Депардье для России, или Россия для всех

17 января 2013 года, 10:59

Я резко затормозил. Через улочку Гренель, не глядя по сторонам, метнулся слоноподобный краснолицый человек в расстегнутой куртке с картонкой пива под мышкой. Моего Пежо-405 этот колосс даже не заметил. А я долго не мог прийти в себя: еще немного - и в центре Парижа в столкновении с Жераром Депардье могла пострадать моя казенная тассовская машина. И что я бы сказал страховщикам и родной Финдирекции?

Михаил Калмыков

имя: Михаил Калмыков

В 1981 году окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ им. М. В. Ломоносова по специальности "международные экономические отношения". Трудовую деятельность начал редактором в Главной редакции социалистических стран информационного агентства ТАСС. Вскоре на три года уехал спецкорром ТАССа в Социалистическую республику Вьетнам. После Вьетнама до 1994 года работал ответственным выпускающим Объединенной редакции стран Европы агентства ИТАР-ТАСС. Затем шесть лет работал спецкорром ИТАР-ТАСС в Париже (Франция). После возвращения из Франции поработал руководителем Кремлевской группы и начальником Управления пресс-службы Президента РФ. С декабря 2002 года работает на посту первого заместителя генерального директора агентства ИТАР-ТАСС. Владеет французским, вьетнамским и английским языками.

...Второй раз я встретился с ним за одним столом на большом приеме в Канне. Дело было весной 2000-го, кинофестиваль открывался картиной «Ватель» - раблезианским костюмным полотном из бурной жизни самого известного французского кулинара времен классицизма. 

Депардье вошел в залу одним из первых, буквально волоча за собой утонченную Кароль Буке, с которой у него тогда был долгий путаный роман. Зала была еще пуста, официанты тактично переминались с ног на ногу. Пока первая красавица французского кино аристократично заказала на аперитив бокал «Мутон ротшильда», Депардье грузно удалился в сторону кухни, где громогласно потребовал пива и начал лобызать весь персонал, заранее благодаря за предстоящий вечер.

Потом, забыв о Буке, стал отвешивать сомнительные, больше похожие на поощрительные подзатыльники, комплименты сидевшей напротив Уме Турман (не понимавшей, к счастью, по-французски). А еще через двадцать минут, по-детски урча, уже рассеянно хватал своей лапищей бриллиантовое колье Энди Макдауэлл, явно рискуя ее нежной шеей...

О чем это я? Да о том, что если кому-то и давать российский паспорт, так именно Жерару Депардье - этому человеку крайностей, всеядному буяну с детскими рефлексами и монументальному памятнику самому себе. Ибо, что называется, какой же русский не любит быстрой езды? В любом произведении Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина - самых наших национально-характерных авторов - найдется персонаж, а то и сразу несколько под стать Депардье.

Чем он не Ноздрев и одновременно не Собакевич? Не Дмитрий Карамазов и не Смердяков? Не Свидригайлов? Не Рогожин? Не сразу два щедринских генерала и не один мужик, который их прокормил? Не Угрюм-Бурчеев? Ему еще столько играть и играть! Дай Бог здоровья!

Своей природной безудержностью, сломанным носом и взлохмаченной шевелюрой он - с русским паспортом теперь - реальная угроза десяткам и десяткам равносмазливых российских актеров усредненной европейской внешности эпохи глобализации, которые никчемно слоняются по отечественным сериалам.

Словно холостяки на кухне.   

Вспоминаются слова Ленина о Толстом в трактовке Горького: «До этого графа в (русской) литературе подлинного мужика не было!» Перефразируя - до этого француза в российском кино ХХI века подлинного россиянина не замечалось.

Нет, правда, все уже, конечно, записные остряки - и французские, и отечественные -  потоптались на бедном Жераре, вся вина которого - только в том, что у него на языке возникает всегда именно то, что ОН хочет сказать, а поступает так, как именно ОН желает сделать.

А не то, что от него ждут или хотят некие интеллектуальные элиты, они же общественные сливки. 

Не держит он ничего в себе, всем делится. Кто-то это назовет навязчивостью, а более прозорливые - добротой.

Именно поэтому Депардье - куда больший француз, чем того требовал и требует французский рафинированный кинематограф, который его откровенно побаивается. И, смею уверить, дай Депардье волю, он станет куда большим русским, чем к тому готовы наши родные киношники.

Вот что-то пока в общем шуме не слышались обращенные к Депардье яркие предложения от отечественных режиссеров и продюсеров. Понимаю их: что делать с этаким неформатным молодцом?

И в Совет по культуре при президенте не торопятся звать, а ведь какой был бы резонанс!

Единственное приглашение от тюменского драматического оказалось  откровенным пиар-ходом: ну очень крупногабаритный в Тюмени драмтеатр, не хватает только дедушки с веслом.

Зато на Депардье немедленно среагировали чуткие местные чиновники, предложив ему пост министра культуры Мордовии, звание почетного удмурта и прописку в Краснодарском крае.

А коммунисты усугубили общий переполох предложением вступить в компартию.

Разочарую: не то время. К большевикам-романтикам или там анархистам-беспредельщикам начала прошлого века - да. В нынешнюю КПРФ - никогда. Не экстрим. До крайностей далеко. Экстрим у нас нынче не в политике и не в культуре - только в жизни сохранился.

Так что наши отечественные элиты Депардье не отформатировали. И вряд ли это возможно, они, кажется, это уже поняли и не форсируют. Паспорт в руки - дальше сам давай.

Зато народу нравится: эвон, наш-то Герард Батькович, дескать, всех взял! Всех обошел! Ура!

А во Франции, конечно, распереживались.

Но ведь что интересно: переживают не потому, что уезжает. Переживают, потому что - в Россию.

Мои, например, парижские информаторы доподлинно свидетельствуют: большинство французов понимают и оправдывают решение Жерара покинуть Францию. Даже в незрелой студенческой среде, обычно голосующей за социалистов, есть твердое понимание: нельзя у человека отбирать больше половины того, что он зарабатывает. Лишать людей святой потребности тратить деньги - бесчеловечно. Да и экономически провально: кто тогда будет заботиться о росте спроса как двигателе развития?

Словом, консенсус у французов по этому вопросу.

Но им ведь не дает покоя вопрос второй - зачем их блудному сыну именно российский паспорт? Ну бельгийский там, швейцарский. На худой конец, черногорский, туда тоже зовут. Но почему российский?

Ответ-то простой, что называется, на виду: большому Депардье - большая страна.

Что за страна Бельгия? Махонькая. Даже такого языка нет - бельгийского.

И швейцарского тоже нет.

А в Черногории, конечно, пейзажи, но даже горы - по плечо. А язык есть, красивый, но, по правде говоря, лишь диалект сербскохорватского.

Другое дело - Россия.

Просторы. Пространство. Так, чтобы утром - дождливый Сочи, днем - народные танцы и с удочкой у пруда в Мордовии, а трезветь уже где-нибудь хоть в Тюмени или на Камчатке. А уж язык такой, что если развяжется - не завяжешь!

И главное, он же им, французам, французским пока еще языком объясняет: Широта. Душа. Любовь. Это вам не largeur, âme, amour. Чувствуете?

Пока нет.

Впрочем, одно благотворное последствие депардьевской выходки уже налицо. «Мордовия - это где? А Удмуртия - тоже у вас? И Тюмень? Это какая же у вас огромная страна?» - такими вопросами французы развлекают теперь наших соотечественников при прямых контактах. Дополнительное географическое образование лишним не будет.

А вообще говоря, французам незачем обижаться, если в России Депардье так  принимают за своего. Пишут же во всех французских словарях - великий, мол, французский ученый-биолог и физиолог, лауреат Нобелевской премии Илья Ильич Мечников. Гордятся.

И там не комплексуют по поводу того, что его старший брат Лев Ильич считался швейцарским как раз знаменитым географом и заядлым анархистом-гарибальдистом, а другой брат - Иван Ильич скромно оставался тульским прокурором, но зато с него Толстой написал свою «Смерть Ивана Ильича».

Эти двое для французов - нет, не французы, даже не однофамильцы. Зато для нас все трое - русские, хоть и евреи наполовину.

Широта натуры! Не жалко! Вот и на Депардье мы целиком не покушаемся, нам достаточно его части - тем более, большой, на всех хватит, как-нибудь поделимся.

И Брижит Бардо поделимся, и Аленом Делоном, и даже румынским теннисистом Илией Нэстасэ.

Хватит на всех. Главное, чтобы характер был – сорви-голова. Безбашенный, проще говоря. Нам подходит. Девать особо некуда, но компания хорошая.

Так что в наших энциклопедиях теперь вполне легально можно писать примерно так: Жерар Депардье - французский актер последней четверти ХХ века, русский актер французского происхождения века ХХI-го. Эпитетами «великий», «выдающийся», «превосходный», «знаменитый» или «известный» - посолить и поперчить по вкусу. Уж как минимум «незаурядный».

Подписка на Euromag

Маргариты и маргаритки, или Француженки тоже женщины 29 марта 2013, 15:34

Маргариты и маргаритки, или Француженки тоже женщины

С 8 марта прошел почти месяц, так что никто не заподозрит меня в желании угодить женщинам к весенней дате. Нет, разговор чисто профессиональный. Тем более, что весной и не...

Неосторожное обещание Карлы, или Истина в бургундском 30 ноября 2012, 14:24

Неосторожное обещание Карлы, или Истина в бургундском

На российском ТВ этот сюжет пришлось бы сопровождать пометками 18+. Экс-первая леди Франции, она же мега-топ-модель и пусть заурядная, но сексапильная певичка, в свете...

Эльзасское золото, или В Стране некислого рислинга 31 октября 2012, 11:01

Эльзасское золото, или В Стране некислого рислинга

Безукоризненная лебяжья линия шеи, податливые узкие плечики, хрупкий удлиненный силуэт... Не знаю, что выглядит более женственно, чем бутылка белого эльзасского вина...

Goodbye, London! или Salut, Paris?  10 сентября 2012, 13:56

Goodbye, London! или Salut, Paris?

Олимпиада должна была пройти в Париже. Это же очевидно! Желание неугомонного выскочки Блэра «поставить запятую» старику Шираку сыграло с человечеством плохую шутку...