Энцо, Пьеро и Черный жеребец

20 февраля 2012 года, 15:29

Модена – город, который может показаться скучным. Особенно, если в него ворваться из Вероны с севера. Или из Милана. Модена - город плоский, и никто уже не помнит, что когда-то его улицы были каналами, практически, как в попсовой Венеции. Но каналов уже и след просох, а Модену знают по бальзамическому уксусу и двум потрясающим маркам автомобилей – Ferrari и Maserati.

Игорь Мальцев

имя: Игорь Мальцев

Российский журналист, долгие годы - обозреватель ИД "Коммерсантъ", первый главный редактор журнала «Медведь», журнала «Другой», а также шеф-редактор журнала «Коммерсантъ - Автопилот». Его колонки знакомы читателям «Известий», «Сноба» и десятков других отечественных изданий. По первому образованию – моряк. Любит путешествовать с фотокамерой. Любимые направления – Исландия, Германия, Шотландия и Южная Африка.

Правда, мало кто задумывается, что здесь, в Модене, родился не только бренд, но и сам человек, который стал легендой. За то, чтобы ездить на машине с его фамилией, люди платят фантастические деньги. В каждом уголке нашей планеты люди знают его имя. Энцо Феррари – человек, популярный наравне с первыми космонавтами. И воплощение не только уже скорости и спорта – сколько шика и яркой жизни.

Он родился вот тут, по адресу Via Paolo Ferrari, 85, Modena, Emilia Romagna. Здесь стоит дом, а точнее деревенский амбар, так или иначе связанный с рождением Энцо 18 февраля 1898 года. О господи, как давно это было. Он вырос и успел отправиться на Первую мировую войну, где служил в альпийских войсках. Он похоронил отца, который умер от знаменитой итальянской эпидемии гриппа.

У него не было работы – но все, что он хотел – это гонять на автомомбилях. Немудрено, что он отправился трудиться в крохотную компанию с пышным названием Construzioni Meccaniche Nazional. Они переделывали обломки грузовиков в пассажирские машины. Потом он пошел работать в «Альфа Ромео» и начал участвовать в гонках на этих машинах. Именно тогда он примерил на кузов гарцующую лошадь – эмблему, снятую с боевого самолета знаменитого аса Первой мировой Франческо Баракка.  Да, это точная копия герба города Штутгарта и, как результат, – той лошади, которая гарцует на эмблеме Porsche. Но это будет потом – все эти легендарные пересечения. 

В 1924 году он выиграл свой первый кубок в г. Пескара. Парни из «Альфа Ромео» решили предложить ему  более престижные гонки, но он отказался и не гонял аж до 1927 года. Зато в 28-м запустил гоночную команду для компании «Альфа Ромео» под названием «Конюшня Феррари». Он руководил строительством машин и создал команду в сорок человек. И так началась легенда. Первые автомобили, которые выигрывали престижные состязания. Продажа акций FIAT’у. Попытка продажи акций Ford’у и все дела. Легенда. Все это можно прочесть в любом рекламном буклете.

Жизнь, она, конечно, не такая гламурная, как хочет казаться, – единственный сын от его жены умер молодым. Второй его сын от любовницы – Энцо был признан сыном после смерти матери. Он состоял в совете директоров и имел 10% акций компании. Сегодня все 100 процентов акций Ferrari принадлежат Фиату. А вы думали, что роднит «Жигули» и Ferrari?..

На самом деле – уже запущен обратный отсчет на сайте моденского музея «Дом Энцо Феррари», – когда я пишу эти строки, остается 20 дней до открытия музея. Я был там на стройплощадке в октябре-месяце, когда туда приезжал Энцо, посмотреть, как обстоят дела. Нынче он нечастый гость в Италии: ему тут нечего делать – он прекрасно живет в Калифорнии.

Старый дом выпотрошен напрочь и покрашен изнутри в белый цвет. Огромные стальные конструкции предохраняют старые стены от схлопывания внутрь. На дворе – тепло.  Из дома Энцо можно пройти в следующий корпус, который и есть музей.  

Всегда любопытно посмотреть на примеры современной музейной мысли. Но этот поражает совсем. Под огромным желтым капотом пространство устроено так, чтобы в него могли заезжать автомобили и вставать, как произведения искусства на подъемники. Так как Ferrari – произведение искусства очень шустрое, то и экспозиции меняться будут довольно динамично.

«Вот теперь это по-настоящему впечатляет, – говорит Пьеро Феррари – мужчина в пиджаке и в рейбанах модели Pilot, глядя на огромную крышу в виде ферарревского капота и на пространство, которое скоро заполнится самыми прекрасными и самыми известными из культовых машин. Это достойно марки Ferrari. Я счастлив, что сюда будут приехжать и любители, и професионалы, и настоящие фанаты–коллекционеры». Пьеро раскрывает основную фишку музея – автомобили, даже самые редкие из них, сюда будут привозить коллекционеры со всего мира. Для этого тут пять тысяч квадратных метров. Дизайн всего музея – от архитектурной лондонской студии Future Systems of London, которую основал Ян Каплицкий. Часть интерьеров – от Андреа Морганте из Shiro Studio.

Господин Феррари, а кто давал деньги на музей?

Наш фонд, который так и называется Casa di Enzo Ferrari Foundation, муниципалитет Модены, Торговая палата, Автомобильный клуб Италии,   Ferrari они дали основные деньги, восемнадцать миллионов евро. Эти люди сделали большое дело.

Рядом с Пьеро – председатель  торговой палаты, люди из муниципалитета. Все-таки Пьеро Феррари – последний настоящий Феррари в мире, и он же – лицо кампании по популяризации бренда, по увязке его с городом Модена и с провинцией Эмилия-Романья. Со двора музея, который пока еще представляет собой пересеченную бетонную местность со стальными прутьями, – видны  корпуса с огромной надписью Maserati и трезубцем – оказывается, здесь все недалеко.

Модена вообще место, полное сюрпризов. И кроме того, это красный пояс Италии – здесь всегда были самые прокоммунистические руководители и пролетарские настроения. В следующий раз мы как раз и поговорим о живучести коммунистической идеи на просторах Эмильи-Романьи.

До европейской премьеры – открытия Музея Ferrari – осталось чуть больше двух недель. Это будет яркий, желтый, южный памятник яркому человеку и потрясающему автомобилю.

Только я одного не понял – почему крыша музея желтая, если автомобиль красный?

Фото - автора

©
Подписка на Euromag

Дешево и не сердито 12 апреля 2016, 16:37

Дешево и не сердито

Читать российские соцсети – такое же тупое занятие, как разговаривать с таксистами. Я уже вижу – целый жанр «разговоры с таксистами». Самое смешное...

Боуи. берлинский период 14 января 2016, 18:09

Боуи. берлинский период

Вчера все берлинские газеты вышли с портретами Дэвида Боуи на первых полосах. «Спасибо Боуи», «Дэвид Боуи – герой Берлина» и так далее, кто-то...

Проблема №1 28 августа 2015, 12:53

Проблема №1

Все рассказы про перманентные кризисы в Европе нашей образованной публикой воспринимаются как пропаганда. Поэтому очередная новость о том, что на этой неделе вошел в самый...

Миф о «гейропе» 1 июля 2015, 13:01

Миф о «гейропе»

Есть страны, которые каждое свое законодательное телодвижение не только активно пиарят по всему миру, но и старательно делают вид, что весь остальной мир какой-то...