«Зюзи» и другие особенности национального характера

-Ну ты представляешь, я убила на него весь вечер! Две русские девушки обсуждают в кафе на Savignyplatz бессмысленную пятничную охоту в берлинском ресторане. -Я осталась одна, сижу с бокалом вина, на лбу написано «свободна!», а он смотрит-смотрит, взглядом прожигает и – ни гу-гу! При всех плюсах национального характера приходится признать, что флирт в Германии каким-то образом оказался напрямую связан с моральными обязательствами, и его свободное хождение в народе свелось практически к нулю.

Конечно, и в вопросе кадрежа, что называется, пароли и явки знать надо, но знакомиться на улицах Берлина категорически не принято. При том, что в тематических клубах вроде Kit-Kat способы межполового общения ограничены только фантазией посетителей, но подойти к фрау на остановке и сделать комплимент немец может только в том случае, если автобуса ждет его жена или мать.

Маша Баранова совершенно немка, даром, что родилась и до семи лет жила в Ленинграде, -  девушка веселая, открытая, но с характером. Она еще говорит по-русски, но читать и писать уже сложно, да и русский разговорный приправлен и пересыпан немецким и английским.

Этери Чаландзия
Этери Чаландзия
Закончила факультеты журналистики и психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. 
Главный редактор издательства «Альпина нон-фикшн». Журналист, писатель, сценарист.

По образованию она юрист, но сейчас работает в системе социальной помощи. Забавно, что происхождение дает о себе знать именно в вопросе взаимоотношения полов.

-Современные немки не мечтают, чтобы их носили на руках и открывали перед ними двери. Они хотят быть на равных с мужиками. У меня были разговоры с моими друзьями немцами о галантности, женственности, мужественности. Я же помню, как в России принято дверцу машины открыть, руку подать, пальто помочь надеть. Здесь такого просто нет.

Женщины, как правило, не красятся, на шпильках не ходят, платьев не носят. Я лично не знаю ни одной немки, которая бы специально наряжалась, выходя из дома. Только по случаю или единицы из тех, кто занимается бизнесом.

Расплатой за самостоятельность немецких женщин стало появление так называемого «зюзи», от женского имени Зюзанна, - нежного, тихого и бесхребетного немецкого мужчины, который хорош в роли сочувствующей жилетки и друга, но не полноценного партнера. И еще – одиночество. В Европе все больше людей обоего пола, вынужденно или сознательно выбирают жизнь «для себя».

Но, с другой стороны, косвенные данные подтверждают, что ситуация небезнадежна. В знаменитом TK Maxx - барахолке суперскидок, именно в отделе платьев этой весной словно лосось шел на нерест. Фрау всех мастей и возрастов сосредоточенно рылись в тряпках, норовя сцапать друг у друга какое-нибудь Kleid платье помоднее и покрасивее. Хотя, возможно, платье-платьем, а эмансипация, граничащая с феминизмом, - своим чередом.

-Большинство женщин хотят, чтобы все было поровну и на равных. Есть даже такое понятие - «немецкий счет», это когда в ресторане тебе приносят чек, в котором все посчитанно отдельно. Женщина платит за себя, мужик за себя. Так принято, даже если они состоят в браке.

Браки тоже разные, все больше распространяется тип гражданского и гостевого. Женатые люди могут жить в разных домах, а то и в разных городах. А, бывает, что и в разных странах. Это норма. Лично мне это совсем не нравится. К чему эти эксперименты.

Мне кажется, если бог придумал нас разными, зачем стирать грань между полами. Я не мужчина, и у меня нет желания ни стать на него похожей, ни в чем-то уравняться с ним. А так скоро дойдет до того, что я ему двери открывать начну из чувства равенства. 

Однако сегодня, независимо от гендерной революции и социальной роли, которую человек выбирает, крутиться приходится всем, поскольку жизнь в Германии, как и в любой другой стране, весела и беззаботна только для обеспеченного туриста.

-Сейчас, чтобы нормально жить в Берлине, надо получать примерно две тысячи в месяц чистыми. Если человек официально получает две, половина из них уходит на налоги: они в Германии очень высокие. Причем закон таков, что, например, наказание за изнасилование - 5 лет, а за финансовые преступления и невыплаченные налоги можно сесть на всю жизнь. Получается, что больший проступок обмануть государство, а не искалечить жизнь человека, женщины или ребенка.

Что касается уровня жизни, то он объективно высокий, но жизнь в Берлине дорогая. Здесь принято снимать квартиры, и они стоят недешево. И цены только растут. Два года назад я искала себе жилье, нашла - 60 метров за 500 евро. Недалеко от Кудама, хорошее место, в центре. Сейчас за тоже самое, но в гораздо худшем состоянии берут уже 600-700 евро.

Моя подруга за две комнаты в таком же районе платит 1000-1200 евро в месяц. В правительстве бурно обсуждается, до какого уровня можно поднимать Miete - плату за жилье. Ок, цены растут, можно понять, - свободная экономика, но тогда пусть и зарплаты растут. А этого-то не происходит.

Забавно, что при таких высоких ценах, в Берлине совсем не просто снять жилье. Здесь ты пишешь заявление, которое рассматривает владелец дома или Verwaltung, домоуправ, и ждешь решения «по своему вопросу». Требований масса. От финансовых - нужно, чтобы стоимость аренды составляла треть официальной зарплаты за вычетом налогов, в противном случае отказ, до физиологических, - квартиросъемщик должен понравиться арендодателю, иначе тоже не видать ему квартиры.

-При такой дороговизне жизни, система работы «в черную», конечно, процветает. Правда в большей степени в среде иностранцев, сами немцы народ крайне законопослушный. А вот эмигранты получают пособия, находят подработку и многие годами живут, ничего не меняя. А какой им смысл вкалывать по 40 часов в неделю, горбатиться на официальной службе, и получать меньше тысячи? Конечно, гораздо выгоднее сидеть на социале и подрабатывать.

Да, на каждого конкретного человека выходит не так уж много, но если посчитать в целом, и не только в Берлине, а по всей стране, получится, что на социалку каждый год уходят огромные средства из бюджета. Многие уже начинают задаваться вопросом, как долго экономика протянет в таком режиме.  

К правительству любой страны у населения всегда будут вопросы, но вот манера поведения властей в повседневной жизни вызывает умиление. Особенно у некоторых гостей столицы.

Как-то раз мы с друзьями сидели в кафе на площади в западной части Берлина, когда мимо нас, в общем потоке, без всяких понтов и мигалок, гуськом, одна за другой скромно прошмыгнули две машины. Мы бы и внимания на них не обратили, если бы наш приятель-немец не спросил нас:

 -Кстати, знаете, кто это был?

Естественно, никаких идей у нас не было.

-Меркель.

Вот так, тихой сапой, канцлер Германии... Посмотрев на наши постные физиономии, немец смягчился.

-Ну, хорошо, возможно, не сама канцлер, а кто-то из министров.

Не сказать, что нам сильно полегчало, мы-то привыкли, что по нашей столице и чиновники средней руки летают на своих Мерседесах, как на ступах.

-А что, если была бы «сама» - так и ехала бы в потоке? – подал голос один из наших.

-Конечно, - немец был в Москве и понимал, почему мы такие кислые.

-Нет, бывает, когда опаздывают в аэропорт, например, тогда едут на скорости и с мигалками, но такого, чтобы полгорода перекрывали, чтобы она на работу с ветерком прокатилась - это просто невозможно. 

К Меркель немцы относятся с симпатией и легкой иронией. Беззлобно подшучивают, но в целом, уважают. Вообще народ в массе своей неполитизированный. Политикой в основном интересуются интеллектуалы и хорошо образованные люди. Обывателю более или менее все равно.

-Все чаще коренные немцы, которые здесь родились и выросли, признаются в том, что не хотят идти на выборы. В Германии есть две большие партии ХДС (Христианско-демократический союз) и СДПГ (Социал-демократическая партия Германии). Меркель состоит в первой, они такие, более строгие, вторые - социалисты.

Есть еще зеленые, но они так, примазавшиеся. Если почитать программы партий, то они, вроде бы, совсем разные, но политику делают одинаковую. Перед выборами лидеры говорят что угодно, лишь бы привлечь людей, а потом оказывается, что никакой разницы между партиями нет.

Но идеализировать политику в Германии и говорить, что она какая-то особенная и сильно отличается от традиционно «грязного дела» все-таки не стоит. Консерватизм и основательность имеют и свои минусы.

-Система очень инертна. В Германии сложно протащить новый закон или изменить существующий. Здесь вообще ничего нельзя быстро сделать. Есть и свои проблемы и странности. Например, с одной стороны, социальная служба в Германии развита на таком уровне, что России, наверное, и не снилось. На это реально тратится много денег из бюджета.

С другой - работа сотрудников, физически очень тяжелая, плохо оплачивается. Большинство получает меньше тысячи евро в месяц. Это очень мало за такую работу. И кто захочет на нее идти? Тем более, когда существует такая классная система льгот и пособий. Смысл надрываться, уставать и работать в две смены? Никакого. В результате персонала не хватает и пожилые или больные люди не получают ухода на должном уровне. Ну просто не справляются работники.

Не так много возможностей и в смысле политического роста, сами политики крайне консервативны и неповоротливы. Все четко регламентированно, разлиновано и расчерчено. Если ты не гражданин или гражданка страны, даже если ты просто женщина, ты никогда не получишь поста в высшем менеждменте сильной компании.

Невозможно стать политиком, если ты не занимаешься этим чуть ли не с детства. Жизнь сытая, высокого уровня, но, что называется, выше головы не прыгнешь.

С точки зрения работы системы показательна история с Карлом Гуттенбергом. В 2009 году в правительстве Меркель появился молодой красавец барон фон унд цу Гуттенберг. Сначала он был министром экономики и технологий, потом министом обороны. Ажиотаж вокруг его фигуры был невероятный, прогрессивный политик, новые методы, новые цели, многие поддерживали самого молодого министра страны. Гуттенберг и правда хорошо начал, а потом разразился скандал.

В феврале 2011 года Карла-Теодора цу Гуттенберга обвинили в плагиате. В его диссертации на звание доктора юриспруденции, над которой он работал семь лет и за которую получил высшую оценку, нашли 15 случаев заимствований, проще говоря, скопированных фрагментов.

Поначалу министр обороны сопротивлялся и отрицал все обвинения, потом кое-какие признал, а потом сначала отказался от титула доктора юриспруденции, а уже в марте подал в отставку. Канцлер в процессе скандала поддерживала своего министра и, в конце концов, явно не без разочарования заявила, что сожалеет, но понимает и принимает его решение.

-Всем в стране было яснее ясного, что Гуттенберга просто убрали. Да, обычно в Германии так не поступают, но в ситуации, когда что-то или кто-то представляет реальную угрозу для системы, в ход идут любые методы.

Он реально опережал свое время и оказался не удобен. На него захотели что-то найти и нашли. Обычный человек за подобный плагиат сел бы в тюрьму, а Гуттенбергу просто испортили карьеру и убрали с политической арены, чтобы не мешал.

Что касается законов в Германии, для людей неискушенных они порой преподносят сюрпризы. Один наш соотечественник лет двадцать назад переехал на ПМЖ в страну, законов, естественно, не знал, языком не владел, вел себя тихо, обживался и осматривался. И вот однажды в кафе не заметил стекла и вынес входную дверь. Разбил ее вдребезги и вместе с ней вывалился наружу.

Сказать, что он испытал ужас - это ничего не сказать. Кое-как он поднялся, осмотрелся, заметил работников заведения, приближавшихся к нему, и - побежал. Ему казалось, что он пересек полберлина, уходя от погони. Но – не судьба.

Обессиленного нарушителя вскоре приняли не менее обессиленные преследователи. Он уже прощался со свободой, как вдруг понял, что перед ним... извиняются. Несчастный ушам своим не поверил, решил, что у преследователей кислородное голодание или что его самого доконали роковой пробег и воздух чужбины.

Однако закон действительно был на его стороне. В соответствии с ним, не он выходил дебоширом-погромщиком, а владельцы ресторана со всех сторон были виноваты в том, что не обеспечили безопасность своему клиенту и не обклеили отмытую до состояния невидимки стеклянную дверь соответствующими опознавательными знаками.

В тот раз он ни на что не претендовал и вообще был рад, что ноги унес, и только потом понял, что по-хорошему мог влепить такой иск за испуг и царапину на теле, что заведение до скончания веков присылало бы ему по утрам чашку фирменного кофе со свежей булкой. Не говоря уже о сумме отступных.

-Да, жизнь законопослушного гражданина Германии защищена во всех смыслах. И даже если ты оступился и что-то сделал не так, можешь быть уверен, что тебя не засудят и не обидят. Здесь действительно работают законы и судебная система.

Но и население отвечает тем же. Никаких нарушений, никаких взяток. Никто никому не подсовывает денег, чтобы что-то по-тихому сделать или наоборот, не делать. Возможно, взяточничество существует на самом высоком уровне, когда речь идет о мегапроектах.

Но вот так, в обычной жизни, люди даже не понимают, как это возможно. Многим кажется, что их просто в тюрьму посадят, если они предложат денег, например, полицейскому. Немцы так устроены, что им совесть не позволяет вместо штрафа совать или брать взятку.

Так что, пожалуй, при всех плюсах и минусах работы немецкой системы, можно сказать, что она гуманна и в первую очередь оберегает своего гражданина, обычного человека.

А что ему еще для счастья надо? 

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
1
Комментарии (1)
  1. Stolz Sean 8 августа 2013, 17:48

    Жаль что вы не сообщили читателям про бары, где трахаются все свободные немцы и немки. Этот также часть местного колорита. Мигать при этом вовсе не обязательно. Но думаю вы об этом знали, только не стали упоминать об этом. Вы выше этого?

Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?