Логика европейских дорог

29 апреля 2013 года, 12:47

Приближаются майские праздники и многие знакомые, постепенно осваивающие самостоятельный туризм — без туркомпаний, нудных экскурсий, а зачастую и без покупки авиабилетов, начинают интересоваться: в каком состоянии трасса Москва-Минск, легко ли на машине пересечь белорусско-польскую границу, можно ли без «потерь» проехать Польшу и куда потом податься дальше. Автомобильный туризм становится все более популярным, и хотя визы с Россией европейцы отменять не торопятся, все больше появляется людей, с шенгеном в загранпаспорте, имеющих возможность в любой момент «сорваться» покататься по Европе на собственной машине. Из ответов на вопросы подобных путешественников и родилась эта статья.

Иван Преображенский

имя: Иван Преображенский

Кандидат наук, публицист и политический аналитик, специализирующийся, в первую очередь, на Центральной и Восточной Европе. В первой половине 2000-х годов работал в Центре политических технологий, участвовал во многих избирательных кампаниях (в качестве консультанта). Позднее писал о международной политике и политической экономии в газете «Ведомости», работал в журнале «Профиль», руководил международным отделом интернет-издания Страна.Ru и отделом политики информационного агентства «Росбалт». Публикуется также в чешских и польских изданиях. Владеет французским, английским, чешским и китайским языками.  

Сразу хочется оговориться: не ищите здесь подробной инструкции по пересечению границы с ЕС, перевозке через нее животных, продуктов или, скажем, наркотиков. Не будет в ней и подробного описания городов, отелей или туристических маршрутов. Речь пойдет исключительно о «дорожной» логике тех стран, до которых автомобилист в одиночку может добраться за пару дней. Белоруссия, как кратчайший путь дальше в Европу, Польша, как самая вероятная страна въезда, Германия и Чехия — как ближайшие конечные точки пути.

Белоруссия, разумеется, первая. Ее не стоит бояться. Все же это дорогой сердцу многих «бывший Советский Союз». Один язык — одна логика. Километраж по дорожным знакам примерный. Дороги (в том числе и белорусский участок трассы Москва-Брест) разбиты. И не верьте тем, кто говорит иначе - они наверняка ездили этим путем пару лет назад. А с тех пор белорусские дорогие «поизносились» и не видели ремонта.

Как и большинство туалетов на заправках. Это один из немногих участков пути, где вы можете увидеть людей, выстроившихся вдоль обочины со спущенными штанами. И их можно понять — вряд ли можно пользоваться унитазом, на сиденье которого регулярно встают ногами. И это при том, что чаще всего приходиться «в окошечке» просить ключ от двери туалета, не говоря уже о том, что нормальное явление — это указатель WC с подписью 30 км.

Заправки, разумеется, встречаются не чаще и к этому надо быть готовым. Зато логика дорожных знаков полностью такая же, как в России — и это облегчает движение. Даже по проселочным дорогам, которыми придется воспользоваться, если вы решили пересечь границу не в Бресте, а на более маленьком пропускном пункте на границе с Польшей или даже Литвой, чтобы избежать долгого ожидания в очереди.

Первое, к чему следует готовиться, после пересечения границы, особенно, если вы сделали это вечером, это практически полное отсутствие освещенных участков дороги. С учетом того, что Польша с полным правом может считаться «страной дальнобойщиков», отсутствие фонарей серьезно осложняет жизнь при встрече с грузовиком, подсвеченным как новогодняя елка на узенькой дороге, не имеющей никаких ограждений или разделительной полосы.

Зато дальнобойщики приучили поляков всегда сбрасывать не только дальний свет на дороге, но и не включать без нужды противотуманные фары. Это значительно облегчает жизнь. Как и тот факт, что дороги здесь достаточно прямые – даже проселочные. Их явно прокладывали с минимальной ориентацией на мнение жителей окружающих городков и деревень, что на руку автомобилистам.

Указатели в Польше нечасты, зато точны. Если они вам встретятся — вы можете вполне им доверять, в сторону от пути они вас не уведут. Что касается заправок, мотелей и туалетов – то они встречаются регулярно. Имейте только в виду, что на больших современных магистралях, чтобы попасть на «заезд», как называется мотельчик с кафе, или на заправку, надо заранее заехать в карман, иначе проскочите.

Главное же сложность Польши – практически полное отсутствие современных магистралей. Даже качество дорожного покрытия тут бывает хуже, чем в Белоруссии. А колейность такая, что иногда нетрудно зацепить днищем дорогу. Но есть и исключения, по которым передвигаться и рекомендуется. Это построенные в последние годы магистрали или отдельных их участки. Они есть и по дороге от Белостока к Варшаве. И от Бреста к польской столице. А потом – главное двигаться дальше на Запад по платной магистрали в сторону Познани и Берлина.

Здесь, кроме освещения, все будет просто замечательно. Плата, по большому счету, символическая, никаких наклеивающихся на стекло стикеров еще не придумано, а в пунктах оплаты принимают кредитки. В общем рай, да и только. Можно проскочить всю Польшу и даже еще не заметить, хотя не стал бы рекомендовать так поступать. Хоть и звучало обещание, не давать туристических советов, но все же нельзя не отметить, что Польша – крайне туристическая страна, там есть что посмотреть, даже в самой Варшаве. Хоть в России у нее и не сложилось пока такой репутации.

Дальше можно выбрать свой путь: «На Берлин!» и далее по Германии или в сторону Ла-Манша, как планировали идти советские танковые колонны в период Холодной войны. Правда, тут следует помнить, что миф о немецких автобанах остался в прошлом. Дороги, конечно, в своей массе хороши. Но встречаются и неровности. А главное – ограничения по скорости: следите за знаками. Многие наши соотечественники почему-то убеждены, что на всех германских магистралях можно беспроблемно гнать хоть 200 км/ч, что не соответствует действительности. Ну а если на знаки вы принципиально внимание не обращаете, хотя бы старайтесь ехать в пределах 130 км/ч, как в Польше.

Второй путь приведет в Прагу, Вену,  при желании и к Средиземному морю. Для этого надо перебраться на еще одну новую польскую  магистраль – на Дрезден. И с нее перед самой границей съезжать в Чехию. На это дороге работает своя логика – она отличного качества, но не для плохой погоды. Это классическая «бетонка» - без асфальтового покрытия. Как пишут на общественном транспорте «занос один метр». И в дождь – это не метафора, а суровая правда жизни. Поскольку российский турист не всегда обращает внимание на знаки,  ему просто надо помнить – по этой трассе в плохую погоду можно ехать только в своем ряду и на умеренной скорости.

Попав в Чехию, будьте готовы к тому, что «кривизна» дороги заметно возрастет, и даже на пологой местности она может оказаться похожей на горный серпантин. Зато покрытие станет «всепогодным». Даже на «сильницах», то есть автомагистралях. Кстати, тут своя логика платных дорог, более привычная для Европы, нежели польская. На въезде в страну надо купить и заполнить стикер на нужный срок на лобовое стекло, чтобы иметь полное право передвигаться по платным магистралям.

Чешские дороги извилисты, и логика дорожных знаков здесь отличается от привычной россиянам. Главная проблема для многих гостей из бывшего Советского Союза – последний знак «на поворот». Он часто стоит сразу за самим поворотом, а не до него. Проскочив его, съехать с магистрали и развернуться может в следующий раз получить километров через 20-30. Есть и такое явление, как указатель «на направление». Если Прага географически находиться от вас справа, то может попасть знак, на котором так и будет изображено. Но это не значит, что надо съезжать немедленно на проселочную дорогу, которая может оказаться покрытой весьма добротной брусчаткой чуть ли не до распада Австро-Венгерской империи.

Кстати, не в чешской дорожной логике и мотели. Размеры страны чаще всего позволяют потерпеть с ужином или даже походом в туалет. Здесь лучше заехать в первый попавшийся городок. Скорее всего, там обнаружиться гостиница. А вот заправок вокруг дорог хватает. Хотя ресторанчики, такие как в Польше или Германии, на них чаще всего отсутствуют. Максимум – кафе. Так что питаться также лучше в городках, свернув с автомагистрали. Не сбрасывают часто чехи и дальний свет, даже если есть встречные машины. Это тоже нужно иметь в виду, чтобы не оказаться ослепленным и не потерять ориентацию на дороге. И, на этот же случай, надо, кстати, помнить, что освещенных дорог тут немного, зато есть «шуршащая» разметка, которая однозначно сигнализирует тому, кто меняет полосы движения и достаточно громко предупреждает о том, что автомобиль пытается съехать на обочину.

Отдельная тема – это передвижение по чешским городам. Главное, пожалуй, что тут стоит отметить – это названия улиц. Они, обычно, есть только на перекрестках, нумерация домов идет по районам или в целом по городу. Если вам нужно что-то конкретное, а ориентируетесь вы плохо – спрашивайте или пользуйтесь GPS. Не полагайтесь на удачу, она, скорее всего, не поможет.

Это, конечно, весьма поверхностное описание. Поляки, чехи и немцы, а уж тем более белорусы, наверняка с ним не согласятся. Но ведь у всех своя дорожная логика. И ее разницу удается заметить даже не сразу и только тем, кто столкнулся с чем-то для него непривычным, а не «туземцам». Иностранцев, полагаю, российские дороги и манера вождения тоже частенько приводят в полный ступор.

Подписка на Euromag

Карлсбад или «Ивановы Вары» 21 августа 2013, 14:46

Карлсбад или «Ивановы Вары»

Женщина в шлепанцах и платье, больше похожем на байковый халат. Мужчина в «бермудах» и бейсболке. «Неужели Сочи?» – с ужасом подумали мы. Но...

Когда проснется кризис? 25 июля 2013, 12:16

Когда проснется кризис?

Экономические трудности в Евросоюзе стали общими. К ним уже так привыкли, что рядовой потребитель, съездив отдохнуть в ЕС, возвращается возмущенный. Хорошо же загнивают, нам...

Пугачевщина по-чешски 16 июля 2013, 14:36

Пугачевщина по-чешски

В российском городе Пугачеве бытовое, по версии полиции, убийство привело к беспорядкам на национальной почве. Пресса только об этом и пишет, от чего создается впечатление...

Зеленая экономика или экономика «зелени»? 12 апреля 2013, 14:24

Зеленая экономика или экономика «зелени»?

Европа и США утверждают, что активно борются с «криминальными» капиталами, и столь же энергично развивают так называемую «зеленую экономику», связанную с...