить наш проект перед жюри. 

Кто твои одногруппники?

В моей группе 42 человека и делится она ровно на 2 части: часть ребят первые 2 года отучилась в HEC, часть пришла из разных университетов и школ. У первых благодаря HEC блестящие знания в области экономики, у вторых - совершенно разное образование и интересы: кто-то изучал литературу, кто-то историю искусств, а кто-то право. Мы очень разные. Но в целом, так как HEC очень престижная школа, то это дети из очень обеспеченных семей и с очень элитарными взглядами на жизнь. Эти ребята ни разу по-настоящему не работали, за их образование, квартиры в Париже и жизнь в целом платят родители. Это рождает определенное отношение к жизни и учебе. Винить их в этом нельзя. К сожалению, экономическая ситуация в стране ставит этих молодых и умных ребят в положении, когда им уже 25-27 лет, а у них до сих пор не было настоящей работы. Политика многих компаний (не только в области культуры), к сожалению, заключается в том, что они меняют стажеров как перчатки каждые 6 месяцев, но очень редко набирают кого-то в штат после стажировки. Обычно на 2-3 сотрудников приходится 6-7 стажеров. Кроме того, французы (по крайней мере те, что учатся в HEC) очень закрыты по отношению к иностранцам. У них очень сильно развито чувство принадлежности к французской нации и французской культуре и очень мало - желание интегрировать иностранцев в свою среду. Для меня это создает определенные сложности: я - единственная иностранка в группе. Но я стараюсь видеть в этом положительную сторону: мне приходится все время говорить по-французски, расспрашивать их про шутки из фильмов, которые я не видела и которые я не понимаю, узнавать бытовую культуры: как проходят вечеринки, ритуалы походов в кино и музеи, послеобеденные посиделки за кофе.

Как изменилось твое ощущение места и себя в Европе по сравнению с кратковременными поездками сюда?

Это две совершенно разные вещи: одно дело приезжать на неделю и получать удовольствием от погоды, архитектуры, кино и местной кухни. Совсем другое жить и учиться или работать. Я теперь вижу и могу по-настоящему оценить те прекрасные вещи и места, которые есть в Москве. Еще в большей степени это относится к тем людям, которые окружали меня там. Мне очень повезло - у меня всегда были прекрасные коллеги и друзья. Весь мой круг общения состоял из чудесных людей. С теми, кто существовал вне этого круга, я сталкивалась редко. Может быть, поэтому я так скучаю по Москве. Во Франции с этим сложнее, хотя и здесь у меня много прекрасных друзей и знакомых, многие из них - мои одногруппники. Но я не идеализирую Москву. Просто теперь у меня есть, с чем сравнивать, - и достоинства, и недостатки видны куда отчетливее. Кроме того, у меня сложилось впечатление, что в отношении технологий, бизнеса и искусства Париж очень сильно уступает Нью Йорку, Лондону, Гонг Конгу и даже Москве. Впервые я стала задумываться об это после встречи с Филиппом Сегало, одним из самых успешных арт-дилеров, который давая нам наставления и практические советы, сказал, что если мы хотим делать карьеру в области современного искусства и арт-рынка, то Париж — это последнее место, гда стоит начинать, потому что места силы уже давно сместились в США и Гонг Конг.

Когда ты собираешься возвращаться в Москву и что ты будешь там делать дальше?

Я точно не останусь во Франции. Но вернусь в Москву я не скоро - через полтора года. Поэтому сейчас я думаю скорее о краткосрочных целях: когда перехать в Париж, где пройти стажировку, какого профессора выбрать в качестве научного руководителя, о чем собственно писать диплом и идти ли все-таки в Université Paris Dauphine.

Как ты думаешь, какое влияние оказывает на тебя этот французский опыт?

Это очень важный опыт. Я всегда хотела получить этот опыт жизни и учебы за границей, чтобы понять, что я хочу делать дальше и где я хочу жить. Это опыт заставил меня очень сильно пересмотреть мои взгляды на жизнь и, прежде всего, людей, которые меня окружают. Оказалось, что люди для меня значительно важнее, чем место. И несмотря на общее разочарование школой и Францией, я совсем не жалею. Может быть, только иногда.

Подписка на Euromag

Евросоюз в борьбе за таланты 15 апреля 2013, 05:39

Евросоюз в борьбе за таланты

Европейская комиссия предложила сделать европейское образование "более доступным и привлекательным" для студентов и исследователей из стран, не входящих в Евросоюз (ЕС). К...

Летняя школа в Праге 19 февраля 2013, 19:56

Летняя школа в Праге

Одна из самых известных летних школ, сфокусированных на таких дисциплинах как экономика, политология и социология, находится в столице Чешской Республики.

Дизайн-менеджмент в мультикультурной среде 14 февраля 2013, 19:43

Дизайн-менеджмент в мультикультурной среде

Основные темы профессиональных исследований и практики Анны Манюк, с которой я пообщалась об обучении в Европейском Институте Дизайна в Барселоне, –  это формирование и...

С визитом в Стокгольм 29 января 2013, 16:13

С визитом в Стокгольм

До 1 марта 2013 года можно подать заявку на участие в одной из образовательных программ Королевского Института Искусств в Стокгольме (Kungl. Konsthögskolan | Royal...