Хиты и шлягеры

24 августа 2010 года, 16:12

Чарт Германии говорит о чудовищной закрепощенности немецкого духа. А хит парад Британии уже многие годы ставит меня в тупик.

Игорь Мальцев

имя: Игорь Мальцев

Российский журналист, долгие годы - обозреватель ИД "Коммерсантъ", первый главный редактор журнала «Медведь», журнала «Другой», а также шеф-редактор журнала «Коммерсантъ - Автопилот». Его колонки знакомы читателям «Известий», «Сноба» и десятков других отечественных изданий. По первому образованию – моряк. Любит путешествовать с фотокамерой. Любимые направления – Исландия, Германия, Шотландия и Южная Африка.

О состоянии умов в стране, как ни странно, говорит содержимое официального чарта продаж популярной музыки, который именуют хит-парадом. И в каждой стране этот список нашептывает что-то свое. Несмотря на то, что Британия и США безусловные законодатели музыкальной моды – каждая в своем сегменте – даже их официальные чарты продаж порой противоречат их собственному реноме.

Чарт Германии, например, как и состояние ее рок сцены говорит о чудовищной закрепощенности немецкого духа, раздавленного массой ограничений (видимо, начиная с Версальского договора, заканчивая Ялтинским соглашением и американской оккупацией, которая длится до сих пор). Или скажем, французский чарт, который не говорит ни о чем, кроме идиотского изоляционизма, который ведет свое начало еще с полного неприятия Beatles и британского рока. И так далее: страны-сателлиты вообще рассматривать не имеет смысла – разве что с точки зрения изучения колониальной культурной политики.

Но именно хит парад Британии уже многие годы ставит меня в тупик. При том, что именно Британия – со всем Уэльсом и Шотландией выдает миру новых и новых рок-героев типа Arctic Monkeys, Snow Patrol etc, под которых потом приходится косить отличным американским командам типа The Killers.

Ставит в тупик, потому что не имеет ничего общего с основным направлением развития собственной популярной музыкальной культуры. То есть, мы должны поверить в то, что среднестатистический британский житель голосует фунтом стерлингов за то, что в этом славном списке находится. Давайте посмотрим: что там?

На 8 августа BBC Charts номер один был – Ne-Yo Beautiful Monster.

Кто такой Ne-Yo? Что такое Ne-Yo? Еще один симпатичный черный парень не лучше и не хуже Тимберлейка или Usher’а на этот раз из Арканзаса, что для Америки что-то вроде легендарного русского Урюпинска. С 2004 года он много всего напел и начитал. В том числе упаковал своими песенками таких исполнителей как Рианна и Джанет Джексон. Песенка как это принято в РнБ – блестяще сыграна и аранжирована самыми последними фишками и являет собой - как обычно - типовое занудное фуфло.

На втором месте – опять американцы Flo Rida и француз David Guetta.

Проект Flo Rida стал заметен, когда включил в свою песенку сэмпл британского хита You Spin Me Round (Like A Record) группы Dead Or Alive. При этом David Guetta извеcтен публике тем, что делал микс на “Героев” Дэвида Боуи.

На третьем Yolanda Be Cool Vrs DCup - We No Speak Americano!

Австралийский проект сэмплирует песню Ренато Карозоне «Tu vuò fà l’americano», выпущенной в 1956 году. .

Русская публика знает ее в основном по фильму «Талантливый мистер Рипли».

И с какой стороны ни посмотри – в новой реинкарнации песенка не являет собой революционного, идейного, либо технологического прорыва. Единственное, что может порадовать любителей Тарантино – название проекта «Иоланда будь спокойней» - цитата из «Pulp Fiction». И тогда нечего удивляться, что на четвертом месте гордого британского хит парада опять американцы – Эминем и Рианна I Love the Way You Lie.

Ни того ни другого представлять русской публике не надо – Эминем это такой парень с белой прической, а у Рианны много татушек на теле. Классную поп-певицу Рианну довольно грамотно уравновешивает позитивный цинизм Эминема, который теперь, кстати, вдруг стал опять брюнетом и похоже перестал жаловаться на свою неудавшуюся семейную жизнь и на то, что его собственная мама вынесла ему мозг в детстве.

Гораздо хуже, что на пятом месте очередной бой-бенд The Wanted.

Тошнотворная группа, рассчитанная на удовлетворение возвышенных вкусов маленьких девочек и низменных – вполне взрослых педерастов – наконец-то это колллектив из Лондона. О, Боже. И это основной вклад на этой неделе Объединенного королевства в мировую музыкальную поп-культуру. Тогда впору повеситься на Биг Бене на розовых стрингах.

На шестом месте Travie McCoy - урожденный Тревис Лазарус Маккой из города Женева, штата Нью Йорк, известный по участию в группе Gym Class Heroes и четырем альбомам, которые он с ними записал. Теперь он поет про Billionaire с привкусом рейггей. Кстати, обожаю эти музкритиковские примочки типа «с привкусом реггей», а почему не с «ароматом хард рока»? Почему не с «цветовой палитрой индастриал-даба»? Ну, с привкусом и привкусом – ладно – но отмечу – это опять американский исполнитель в британском чарте. Сколько можно? Что происходит?

А то что на седьмом месте гордого королевского списка – опять американец и опять реппер – B.o.B из Атланты на этот раз на пару с рокершей из группы Paramore Хит называется Airplanes. При этом таких дуэтов в родной Англии можно составить вагон и маленькую тележку, как говорят у нас на шахте им.Засядько г.Донецка.

И седьмая позиция в хит параде это только подтверждает – наконец-то английский артист и наконец-то приличный по всем меркам. Урожденная Элиза Кайрд, она же на сцене Eliza Doolitle (если вам не попадался по жизни Бернард Шоу, то просто забейте). Она записала первый альбом с такими известными артистами , как Креги Доддс из Sugababes и с покойным Джонни Долларом из Massive Attack и теперь в хит параде с песенкой Pack Up.

И сразу откуда-то появляется стиль, класс и нормальный женский вокал и наконец-то отсутствие предпосылок к культу “поющих трусов” и прочих причиндалов американско-наркодилерской культурки. То, что отличает островную музыку от континентальной.

На седьмом – греки из Стокгольма Swedish House Mafia. Как дань обьединенной Европе – причем такой что не меняет национальную валюту на евро – что англичане со своим фунтом, что шведы со своей кроной, что греки со своим не пойми чем. Их электронный хит One прекрасно проиллюстрирован сопровождающим видео – на нем отлично видно, как именно делается такого рода музыка – одним пальцем на новомодном клавишном инструменте, который больше смахивает на клавиатуру для Apple Mackintosh. И конечно, в песенке не обошлось без амеркианского реппера Pharell.

Дальше идет Кэти Перри, она же бывшая исполнительница христианского поп-рока Кэти Хадсон из Санта Барбары, с которой смирение слетело как покрывало с первым же хитом «Я поцеловала девушку». Нынче она в хит параде с амеркианским же реппером Снупи Догом California Gurls , которая значительно скучнее, чем предыдущие ее песенки. Видать Леди Гага сбивает прицел.

На следующем месте – редкая английская птица в национальном хит параде - группа из Рединга The Hoosiers (в русской литературной традиции “Хужеры”). Поп музычка под названием Choices. Посмотреть их клип вы все равно не сможете, потому что живете в стране четвертого мира по мнению компании Sony: "Это видео содержит материалы от партнера Sony Music Entertainment. Для вашей страны доступ к этим материалам больше не предоставляется". Кстати, вам не кажется что пора бойкотировать товары компании, которая бойкотирует вашу страну? Нет? То есть как телевизоры, мониторы и музыкальные центры впаривать на просторах России так Sony первая, а как рекламные клипы показывать так шиш. И не надо только сказок про то, что это разные предприятия. Акционеры основные у них одни и те же. И сбыт музпродукции осуществляется в жесткой привязке к «железу» - вы это поймете сразу как только попытаетесь купить на Apple Mac за деньги песни кого-нибудь из «sony'вских» артистов, например, Майкла -нашего -Джексона.

На 12-м месте опять американский исполнитель Ар-Эн-Би Jason Derulo. Все те же надоедливые мелизмы вокруг одного-единственного минорного аккорда.

И вы будете смеяться – дальше по британскому когда-то хит параду будет все то же самое – за исключением британского проекта Magnetic Man, котоырй заключается в том, что три продюсера исполняют музон на трех ноутбуках Apple Mac Book и Марка Ронсона,

котоырй сам по себе продюсер Эми Вайнхауз

и Rumble Strips

– они играли в Москве в начале своей карьеры в клубе «На Брестской» - btw). Налицо – засилие закоеанской продукции. Можно, конечно, вспомнить тот факт, что рок н ролл пришел в Англию с амеркианскими пластинками Джерри Ли Люиса или с блюзовыми записями Мадди Уотерса и все что тут на острове потом случилось – все имеет как бы амеркианские корни и потому может быть местная индустрия чувствует себя несколько в подчиненном положении. Похоже на чушь, но мало ли?

Но давайте тогда посмотрим что происходило в августе в хит параде Британии других годов?

В 1975 это был псевдокарибский дуэт Typically Tropical

с реггей песенкой Barbados - они так никем и не стали – то, что называется one hit wonder.

В 1977 это были англичане Brotherhood Of Man с песенкой Angelo – они хотели быть ABBA, но у них ничего не получилось.

А также был американец David Soul.

В 1978 – опять амеркиаанцы Commodores с песенкой Three Times a Lady.

А также англичане –группа 10сс с реггей-хитом Dreadlock Holiday

В 1979 - англичанин Клифф Ричард c We Don’t Talk Anymore. В 1980 - шведы ABBA The Winner Takes it All.

Все это было бы вполне мило, если бы реальная картина реальной музыки, которая в это время происходила вне рамок так называемого “большого музыкального бизнеса”, что и диктует структуру хит парада на той или иной территории – вся эта большая пятерка BMG, Sony, Warner, EMI, Universal – корпорации, поделившие весь мир, как пятерка гиен - тушку антилопы.

Потому что уже в своей песенке под названием 1977 английская группа The Clash пела « в 1977 году места нет ни Элвису, ни Битлз, ни Роллинг Стоунз».

В 1977м году же в год юбилея Королевы Sex Pistols уже вовсю вопили «Боже храни Королеву и ее фашистский режим»

и несмотря на то, что сингл этот стал номером один в чарте журнала NME, в официальных чартах сделали все, чтобы она не стала номером первым. По этому поводу разразился целый скандал с обвинениями в адрес корпорации BBC.

Никому из аудитории типа молодежи или шахтеров, которых Маргарет Тетчер выгнала на улицу – слезы и сопли Дэвида Соула в 1977 были не нужны напрочь. Вы думаете сингл «Анархия в Обьединенном Королевстве»

все тех же Sex Pistols вышел в 1976 году просто так – как игра творческого ума?

Скорей всего, потому что стало нечего жрать (не сравнить с СССР, но тоже ничего хорошего), непонятно куда двигаться и, потому что Саймон и Гарфинкель стали называть себя рок-артистами.

В то же время на нижних позициях хит парада очутились панки Vibrators c песенкой Pure Mania.

В 1978 другие панки Sham-69

издали альбом «Скажите нам правду». То есть практически Мы хотим перемен!

И дело не в том, попало все это в чарты или нет. Главное, что эти парни изменили лицо сначала рок-музыки, а потом и столь ненавидимой поп-музыки. Пока Бьорн и Бенни распевали свои золотые, пустые как барабан песенки. И не беда, что панк-философ Вивьен Вествуд, которая одевала в свастики и рваные майки Destroy Джонни Роттена стала одной из самых дорогих кутюрье Британии. Просто мир стал другим – в том числе и из-за того, что однажды вечером, а именно 7 июня 77 года полицейские стащили со сцены на корабле, пущенном по Темзе группу Sex Pistols, чтобы она не пела в день юбилея всенародно любимой королевы прямо напротив Вестминстерского дворца что-нибудь типа «Боже, храни Королеву – она вообще не человек. Будущего нет у страны мечты - Британии».

Эта короткая рок-песенка вошла в список «100 песен которые изменили мир» от журнала Q, в «500 лучших песен времен и народов» на 173 месте от журнала «Роллинг Стоун» и так далее.

То есть жизнь музыкальная отдельно – хит парады отдельно. Что сегодня тотальное засилие амеркианских репперов в британском хит параде скрывает? Может быть, тот культурный феномен, который сделал Саймона Коуэлла самым влиятельным человеком на британском ТВ сегодня – X-Factor, Britain Got Talent и что там еще? Ах да – Pop Idol! Как можно забыть такое явление культуры? Все эти практически «Дома-2» от искусства развлечений. Для которых найти вторую "женщину ниоткуда" Сузен Бойл, которая в свою очередь была вторым явлением «человека из ниоткуда» Пола Потса – это вопрос выхода в мультибогачи, не более. Вот они и ищут всем скопом.

Очень мило, что мы не видим «У Британии талант» целиком, а только таких жемчужных персонажей как СуБо. Потому что все оcтальное экранное время тут танцуют толстые мужчины в балетных пачках, выпукивают несколько тактов из Бетховена и заставляют собственного папу попадать на гитаре в аккорды. Конечно, на фоне такой телекартинки Алисия Киз из самой Америки выглядит афро-королевой невыносимого таланта. К тому же все уже устали от таблоидного поведения британских пьющих девушек типа Эми или Лили Аллен, хотя той же Алисии Киз до них как до Китая на синтезаторе. И люди наверное реально слушают гладенький репперский лепет – как никак иностранная музыка. Издалека.

©
Подписка на Euromag

Дешево и не сердито 12 апреля 2016, 16:37

Дешево и не сердито

Читать российские соцсети – такое же тупое занятие, как разговаривать с таксистами. Я уже вижу – целый жанр «разговоры с таксистами». Самое смешное...

Боуи. берлинский период 14 января 2016, 18:09

Боуи. берлинский период

Вчера все берлинские газеты вышли с портретами Дэвида Боуи на первых полосах. «Спасибо Боуи», «Дэвид Боуи – герой Берлина» и так далее, кто-то...

Проблема №1 28 августа 2015, 12:53

Проблема №1

Все рассказы про перманентные кризисы в Европе нашей образованной публикой воспринимаются как пропаганда. Поэтому очередная новость о том, что на этой неделе вошел в самый...

Миф о «гейропе» 1 июля 2015, 13:01

Миф о «гейропе»

Есть страны, которые каждое свое законодательное телодвижение не только активно пиарят по всему миру, но и старательно делают вид, что весь остальной мир какой-то...