Зеленая экономика или экономика «зелени»?

Европа и США утверждают, что активно борются с «криминальными» капиталами, и столь же энергично развивают так называемую «зеленую экономику», связанную с разнообразными высокоэкологичными проектами. Окупаемость этих проектов, чаще всего, десятки лет, однако в последнее время находится немало инвесторов, готовых вкладывать в «экологию» миллиарды долларов. Чем объясняется такая отзывчивость бизнеса – его ответственностью перед будущими поколениями? Или помимо альтруистов среди инвесторов может оказаться немало криминальных авторитетов, отмывающих свою «зелень» через «зеленую экономику», как один мафиози, недавно задержанный в Италии?

Так называемая «зеленая экономика», а попросту говоря, рациональное использование имеющихся природных ресурсов и поиск новых источников энергии, сегодня весьма популярна в мире. Проектами в этой сфере занимается, например, экс-кандидат в президенты США, бывший вице-президент Альберт Гор. И это только самый известный, пожалуй, пример.

Как пишет в своей статье «Зеленая» экономика: реалии, перспективы и пределы роста», член-корреспондент РАН Борис Порфирьев, хотя «масштабы «зеленого» сектора мировой экономики пока сравнительно невелики», тем не менее, «для него характерны исключительно быстрые, особенно на фоне замедления роста в 2008—2012 гг., темпы развития». И для того есть объективные причины, такие как, например, энергобезопасность государства. Но есть и другие, о которых говорить то ли пока не начали, то ли просто не принято в Западной Европе и США. И связаны они с недостаточно прозрачными источниками финансирования некоторых «зеленых» проектов.

Иван Преображенский
Иван Преображенский

Кандидат наук, публицист и политический аналитик, специализирующийся, в первую очередь, на Центральной и Восточной Европе. В первой половине 2000-х годов работал в Центре политических технологий, участвовал во многих избирательных кампаниях (в качестве консультанта). Позднее писал о международной политике и политической экономии в газете «Ведомости», работал в журнале «Профиль», руководил международным отделом интернет-издания Страна.Ru и отделом политики информационного агентства «Росбалт». Публикуется также в чешских и польских изданиях. Владеет французским, английским, чешским и китайским языками.  

О чем собственно речь? История, способная поставить под вопрос способы и источники финансирования «зеленой экономики», случилась в Италии. Сотрудники спецподразделения итальянских правоохранительных органов по борьбе с мафией конфисковали имущество и финансовые активы на общую сумму в размере 1,3 миллиарда евро у местного предпринимателя Вито Никастри (Vito Nicastri), заподозрив его в связях с мафией.

Речь, разумеется, не идет об одном только синьоре Никастри, задержано несколько десятков человек. Как не идет речь и о том, что были обнаружены «закрома» мафии, где золотыми слитками, серебряной монетой или просто 500-евровыми купюрами томились 1,3 млрд евро, нелегально заработанные, украденные или полученные путем шантажа итальянскими мафиози.

Как пишут СМИ, у предпринимателя конфисковывались вовсе не сундуки со звонкой монетой, а виллы, дома, земельные участки и склады, а также машины, мотоциклы и катера. Кроме того, арест был наложен на ценные бумаги и банковские счета Никастри. Ну а если говорить «за экологию», то самое интересное – это более 40 компаний, на балансе которых были 98 объектов недвижимости. И среди них вовсе не одни только «мафиозные» виллы.

Дело в том, что Никастри итальянские СМИ называют «королем ветряных электростанций». Иначе говоря, мафиози, судя по всему, отмывали криминальные капиталы в сфере, где наименее серьезен контроль со стороны государства. С одной стороны, потому что для Европейского Союза «зеленая экономика» - это идеологический проект. С другой – потому что прибыль в этой отрасли минимальна, если она и есть. Сроки окупаемости тех же «ветряных» электростанций огромны, необходимые вложения крайне высоки. Благодаря чему строительство подобных объектов – это, можно сказать, идеальный способ для отмывания криминальных доходов. Причем, можно предположить, что потери не так велики, как в ситуации, когда, например, для «легализации» криминальных денег приходиться массово подкупать госслужащих и правоохранительные органы. Ну а с «ветряными» электростанциями любой мафиози сразу превращается в солидного мецената. 

В связи с этим рождается законный вопрос: а только ли в Италии речь идет о проникновении криминального капитала в «зеленую» сферу экономики? А вдруг, например, Альберт Гор шел на выборы поддержанный фактически криминальным миром? Или многочисленные в Европе партии «зеленых» финансируются, в том числе, за счет криминальных денег? А страны ЕС, выплачивающие большие субсидии на развитие «зеленой» экономики, в реальности финансируют, таким образом, местную мафию и способствуют легализации криминальных капиталов? Не превратилась ли «зеленая экономика» в экономику по отмыванию бандитской «зелени»?

Разумеется, все это лишь предположения. И хочется верить, что абсолютное большинство борцов за энергосбережение – это люди с идеальной репутацией и чистейшими мыслями, похожие на ангелов. Вот только мешает полностью поверить в эту идеалистическую картинку одна малость. Очень трудно убедить себя в том, что синьор Никастри и его друзья из «Коза Ностра» были единственным криминальным кланом в мире, который оценил и в течение многих лет удачно использовал возможности, которые дает сегодня всеобщее увлечение «зеленой экономикой» мафиози всего мира.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?