Вещдоки счастья

15 июля 2010 года, 18:01

Как не превратить дом в краеведческую экспозицию "От сувенира к сувениру".

Василий Шомов

имя: Василий Шомов

Журналист, главный редактор журнала "Аэрофлот Premium", автор романа Presstrip. Родился в Москве в 1960 году, по образованию врач, любит путешествия, песни The Beatles и бульдогов. Интересуется культурной антропологией. Любимое изречение: «Мы помещены в мир, который накладывает на нас обязательства» (Ларс Свендсен).

Откуда бы я ни возвращался, я обязательно привожу из поездки какую-то памятную чепуху. Так все делают. Каждый, с разной степенью увлеченности поддерживает мировую сувенирную индустрию. Кто скажет, что это не так, пусть первым бросит в меня куколку в национальной одежде, статуэтку дельфина, держащего в пасти термометр, или что-то антикварно-зеленое, вроде мавританского рукомойника на ножках. Зачем я покупаю сувениры? Отвечаю — для внутреннего спокойствия.

Людей, совершенно не страдающих маниакальной формой вещизма, но методично наполняющих жилища аляповатым тревел-кичем, можно понять. А как же по-другому? Ведь иначе не будет вещественных доказательств того, что мы в действительности были где-то далеко, в неведомых странах. А если вопрос возникнет... Нельзя же ударить в грязь лицом. И мы к этому готовы. Алле-оп! Вот вам неопровержимые в своей материальности: расписанный верблюдами глиняный тунисский барабан и пепельница c Гоа с улыбкой Боба Марли в венчике из Cannabis sativa L...

Гораздо более глубокий, оккультный смысл сувенира заключен в том, что каждому, кто его покупает, хочется, говоря языком НЛП, “заякорить” свое счастье. Закрепить чудесные минуты отпуска за каким-то конкретным объектом-якорем. Чтобы глянул на этот якорь, к примеру, на ритуальную маску аборигена страдающего проказой, как собака Павлова на загоревшуюся лампочку и сразу вспомнил десять дней блаженного безделья на острове Пи-пи. Но не факт, что такой якорь будет долго работать — пыльный алебастровый египетский вазон цвета хаки какое-то время действительно может напоминать об отпуске, но так же и о том, как тебя хитростью заманили на фабрику алебастра, сладкоголосо уболтали и как весь обратный путь пришлось нянчиться с хрупким шедевром... Похожая судьба у десятков немыслимых плошек, кружек, азиатских, вечно трескающихся в нашем климате, шкатулочек, разномастной плюшевой фауны, эбеновых фигурок, фоторамок из шамотной глины, “закатов” кисти локальных вангогов и предметов неясного назначения, всучивая которые торговец заглядывает в глаза и вкрадчиво шепчет: “Берьбериан сильвар, риали... Спешаль прайса”. Их девать уже просто некуда! И хотя дома с ними хорошо — как-то по-русски, по-нашему — чуть захламлено и уютно, память из них выветривается довольно быстро.

Чтобы привезенная штукенция долго радовала – она должна нести в себе вневременной заряд подлинности и красоты. Такую не отыщешь в туристических лавках. Это требует времени и сил. А отпуск, подразумевает отдых, а не рейды по торговым рядам, где аутентичные диковинки местных ремесленников, да, да мастерство которых передается из поколения в поколение, имеют тайное или явное клеймо – Made in China. И все-таки хочется отовариться экзотикой и довести дело до логического конца (даже если знаешь, что почти все можно купить дома.)

Если желание непреодолимо, можно с легким сердцем в Италии отдать должное модным именам. В Китае — воздушным одеялам из шелка, в Австралии — сказочно переливчатым огненным опалам, в Индии — затейливым кашмирским палантинам, а на Таити — черному жемчугу. И отдавать это должное, забирая взамен подлинную вещь, нужно не в придорожных тревел-шопах. А по блошиным рынкам, стоит пройтись. Это — просто занятная прогулка, которая совершенно не обязана перерастать в шопинг. Хотя, если накрывает приступ консьюмеризма, ему не стоит противиться — это обязательный реабилитационный элемент отпуска!

Среди многочисленных вариантов сувенирного отягощения, самый живейший интерес у меня вызывает эногастрономический — покупка вещей съедобных, не подлежащих долгому хранению и требующих скорого приглашения друзей. И Европа в данном контексте – это наше все. Испанский хамон, французские, английские и греческие сыры, итальянские колбасы и сушеные помидоры, венгерские марципаны и паштеты, молодая швейцарская спаржа, а еще артишоки, оливковое масло, анчоусы, мед, конфитюры, печенье. Не говоря про вина... Купленные в разумных количествах перед отлетом и путешествующие в ручной клади, специалитеты не утратят аромата и свежести. Более того, в домашних условиях заморская снедь, с любовью выбранная в Цюрихе, Болонье, Мюнхене или Вене и приправленная рассказами ex-отпускников и вниманием благодарных слушателей, приобретет особое богатство вкуса. Приятный и вкусный вечер в компании друзей — самый лучший якорь, я проверял. А воспоминания такая штука, что они гораздо более живучи не на полке и не в недрах компьютера в папке фотографии/отпуск, а у нас внутри, в запасниках, где хранятся самых яркие эмоции и спасительные, особенно в московское межсезонье, впечатления.

P.S. Критика сувенирного разума не распространяется на магниты – это святое, хотя, под воздействием суммарного магнитного поля сотен миниатюрных гербиков, флажков, рыбок, автобусов, домиков, человечков, корабликов etc, холодильник начинает работать с натугой и может объявить бессрочную забастовку (такие случаи описаны в литературе).

©
Подписка на Euromag

Вино в субъективе. Русский терруар 21 августа 2015, 13:42

Вино в субъективе. Русский терруар

«Виноградники появились уже и под Самарой, и под Белгородом — не удивляйтесь, если через пару лет услышите о воронежских Пино нуарах» (цитата из статьи...

6 причин полюбить розе 4 августа 2015, 11:45

6 причин полюбить розе

Почему мне симпатично розе (подчеркну, речь только о холодном).

Скрепы. Слово в защиту слова. 17 апреля 2015, 12:36

Скрепы. Слово в защиту слова.

Одни сегодня без конца повторяют слово «скрепы», не переставая смеются над ним и, мягко говоря, иронизируют. Другие напротив, с государственным пафосом в голосе, к...

50 тысяч оттенков красоты 17 февраля 2015, 19:08

50 тысяч оттенков красоты

Искусство не стареет. Если это искусство, оно всегда современно. Даже то, что было создано цивилизацией века назад — не меркнет. Мало того, множеством своих красок...