Берлин: как убить фестиваль всего лишь за год

3 июня 2015 года, 13:05

Берлинский фестиваль современной музыки под простым названием Berlin Festival был когда-то осенним праздником для всех. Официально он был фестивалем рока и электронной музыки. Он стартовал в 2005 и за пару лет начал собирать в MAFZ Erlebnispark и на Poststadion Mitte уже по 20 тысяч человек, а потом и больше. Потом он переехал в аэропорт в центре города.

Игорь Мальцев

имя: Игорь Мальцев

Российский журналист, долгие годы - обозреватель ИД "Коммерсантъ", первый главный редактор журнала «Медведь», журнала «Другой», а также шеф-редактор журнала «Коммерсантъ - Автопилот». Его колонки знакомы читателям «Известий», «Сноба» и десятков других отечественных изданий. По первому образованию – моряк. Любит путешествовать с фотокамерой. Любимые направления – Исландия, Германия, Шотландия и Южная Африка.

Два, а потом и три дня в легендарном месте – аэропорту Темпельхоф - звучала музыка, народ расслаблялся на летном поле и танцевал, проходили выступления танцоров и были даже какие-то художественные акции и мастерские.

Темпельхоф - легендарное место с момента своей постройки в конце 20-х годов. Его оборудовали в 1927-м, а уже в 30-е годы нацистское правительство затеяло гигантскую перестройку в ответ на резкое увеличение гражданских перевозок. Главное – этот аэропорт сформулировал все современные принципы взаимодействия авиации и пассажиропотока.

Здесь придумали, как сдавать багаж, как регистрировать на рейс, как выпускать пассажиров на поле и т.д. Раньше такой структуры просто не существовало. Ну и, конечно, само полукруглое здание с крыльями больше километра было уникально – в них еще и располагались ангары.

После того, как его закрыли окончательно в 2008-м, в ангары и на поле перебрался фестиваль Berlin, который вскоре получил звание «Фестиваль с лучшим составом в Европе» - Best Line-up Fest. Действительно – пространство позволяло поставить огромную главную сцену, вторую сцену поменьше и еще две сцены в ангарах.

На главной сцене такого размера и оборудованности уже могли работать мировые звезды. Уже в 2011 году тут хэдлайнерами были Public Enemy, Suede, а в огромном списке выступающих были набирающие обороты Aloe Blacc, например.

Когда программа концертов ночью начинала сворачиваться, желающие разъезжались по клубам, где продолжалась фестивальная программа до утра. Понятно, что с каждым годом народу приезжало все больше и больше. И выступающие становились все круче. В 2012 вечер заканчивали Killers, Sigur Ros, Franz Ferdinand.

В 2013 это уже была Бьорк и Pet Shop Boys, хотя меня лично больше интересовала английская группа White Lies.

Но вокруг такого сладкого места как огромное поле в центре города стали разворачиваться подковерные интриги. Мэр Берлина начал уже было готовить это поле к застройке, но берлинцы резко воспротивились. И, вроде, на время эта идея исчезла, особенно после того, как стало ясно, что тот же мэр полностью провалил строительство аэропорта «Бранденбург», который должен был стать крупнейшим хабом севера Германии.

Но, видимо, под шумок руководство Темпельхофа подняло арендную плату для устроителей фестиваля  Berlin, и им пришлось искать новое место. А тут открылся целый промышленный район неподалеку от моста Обербаум. Именно туда пришлось съехать с Шонхаузер Аллее культовому клубу White Trash Fast Food, когда им тоже подняли аренду (помещение стоит до сих пор пустое, между прочим).

Фестиваль - он называется  Arena (не путать с O2Arena) – прошел на новом месте. Это огромный ангар с жестяной крышей и еще несколько цехов – Glass Haus, Arena Club, где работали артисты различного уровня. Но уже тогда фестиваль потряс своей дурной организацией и звуком. Билеты по старой традиции продали как на аэродром, но только в пространство чуть ли не в два раза меньше. В результате организаторам приходилось запирать двери концертных площадок как только предел плотности слушателей достигал критической, оставляя неудачников за бортом – любоваться так называемым ShiffBade – купальным бассейном, который погружен прямо в Шпрее.

Только что закончился фестиваль 2015. Мне было очень интересно, справились ли организаторы с прошлогодними проблемами. Но похоже они только усилились. Несмотря на то, что в хэдлайнерах были вполне уважаемые артисты типа Chat Faker или Roisin Murphy, звук не спасло ничего. Все также катились низы по цементным полам, все также возвращалось все остальное, отразившись от жестяных крыш.

Система оплаты напитков была сделана безналичной – на браслете был чип, который надо было пополнить деньгами на специальных станциях, куда тут же выстроилась дикая очередь. Система возвратов залоговых денег за посуду также подразумевала дикие очереди – так как не во всех барах посуду принимали обратно. Единственное, что было по-другому – народу было уже много, но не настолько, чтобы закрывать площадки дверями, хотя люди, зажатые между заводскими корпусами – малопривлекательное зрелище, на радостный праздник не похожее.

Так что, если ничего не поменяют к будущему году, фестиваль обречен на вырождение. Поэтому будем ждать фестиваль Lollapalooza, который состоится в сентябре, где хэдлайнерами будут Muse и Libertines.

Подписка на Euromag

Дешево и не сердито 12 апреля 2016, 16:37

Дешево и не сердито

Читать российские соцсети – такое же тупое занятие, как разговаривать с таксистами. Я уже вижу – целый жанр «разговоры с таксистами». Самое смешное...

Боуи. берлинский период 14 января 2016, 18:09

Боуи. берлинский период

Вчера все берлинские газеты вышли с портретами Дэвида Боуи на первых полосах. «Спасибо Боуи», «Дэвид Боуи – герой Берлина» и так далее, кто-то...

Проблема №1 28 августа 2015, 12:53

Проблема №1

Все рассказы про перманентные кризисы в Европе нашей образованной публикой воспринимаются как пропаганда. Поэтому очередная новость о том, что на этой неделе вошел в самый...

Миф о «гейропе» 1 июля 2015, 13:01

Миф о «гейропе»

Есть страны, которые каждое свое законодательное телодвижение не только активно пиарят по всему миру, но и старательно делают вид, что весь остальной мир какой-то...