Джазовый Лондон

10 июня 2013 года, 13:30

В Лондоне приехавшего впервые обязательно настигнут строгие таблички: «penalty or prosecution» грозят пальчиком каждому, кто пытается перейти дорогу в неположенном месте или подпустить свою собаку к пруду в парке. Если вы такой же законопослушный и совестливый (читайте, трусливый) путешественник, как я, единственный способ отдохнуть от чопорных правил – окунуться в мир джазовых импровизаций.

Юлия Киселева

имя: Юлия Киселева

Юлия Киселева, бывший редактор-переводчик журнала L'Officiel, студент киноведческого отделения ВГИКа «в декрете» и волонтер Дублинского
детского реабилитационного лагеря Barretstown Gang Camp, основанного актером Полом Ньюманом.

Создатель Yahoo! Store Пол Грэм считает, что каждый город посылает людям сигналы: «деньги», «власть», «стиль»… В Британской столице он уловил сигнал голубой крови: «В Лондоне все еще (чуть-чуть) можно почувствовать побуждение быть более аристократичным».

Да, именно аристократичным здесь можно назвать джаз. Главной целью поездки был концерт в знаменитом Wigmore Hall. Консервативно-классический камерный зал выдал саксофонисту Джошуа Редману невероятный карт-бланш: четыре раза за сезон он привозит сюда своих джазовых коллег по собственному выбору. Мы попали на эксклюзивный дуэт: Рэдман и контрабасист Крисчен МакБрайд – невероятно харизматичный персонаж, которому впору сниматься в кино у братьев Коэнов.

Как признались сами музыканты, в таком редком формате дуэта они последний раз выступали тринадцать лет назад, хотя вместе начинали свои первые шаги в джазе: с 93 по 95 год они играли вместе буквально каждый день. Вдвоем, без микрофонов и вообще техники, два заезжих американца легко расшевелили чопорных британцев головокружительными мелодиями эпохи Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи, прогрессивными собственными композициями и проникновенными балладами: Maybe I’m a fool, but it’s fun. People say you rule me with one Wave of your hand – Darling, it’s grand! They just don’t understand…

Сидевшая рядом с нами девушка с «очень беременным» животиком сказала, что была на всех лондонских концертах Редмана и в следующий раз надеется прийти уже с малышом. Ближайшим номером джазовой серии сезона 2013/14 заявлен еще один дуэт: 20 сентября вместе с Редманом выступит норвежец Хокон Корнстад – коллега-саксофонист, увлекающийся электроникой, а с недавних пор еще и оперным пением.

Программа неизвестна, но диапазон дудок у скандинава таков (от флейты до басового саксофона), что дуэту по силам практически все, хоть «Петя и волк» Сергея Прокофьева. Будете в Лондоне – обязательно сходите! Правда, билеты лучше покупать уже сейчас: их раскупают буквально за пару дней.

Следующим пунктом программы был культовый джазовый клуб Ronnie Scott's. Еще в Уигмор Холле фотограф Энди Шеппард, тезка довольно известного джазового саксофониста, с горечью жаловался, что на концерт вибрафониста Гэри Бертона он не пойдет: в клубе разрешено снимать только двум штатным фотографам, какая бы «величина» не взошла на эту сцену.

Ronnie Scott's ревниво блюдет свою эксклюзивность и не желает «тиражировать» свой интерьер по соцсетям. Британцы – такие британцы…

Бертон приехал с молодым гитаристом Джулианом Ладжем, про которого на любой сцене мира рассказывает, как в свое время был покорен талантом 12-летнего (!) виртуоза. После сборного концерта с кучей студентов старый дядька позвонил желторотому юнцу по телефону, обсуждал с ним аккордовые замены и прочие гармонические премудрости и в итоге пригласил играть в свою группу. В программу концерта вошли несколько пьес с нового альбома, но больше всего я ждала от них балладу My Funny Valentine, которую в их исполнении слышала в Белграде два года назад. Именно тогда мне стало окончательно ясно, что некоторые музыканты никогда не повторяются, и лондонская Валентина, конечно же, снова была другой.

Когда из водоворота длиннющего вступительного соло на гитаре вынырнули-таки нотки знакомой мелодии, захотелось срочно выпить белого вина (с винной картой тут все в порядке): будто период долгих и красочных ухаживаний увенчался счастливым и тихим семейным вечером. Вы против приглушенного «скучного» быта? – А я уже нет. Тем более под красными фонариками романтичной обстановки Ronnie Scott's, где публика скорее респектабельная, чем молодая.

Где-то у Гришковца было про джаз: дескать, это музыка для людей уже отлюбивших. Неправда, джаз – это и есть та самая любовь навеки, умение каждый день находить в одном и том же человеке что-то новое.

И клуб, основанный британским саксофонистом Ронни Скоттом, всеми силами эту любовь поддерживает. Уже сейчас в расписании числятся интересные концерты не только на июнь (гитарист Эл ди Меола, духовой ансамбль Dirty Dozen Brass Band или квартет памяти пианиста Дэйва Брубека с участием трех его сыновей), но и до самой осени.

Молодые страсти тем временем бурлят в Манчестере, в местной консерватории с гордым именем Королевский Северный колледж музыки (Royal Northern College of Music) – именно здесь, кстати, 30 лет назад студенты-струнники создали квартет имени Бродского (преподавателя Адольфа Давидовича), известный в частности сотрудничеством с музыкантами от того же Брубека до Бьорк – или наоборот.

Здесь все современно и технологично: над входом в зал висит экран с прямой трансляцией изнутри, в вестибюле стоят компьютеры с онлайн-системой бронирования классов для занятий и репетиций. За столами-барными стойками сидят и пьют чай молодые и дерзкие: у кого кофр, у кого эдакая алюминиевая дура с мою голову, которая оказалась сурдиной для бас-тромбона.

У Колледжа тоже есть свои джазовые ниточки: флаеры с рекламой мастер-классов по импровизации и серии концертов. В такой серии и выступило трио The Bad Plus, упорно не вписывающееся ни в какие рамки. Состав типично джазовый: рояль-контрабас-ударные. Название – демонстративно неджазовое: мы не трио имени одного лидера, мы все трое лидеры и композиторы. Помимо своих композиций они известны инструментальными кавер-версиями Нирваны, Блонди или, из свеженького – Стравинского. Довольно зверский, если честно, «кавер» «Весны священной» и составил мое знакомство с группой на фестивале в Израиле прошлой зимой – все сорок минут я сидела, затаив дыхание, но оставаться дальше не рискнула.

В этот раз программа показалась легче для восприятия: пьесы не такие длинные, и даже некоторые с веселеньким ритмом, плюс абсурдные прибаутки контрабасиста между номерами разбавляли атмосферу: «Эта песня называется «Мой друг Метатрон», ее написал наш барабанщик. Не так уж часто люди посвящают песни своим друзьям, так что это в каком-то смысле даже прорыв – песня в честь друга.

А следующая песня, тоже барабанщика, посвящена его чувствам. Она называется I Wanna Feel Good, Part 2». А в одну из таких пауз под легкий салонный аккомпанемент пианиста он запел стеснительным писклявым фальцетом: «У нас есть компакт-диски, так что приходите, если сможете, но мы, конечно же, не будем вас винить, если вы не успеваете задержаться и поздороваться».

Летом манкунианцев и гостей города ждет яркий десятидневный Manchester Jazz Festival, в роли главной звезды – соратник Джона Колтрейна в поисках фри-джазового духовного просветления, семидесятилетний саксофонист Фэроу Сандерс, его квартет выступит в том же зале Северного Королевского.

В общем, джазовый забег удался. А Лондон - да, чудесен. Как признавался устами Дориана Грея Оскар Уайльд: «Я бы не менял в этом городе ничего, кроме погоды».

Подписка на Euromag

По ту сторону джаза 20 сентября 2013, 12:35

По ту сторону джаза

Лиссабон, как оказалось – город для любителей экстрима. Гулять с коляской по холмистому монстру почти невозможно, купаться в ледяном океане можно только на спор, а...

Берлин: по следам Дэвида Боуи 25 января 2013, 12:29

Берлин: по следам Дэвида Боуи

Рэй Бредбери сочувствовал безумным путешественникам, «коллекционирующим никчемные дороги и людей-манекенов, мелькающих в витринах за окном ночного поезда», а...