Жан де Лабрюйер. Версия 20.13. Лайк

Что бы не думали о себе, продвинутых, мы — те же самые. Мы не меняемся концептуально. По крайней мере, судя по тексту 17 века, нынешнее человечество, пусть даже самозабвенно тычущее пальцем в экран iPhone/iPad — не изменилось. То есть, уже более чем 300 лет, мы — одни и те же. Ну, как две капли! И нам, как и раньше только дай пообщаться, то есть поговорить, поболтать, потрепаться, позлословить, поумничать и покрасоваться!

Неизменность и единообразие человеческих характеров, привычек и манер я со всей очевидностью прочувствовал, читая книжку французского мыслителя, моралиста и острослова Жана де Лабрюйера “О творениях человеческого разума”. У него, помимо множества нетривиалных сентенций, я наткнулся на главу, которая называется: “О светском обществе и искусстве вести беседу”. И она поразила меня, актуальностью и острой современностью (при том, что с неангажированной моралью и с моралистами не знающими, что такое двойные стандарты, сегодня совсем уж туго). Чтобы экстраполировать письмена Лабрюйера на наше сетевое, жежешное, наше фейсбучное общение, кое и есть сегодня — общение вполне светское, оказалось достаточно лишь иногда поменять пару слов в тексте. Или просто в начале изречения мессира подставить слова: “в фб”, “в комментах”, “в чате”, “в сети” etc. Уверен, что многоуважаемый Г-н Лабрюйер извинил бы меня за вынужденные купюры и замены (дабы никому не захотелось написать в комментариях: “многа букаф ниасилил”).

Василий Шомов
Василий Шомов

Журналист, главный редактор журнала "Аэрофлот Premium", автор романа Presstrip. Родился в Москве в 1960 году, по образованию врач, любит путешествия, песни The Beatles и бульдогов. Интересуется культурной антропологией. Любимое изречение: «Мы помещены в мир, который накладывает на нас обязательства» (Ларс Свендсен).

А теперь, имею честь представить вам, Жана де Лабрюйера! Версия 20.13

В фб назойлив только глупец; умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он – лишний.

У нас, в сети, шагу нельзя ступить, чтобы не наткнуться на глупого острослова: куда ни глянь, везде ползают эти насекомые. Истинно остроумный человек - редкость, и к тому же ему нелегко поддерживать свою репутацию: люди редко уважают того, кто умеет их смешить.

В чатах мы богаты пошляками, еще богаче сплетниками и насмешниками, но вот людей действительно остроумных у нас мало; изящно шутить и занимательно рассказывать о пустяках умеет лишь тот, кто сочетает в себе изысканность и непринужденность с богатым воображением.

Начни мы обращать, в фб, внимание на все вздорные, пустые и бестолковые разговоры, которые ведутся в ленте новостей, мы больше не захотели бы ни говорить, ни слушать и дали бы обет молчания, а молчальник еще невыносимее в комментах, чем болтун. Поэтому будем снисходительны и примем как неизбежное зло пересказы ложных слухов, туманные рассуждения о нынешнем царствовании и замыслах государей или выспренние и однообразные беседы на чувствительные темы.

В сети с иными людьми едва познакомишься, едва вступишь в беседу — и уже не хочешь ее продолжать из-за их пристрастия к нелепым, необычным, я сказал бы даже диким словам, тем белее что этим словам они придают не свойственный им смысл и сочетают их в несочетаемые выражения. Они говорят не так, как подсказывает разум или обычай, а как им взбредет в голову, и, подстрекаемые желанием блеснуть, неприметно создают свое собственное, особое, небывалое наречие. При этом они неизменно довольны собой и своим остроумием: в остроумии им, пожалуй, не откажешь, но оно так убого и, более того, так неприятно, что уж лучше бы его не было совсем.

Кое-чего в комментах слишком много, а именно - уверенности в том, что вы умнее других; отсюда вся ваша напыщенная галиматья, и замысловатые обороты, и громкие слова, которые ничего не означают. Как только я увижу, что ты собираешься завязать беседу, я потяну тебя за рукав и шепну тебе на ухо: "Попробуй говорить просто, как говорят те, кого ты считаешь глупцами, и тогда, может быть, люди поверят, что ты умен.

Быть в восторге от самого себя и сохранять незыблемую уверенность в собственном уме - это несчастье, которое может стрястись только с тем, кто или вовсе не наделен умом, или наделен им в очень малой степени. Мне от души жаль всех, кому приходится беседовать в жж с таким человеком. Сколько красивых фраз им суждено услышать! Сколько новомодных словечек, которые внезапно появляются в нашем языке, чтобы через короткое время так же внезапно исчезнуть!

Передавая новость, блоггер не старается подробно осведомить о ней собеседников, а думает лишь о том, как бы изложить ее, и притом возможно интереснее.

Иные комментаторы сперва говорят, а потом лишь начинают думать; другие старательно обдумывают все, что хотят сказать; беседуя с ними, вы поневоле становитесь свидетелем тяжкой работы их мозга. Их речь всегда искусственна. Это - пуристы, которые боятся самых простых слов, даже когда эти слова могли бы произвести отличное впечатление.

Если после беседы с вами человек доволен собой и своим остроумием, значит, он вполне доволен и вами. Люди в фб хотят не восхищаться, а нравиться, не столько жаждут узнать что-либо новое или даже посмеяться, сколько желают произвести хорошее впечатление и вызвать всеобщий восторг.

Избыток воображения вредит нам когда пишем в комментах: он нередко порождает пустые и вздорные вымыслы, которые не идут на пользу нашему вкусу и ничуть нас не улучшают.

Беда, когда у человека не хватает ума, чтобы хорошо откомментить или здравого смысла, чтобы осторожно промолчать.

Скромно сказать в комментах о какой-либо вещи, что она хороша или дурна и привести доводы в пользу своего взгляда — совсем нелегко: тут нужно много здравого смысла и умения выражать мысль. Куда легче объявить тоном решительным и не терпящим возражений, что она отвратительна или великолепна.

Одни блоггеры говорят хорошо, другие непринужденно, третьи правильно, четвертые уместно; что касается уместности, то противнее грешит тот, кто описывает только что съеденный им превосходный обед беднякам, у которых не хватает на хлеб насущный.

Кто в фб постоянно твердит о своей честности и порядочности, а в подтверждение того, что он никому не вредит и не делает зла, дает клятвы и призывает на свою голову громы небесные, тот не умеет хоть сколько-ни6удь убедительно сыграть роль порядочного человека.

Для иных комментаторов говорить — значит обижать: они колючи и едки, их речь — смесь желчи с полынной настойкой; насмешки, издевательства, оскорбления текут с их уст, как слюна. Лучше бы они родились немыми или слабоумными: живость и даже ум вредят им больше, чем другим - глупость. Они не только злобно огрызаются, но подчас и сами дерзко нападают, Завидев подобных людей, лучше всего без оглядки и со всех ног бежать прочь.

В фб существуют люди с таким нравом или, если хотите, характером, что лучше вовсе не иметь с ними дела, как можно меньше жаловаться на них и даже не позволять себе быть правыми в споре с ними.

В сетевом обществе разум обычно первым сдает свои позиции: люди глубокого ума нередко оказываются в подчинении у глупца и самодура; они начинают изучать все его слабости, прихоти, капризы, они потакают ему, идут на любые уступки, ни в чем не перечат.

Провинциалы и недалекие люди в фб то и дело готовы обидеться, полагая, что их презирают, что над ними смеются; как бы мягка и безобидна ни была шутка, ее можно позволить себе только с людьми воспитанными или наделенными умом.

Склонность к осмеиванию в сети говорит порой о скудости ума.

Если вы хотите, чтобы вас уважали в фб, имейте дело только с людьми, заслуживающими уважения.

Смеяться в жж над умными людьми — такова привилегия глупцов, которые в обществе играют ту же роль, что шуты при дворе, — то есть никакой.

Фб-друзья потому находят удовольствие в общении друг с другом, что одинаково смотрят на нравственные обязанности человека.

Истинной дружбой в фб могут быть связаны только те люди, которые умеют прощать друг другу мелкие недостатки.

Поразмыслив хорошенько, нетрудно убедиться, что в фб вечно брюзжат, всех поносят и никого не любят именно те люди, которые всеми нелюбимы.

Сколько прекрасных и бесполезных советов мы преподаем в фб тому, кого хотим утешить в большой беде.

Комментаторы вкладывают много жара в свои высказывания обычно из тщеславия или по складу характера, а вовсе не потому, что этого требует предмет беседы.

Иные фб-друзья, пребывая в хорошем расположении духа, любят во время непринужденной беседы отпускать безвкусные шутки, которые никому не нравятся, однако слывут остроумными именно потому, что очень плохи: эта низменная манера шутить заразила многих молодых блоггеров.

"Лукиан изящно выразился... Клавдиан остроумно заметил... У Сенеки сказано..." - и дальше следует длиннейшая латинская цитата, ее обычно приводят в присутствии людей, которые не понимают ее, но делают вид, что понимают. Если бы у этих любителей цитат достало здравого смысла и ума, они выбрали бы что-нибудь более удачное и идущее к месту.

Догматический тон в комментариях всегда является следствием глубокого невежества: лишь человек непросвещенный уверен в своем праве поучать других вещам, о которых сам только что узнал.

О вещах серьезных в сети следует говорить просто: напыщенность тут неуместна; говоря о вещах незначительных, также не нужно впадать в пафос: только тон, манера и выражение, с которым они произносятся, могут придать им смысл.

Человек, наделенный умом, порою начинает чуждаться фб из боязни, как бы оно ему не наскучило.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?