Новогодние концерты в трех столицах

28 ноября 2012 года, 14:14

Я недолюбливаю новогодние поездки в Европу из-за того, что культурная жизнь в это время начинает развиваться в направлении «массового сегмента». По крайней мере это касается музыки. Артисты «первого эшелона» либо выкраивают долгожданную неделю-две на отдых, либо выступают с дорогими сольными концертами (новогодний «чес» развит и здесь), театры используют новогодние каникулы для короткой передышки, да и сама публика в это время разъезжается. А нет постоянной и требовательной публики – нет и стимула тратить силы на качественные продукты, благо туристы эти усилия все равно не оценят. Тем не менее в большинстве крупных городов Европы в новогодние дни можно найти спектакли и концерты «немассового» качества. Их поиском в трех новогодних столицах, Вене, Берлине и Париже, мы и займемся.

Михаил Мурашов

имя: Михаил Мурашов

В 1999 году с отличием закончил МГУ им. Ломоносова, в 2000-2002 годах учился в аспирантуре Свободного Университета Берлина. Кандидат исторических наук, специалист по послевоенной истории ФРГ. Как и многие истфаковцы, пришел в журналистику, возглавив журнал «Кадровый менеджмент». С 2005 года теорию управления персоналом воплощал на практике, возглавляя департаменты внутренних коммуникаций в таких компаниях, как «РУСАЛ», «Ренессанс страхование», «ВымпелКом».  Хобби – путешествия и классическая музыка (а на практике – классическая музыка как повод для путешествий). 

Вена

Событие номер один австрийского и европейского масштаба – новогодний концерт в Золотом зале венского Музикферайна. По традиции он проходит в первое новогоднее утро, программу Венского филармонического оркестра составляют исключительно вальсы, а приглашение руководить оркестром в этот день является даже для дирижеров мирового уровня большой честью.

В 2012 году новогодним концертом руководил наш соотечественник Марис Янсонс. Отойдя от многолетней традиции, он «разбавил» вальсы Штрауса музыкой Чайковского. С учетом венского консерватизма это был очень смелый шаг, и он принес большой успех: продажи дисков с записью концерта побили все рекорды предыдущих лет. В следующем году дирижировать будет Франц Вельзер-Мёст, главный дирижер Венской государственной оперы.

Билеты на венский новогодний концерт – предмет особого разговора. Чтобы приобрести их, необходимо либо принадлежать к австрийскому истеблишменту, либо подавать заявку в январе предыдущего года и участвовать в розыгрыше. Если ни тот, ни другой способ для вас не подходит, концерт можно посмотреть по телевидению, он транслируется в более чем 70 странах мира. При большом желании послушать венские вальсы всегда можно найти концерт с соответствующим репертуаром – их в Вене проходит великое множество, особенно в праздники, но за их уровень никто не ручается – это уже настоящий ширпотреб.

Из доступных и качественных концертов можно обратить внимание на рождественский концерт оркестра Нижней Австрии в том же Золотом зале Музикферайна. Его программа покажется музыкальным гурманам несерьезной (предлагается весьма странная смесь из оперетт Оффенбаха, венгерских танцев Брамса и даже «Полета шмеля» Римского-Корсакова), но она приятна для слуха, а в качестве бонуса вы получите возможность увидеть знаменитый зал, в который в обычные вечера попасть очень трудно.

Дата: 28–29 декабря. Билеты есть в наличии и стоят от 5 до 63 евро. Сайт: www.musikverein.at.

3 января в том же историческом зале можно послушать концертное исполнение оперы Доницетти «Анна Болейн». Главную партию будет исполнять словацко-австрийская примадонна Эдита Груберова (собственно говоря, весь концерт строится вокруг нее, и с такими выступлениями Груберова объездила уже всю Европу).

К сожалению, ожидать прежнего уровня вокала от Груберовой уже не приходится, поэтому концерт интересен прежде всего красивой музыкой, хорошими голосами партнеров Груберовой (обращает на себя внимание, например, хорошо известная москвичам итальянка Соня Ганасси, меццо-сопрано, традиционная участница подобных концертов), ну, и на живую примадонну посмотреть тоже любопытно. А это, кстати, немаловажно – поведение Груберовой на сцене и за кулисами полностью укладывается в традиционные представления о примадоннах. Обратите внимание на группу поддержки с плакатами (небывалое в наше время явление в опере!), которая обязательно будет присутствовать на концерте. Это фанаты Груберовой, которые ездят за ней по всему миру, не пропуская ни одного выступления (благо они уже не так часты).

Дата: 3 января. Билеты пока есть и стоят от 6 до 250 евро. Сайт: www.musikverein.at.

Новый год в Вене – это не только новогодний концерт, но и «Летучая мышь» Штрауса в Венской государственной опере 31 декабря. Тут комментировать много не надо: и музыка, и исполнители, и постановка гарантируют прекрасное новогоднее настроение.

Дата: 31 декабря. Билеты распроданы, но при желании их можно купить с наценкой в некоторых коммерческих кассах либо выстоять очередь и приобрести билеты на стоячие места (дешево и сердито!). Спектакль будут повторять 1, 4 и 6 декабря, и с билетами здесь все намного лучше: они есть в ограниченном количестве и стоят от 12 до 197 евро. Сайт: www.wiener-staatsoper.at.

Берлин

Настоящую новогоднюю бомбу меломанам приготовила Берлинская филармония. Это серия гала-концертов Берлинского филармонического оркестра под управлением Саймона Рэтла, солисткой в которых выступит Чечилия Бартоли. Ни оркестр, ни дирижер, ни сама Чечилия Бартоли в представлении не нуждаются – это тот концерт, на который надо идти обязательно. Тем более что билеты на него еще только поступят в продажу и будут стоить от 40 до 220 евро (цена, несерьезная по московским меркам). Онлайн-продажа начнется 9 декабря. Дата: 29, 30, 31 декабря. Сайт: www.berliner-philharmoniker.de.

Государственная опера «Унтер ден Линден» отметит 2013 год двумя новогодними концертами под управлением своего главного дирижера Даниэля Баренбойма, но попасть на них вряд ли получится. Билетов в продаже нет, а черный рынок в Берлине развит очень плохо. Дополнительную сложность создает то, что историческое здание театра находится на реконструкции, а Театр Шиллера, в который переехала опера, значительно меньше.

Тем не менее в «Унтер ден Линден» попасть можно и даже нужно.

30 декабря здесь пройдет «Богема» Пуччини с очень сильным составом, включающим немецкую сопрано российского происхождения Анну Самуил и американского тенора Стивена Костелло, международная карьера которого стремительно развивается. «Богема», возможно, чересчур трагична для предновогоднего вечера, но в ней есть много зимнего и уютного. Дата: 30 декабря. Билеты есть в продаже и стоят от 30 до 84 евро. Сайт: www.staatsoper-berlin.de.

Тем же, кому в последние дни уходящего года хочется повеселиться, прямая дорога в берлинскую Немецкую оперу. Здесь 31 декабря пройдут сразу два спектакля «Севильского цирюльника» Россини.  И хотя состав не отличается блеском, блистать совершенно точно будет музыка Россини, а значит хорошее настроение обеспечено.

Билеты – от 28 до 122 евро. Сайт: www.deutscheoperberlin.de.

Париж

Парижская музыкальная и театральная жизнь на Рождество и Новый год замирает. Однако и здесь можно приятно и интересно провести время.

Прекрасный новогодний вечер обеспечен тем, кто решит пойти на балет «Дон Кихот» в постановке Нуреева. Это и замечательная музыка, и высокое качество исполнения (для москвичей, избалованных балетом, это немаловажно), и красивая постановка. В общем, праздник для глаз и ушей. Но, чтобы попасть на этот праздник, надо поторопиться – билетов осталось очень мало.

Дата: 31 декабря. Билеты 95 евро. Сайт: www.operadeparis.fr.

Тему Испании продолжит балет фламенко Сары Барас в Театре на Елисейских полях со спектаклем «La Pepa». Это зажигательное шоу посвящено родному городу танцовщицы Кадису. Барас, которая исполнит в спектакле главную роль, критика считает одной из самых ярких звезд современного фламенко. При посещении театра обратите особое внимание на его архитектуру – это прекрасный образец стиля ар-деко. Театр на Елисейских полях очень тесно связан с Россией. Достаточно упомянуть, например, что именно здесь проходили знаменитые Русские сезоны Дягилева.

Дата: 29–31 декабря, 2–6 января. Билеты – от 15 до 80 евро. Сайт: www.theatrechampselysees.fr.

©
Подписка на Euromag

Байройт: первые итоги 6 августа 2013, 15:20

Байройт: первые итоги

Европейская музыкальная жизнь июля-августа очень богата на события, но центральным из них, по крайней мере, в Германии, стало открытие Байройтского фестиваля. В год 200-летия...

Европейские музыкальные фестивали: Арена ди Верона 25 июля 2013, 16:36

Европейские музыкальные фестивали: Арена ди Верона

Вы собрались в отпуск в Италию (Францию, Австрию, Германию, Испанию) и задумались о том, чтобы совместить приятное с приятным – туристические впечатления с музыкальными?...

Кровать, полцарства за кровать! 20 мая 2013, 11:55

Кровать, полцарства за кровать!

- Что бы такое написать про спектакль, чтобы окончательно не испортить отношения с театром? - этот вопрос задала мне моя соседка по залу, французская журналистка и...

Люцерн: Пасхальный фестиваль и русские романсы 3 апреля 2013, 13:25

Люцерн: Пасхальный фестиваль и русские романсы

В предпасхальное время (а католическая Пасха в этом году праздновалась 31 марта) в Европе проходит большое количество концертов классической музыки. Однако наибольшей...