Пора за вином

1 июня 2011 года, 14:36

Незадолго до нового урожая, ранним-ранним летом, очень хочется пить вино. Конечно, его хочется пить всегда, да только московские морозы располагают к употреблению более высокоградусных напитков – виски, коньяка, кальвадоса, рома. Но хочется не только вина, хочется путешествий и отдыха.

Игорь Мальцев

имя: Игорь Мальцев

Российский журналист, долгие годы - обозреватель ИД "Коммерсантъ", первый главный редактор журнала «Медведь», журнала «Другой», а также шеф-редактор журнала «Коммерсантъ - Автопилот». Его колонки знакомы читателям «Известий», «Сноба» и десятков других отечественных изданий. По первому образованию – моряк. Любит путешествовать с фотокамерой. Любимые направления – Исландия, Германия, Шотландия и Южная Африка.

Один из лучших видов туризма – винный. Поэтому я разработал маршрут, который привел меня в город Монтальчино (южная Тоскана). Потому что если вино – то брунелло ди монтальчино. Жалко, что весь брунелло 1997 года уже выпили – а ведь великий был урожай: из-за него вдруг во всем мире цена на брунелло ди монтальчино (от самого скромного производителя) вдруг стала начинаться от 40 евро.

Это же был парадокс – итальянское вино за 100 долларов. Ничего, уже привыкли.

Мне всегда хотелось заехать на родину напитка в коммуну Монтальчино, в город Монтальчино (43°03′N 11°29′E). Пока уже любое вино любого года оттуда не стало стоить как спортивный самолет.

Нет такого винограда – брунелло. Нет, конечно, он есть, но это клон самого главного тосканского винограда санджиовезе. И только жители и трудяги из Монтальчино подняли этот клон до высот лучших ресторанов мира. Хотя, по правде, из самого натурального стопроцентного санджиовезе они его сейчас делают – и счастливы.

Сейчас за брунелло ди монтальчино гоняются уже не так, как за нынешним амароне, скажем. Но мода приходит и уходит, а каменные стены города на холме – остаются.

Что-то есть завораживающее в городах на холмах. Нет, я не про отвратительные условия парковки – тесно, все под горку катится, моя красная Audi A5 скребет днищем при въезде на паркинг. Но когда поднимаешься в такой город по главной трассе, по которой бродили еще легионеры, то мир выглядит гармоничным. Особенно прекрасно, что на главной трассе (можно в город сам и не заезжать) стоит один из самых прекрасных винных магазинов в Европе – Bruno Dalmazio: тут представлены все продукты местных винодельческих компаний. Это отдельная работа – выбрать здесь то, что тебе надо. И очень трудно уйти с пустыми руками. Особенно когда думаешь о каком-нибудь «Седьмом континенте».

BRUNELLO DI MONTALCINO LA CASA 1999 – 53 евро!

BRUNELLO DI MONTALCINO
VIGNA DEL PARETAIO 1999 – 39 евро!

BRUNELLO DI MONTALCINO IL POGGIOLO 1999 – 39 евро!

Это, кстати, выбор сегодняшнего дня самого Бруно Далмацио. А этот парень понимает толк в вине. Кстати, его менеджеры устраивают винные путешествия в любую винодельню коммуны – у них тут все схвачено. У нас винные путешествия устраивают парни из Simple, и в этом отношении мы еще на шаг приблизились к культурному выпиванию вина. Анатолий Корнеев уже давно рыщет по тосканской земле в борьбе за поставщика и вино. Именно по его следам мы приехали в Монтальчино, чтобы отужинать в ресторане замка Банфи. Замка, которого отродясь не было в Монтальчино.

Castello Banfi – отличная маркетинговая находка: он как бы возник на месте замка ХI века Poggio alla Mura – бренд придумали американцы итальянского происхождения, которые заработали прилично на виноторговле у себя в США и вернули долг далекой родине, выкупив у нее приличные куски земли со старым замком и поставив производство на широкую американскую ногу.

В ожидании ужина и экскурсии по предприятию мы располагаемся в отеле Dei Capitani, который значится четырехзвездочным. Похоже, за вид, который открывается из любых его окон. Бассейн еще холодный, зато ты смотришь вниз с холма и с крепостных стен – как настоящий житель Средневековья, во всяком случае, с тех пор почти ничего не изменилось в этом городе.

Он оказывается маленьким, посвященным торговле вином – потому что энотек тут больше, чем кофеен. И глаза опять разбегаются, но нам еще садиться за руль – даже толком не отдегустируешь уличные продажи. Меня манит Caffe Fiaschetteria Italiana No. 6 на Народной площади. Как вы понимаете, манит совсем не кофе: тут в меню сильные позиции с брунелло ди монтальчино – от 4 евро за бокал до твердых 10. То есть там есть чем заняться исследователю итальянского виноделия.

Мы срываемся на быстрой красной машине в сторону замка Poggio alla Mura – только по такому названию можно найти винодельню Castello Banfi в переплетении деревенских дорог. А вообще-то по винным меркам покупка семьей Мариани этого замка и хозяйства произошла совсем недавно – в 1978 году. Это были как раз не самые лучшие дни итальянского виноделия, и так было по всей Италии – намечался поколенческий кризис. И кризис винодельческой школы. Это когда на вопрос «Кьянти?» в ответ кричали: «Кислятина!»

Американцы подошли к вопросу четко – играем или не играем. Если играем, то нужны бешеные инвестиции. Тогда, правда, можно было в Тоскане купить замок за 500 тыс. долларов, в то время как сейчас за эту цену толком квартиры не купишь. Будем считать их бешеными по ценам того времени. Американский менеджмент привел к тому, что впервые железный конь пришел на смену крестьянской лошадке – семья Мариани показала местным, как работают в Америке. Была создана мощная исследовательская группа – почвы, лозы, агрикультура на высоте. Сразу выход на серьезные урожаи и обороты. Не случайно хозяйство Banfi за эти годы стало экономическим и идейным лидером местной винодельческой коммуны. Оно просто локомотив.

Кстати, о локомотивах и прочих флагманах – я не знаю, кто как, а мне пока больше всего нравится у Banfi вино под названием Excelsus. К брунелло это не имеет отношения, потому что купаж – мерло и каберне. Первый выпущенный миллезим, 1993 года, показал, что французская идея – бордоского купажа – дает отличный результат, который называют «супертосканским». Жалко, что в Москве бутылка 2004 года стоит почти 8000 рублей.

Отдельная радость фаната вина Brunello di Montalcino Poggio all'Oro: санджиовезе для него собирают на отдельном винограднике в 14 га. В лучшие годы делают вино класса Riserva. В России такое вино 2004 года стоит 7800 рублей. Немало.

Brunello di Montalcino DOCG 2004 года уже более приемлемо – 3350 рублей. Типическое брунелло. Если вы захотите знать, каким должно быть просто брунелло, – вам сюда.

Пока мы были в самом замке, то скорей знакомились с технологиями и объемами – это впечатляет. Я был на многих итальянских винодельнях – от предприятий барона Франческо Рикасоли до винограда San Felice или Vignamaggio и Castello di Verazzano. И там было все понятно: традиции, количество, тайминг. Банфи реально взорвали местное спокойствие, потому что у них все более промышленно, все более динамично, все в глобальных масштабах.

При замке есть отель Castello Banfi – Il Borgo, который был назван Conde Nast Traveler «самым горячим из новых», и номера там очень, очень со стилем. Но нам ехать в отель Dei Capitani, где нас покусают очень маленькие прозрачные летающие кровососы. Ну не может же быть Тоскана настолько идеальным местом – нас просто поставили с неба на землю.

Но обратно подняться на седьмое небо нам всем поможет вино, которое я по невнимательности пропустил в самом замке (меня после винных цехов больше всего волновала мастерская по производству ачето бальзамико, который тут по легальным причинам называют «бальзамом этрусков», – на все остальное наложила лапу Модена).

Я пропустил первый винтаж 2005 года вина BelnerO (почему-то «О» тоже прописное). Это то, что связывает Банфи с местной почвой идейно, – это такой приземленный санджиовезе, и оттого он мощный и ароматный. Когда ты пьешь санджиовезе, то перестаешь через некоторое время понимать, что означает слово «элегантный» применительно к вину. К черту вашу элегантность! Пусть элегантными будут официанты в ресторане при замке.

Там, в ресторане, все блюда привязываются к винам. Так мы узнали, что есть игристое местное. А также нам напомнили о существовании Poggio Alla Mura Brenello Di Montalcino DOCG. Его делают с винтажа 1997 года, так что это вино уже закаленный боец маркетинговой войны за американский рынок. Заканчивается ужин вином FloruS – это стопроцентный москаделло, то, что мы привыкли называть десертным.

Тосканская ночь черна. Да, в общем, и вечер у них тоже черный. Мы пробираемся сквозь средневековый город. Все-таки американский стиль винного индустриализма внушает уважение. И некоторую ностальгию по старым небогатым временам, когда все продавалось за лиры и стоило в два раза дешевле.

Меню винного ужина в ресторане замка Банфи:

– прессованная телятина с маринованным лангустином и с карамелизованными кумкватами (идет с вином Serena 2007 совиньон-блан);

– домашние макароны с черным трюфелем, раковой шейкой и брокколи (с Fontanelle 2007 шардоне);

– рулет из овечьего сыра, наполненный томатным соусом и луком со вкусом черной смородины (Excelsius 2003 каберне-совиньон + мерло);

– хрустящая местная утка (Brunello di Montalcino Poggio alle mura 2001 санджиовезе);

– «кейк» из семи слоев с лимонным мороженым (Florus 2006 москаделло ди монтальчино).

©
Подписка на Euromag

Дешево и не сердито 12 апреля 2016, 16:37

Дешево и не сердито

Читать российские соцсети – такое же тупое занятие, как разговаривать с таксистами. Я уже вижу – целый жанр «разговоры с таксистами». Самое смешное...

Боуи. берлинский период 14 января 2016, 18:09

Боуи. берлинский период

Вчера все берлинские газеты вышли с портретами Дэвида Боуи на первых полосах. «Спасибо Боуи», «Дэвид Боуи – герой Берлина» и так далее, кто-то...

Проблема №1 28 августа 2015, 12:53

Проблема №1

Все рассказы про перманентные кризисы в Европе нашей образованной публикой воспринимаются как пропаганда. Поэтому очередная новость о том, что на этой неделе вошел в самый...

Миф о «гейропе» 1 июля 2015, 13:01

Миф о «гейропе»

Есть страны, которые каждое свое законодательное телодвижение не только активно пиарят по всему миру, но и старательно делают вид, что весь остальной мир какой-то...