Открытие сезона в Ла Скала

7 декабря миланский театр Ла Скала открыл очередной сезон премьерой вагнеровского «Лоэнгрина». Вряд ли надо говорить о том, что открытие оперного сезона в Милане привлекает особое внимание меломанов: оперы, постановщики, певцы для первого спектакля в году выбираются особенно тщательно, что, однако, не гарантирует 100-процентного успеха.

Так, неоднозначное впечатление, несмотря на звездный состав, произвел прошлогодний «Дон Жуан». Выбрав для открытия сезона в этом году вагнеровскую оперу, главный дирижер Ла Скала Даниэль Баренбойм заранее создал интригу – все-таки куда привычнее видеть в этой роли оперы Верди. Видимо, привычнее, в первую очередь, самим итальянцам, потому что даже отсутствие в зале президента Италии Джорджо Наполитано рассматривалось некоторыми газетами как протест против онемечивания театра. Но, конечно, зря: сам Наполитано в письме Баренбойму извинился за свое отсутствие, связанное с избирательными активностями, а премьер-министр Марио Монти был в зале и в антракте общался с певцами.

На этом интриги не исчерпались, а наоборот, только начались. Накануне премьеры заболела исполнительница роли Эльзы Аня Хартерос (Германия). Страховавшая ее датчанка Анн Петерсен спела генеральную репетицию и… тоже слегла (говорят, виноваты пресловутые сквозняки за кулисами Ла Скала). В результате руководство театра буквально за ради бога уговорило немку Анетте Даш приехать из Берлина и в кратчайшие сроки войти в спектакль. Хронология событий, по словам осведомленных наблюдателей, была такой: вечером 6 декабря Даш позвонили с просьбой срочно приехать в Милан, а утром 7 декабря она была уже на сцене и проходила роль с дирижером и режиссером (благо с обоими Даш много работала раньше). Возможно, это не рекорд, но поступок очень смелый. Но тут уж или пан, или пропал: такие предложения поступают не каждый день и открывают совершенно новые возможности.

Михаил Мурашов
Михаил Мурашов

В 1999 году с отличием закончил МГУ им. Ломоносова, в 2000-2002 годах учился в аспирантуре Свободного Университета Берлина. Кандидат исторических наук, специалист по послевоенной истории ФРГ. Как и многие истфаковцы, пришел в журналистику, возглавив журнал «Кадровый менеджмент». С 2005 года теорию управления персоналом воплощал на практике, возглавляя департаменты внутренних коммуникаций в таких компаниях, как «РУСАЛ», «Ренессанс страхование», «ВымпелКом».  Хобби – путешествия и классическая музыка (а на практике – классическая музыка как повод для путешествий). 

Переходя к самому спектаклю, хочется поблагодарить телеканал «Культура», организовавший его весьма качественную трансляцию (даже именитый французско-немецкий канал «Arte» не обошелся без технических накладок). Хотя без ложки дегтя не обошлось и у нас: ну нельзя оперу, которой более 160 лет, называть мировой премьерой, а запись спектакля, пусть и самую свежую, прямой трансляцией!

Даниэль Баренбойм собрал на сцене очень сильных исполнителей. Анетте Даш считается одной из лучших сопрано Германии и имеет впечатляющий послужной список, включающий партию Эльзы в Байройте. Первое действие далось ей нелегко: видимо, волнение все-таки сказалось, и голос звучал напряженно и неровно. Потом эта проблема практически полностью исчезла, и Даш уверенно и очень достойно провела спектакль. И все-таки на ее месте хотелось видеть тонкую, обаятельную, трогательную Аню Хартерос с ее великолепным голосом!

На роль Лоэнгрина Ла Скала пригласила немецкого супертенора Йонаса Кауфмана, и он привлек основное внимание слушателей и критики. Споры о том, так ли хорош Кауфман, как его принято считать, ведутся давно, и это отдельная тема. Кауфман, однозначно, интересный певец и глубокий музыкант, но я бы не стал называть его великим. В этот вечер он продемонстрировал прекрасное качество вокала, собранность, точность актерской игры, но оставил скорее равнодушным.

Роль короля Генриха Птицелова исполнил прославленный немецкий бас Рене Папе. То, что это не самая выигрышная партия басового репертуара, не умаляет как всегда великолепной трактовки Папе.

Замечательное впечатление произвела пара злодеев – Тельрамунда и Ортруды. Томас Томассон в роли Тельрамунда периодически сталкивался с вокальными трудностями, которые не помешали ему создать убедительный образ. Эвелин Херлициус (Ортруда) с трудностями не сталкивалась и играла уверенно, убедительно, сильно. Ее роль, несмотря на обилие более именитых партнеров, вышла, на мой взгляд, самой удачной и цельной. Ортруда в этой постановке и в этом исполнении вызывает не только большой интерес, но и симпатию. Несмотря на то, что по сюжету это средоточие зла, она привлекает своей цельностью и силой.

Постановщик спектакля Клаус Гут переносит действие во вторую половину XIX века, что, в первую очередь, отражается в костюмах. Декорацией для постановки служит многоярусная конструкция с лоджиями, а в последнем действии к ней добавляется самое настоящее озеро. О нем и о режиссерском решении третьего действия хочется рассказать немного подробнее. Одним из самых интересных моментов спектакля стала сцена, в которой новобрачные Лоэнгрин и Эльза (помните знаменитый свадебный марш?) убегают с пышного празднества на берег озера. Они счастливы, как дети, болтают ногами в воде и всячески наслаждаются друг другом и природой. Очень органичная и красивая находка, показывающая, насколько хрупко и быстротечно счастье (Тельрамунд и Ортруда не спят и плетут интриги!).

Высококлассная дирижерская работа Даниэля Баренбойма и слаженная, яркая и точная игра оркестра достойны отдельных похвал. Премьера удалась, и очень приятно, что Ла Скала, несмотря на большие финансовые трудности, остается Ла Скала!

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?