Культурная ненависть

«Усвоить культурную традицию другого человека можно лишь тогда, когда любишь его до глубины души и при этом ощущаешь его превосходство». Это сказал Конрад Лоренц – австрийский зоолог, зоопсихолог, один из основоположников этологии, науки о поведении животных, ученый, которого я по-настоящему уважаю и чту.

Природа вечно куда-то движется, мигрирует. И человечество тоже. Миграции – составляющая часть жизни. Почему они происходят, до конца не ясно, хотя у китов или многоножек подозревают в этом луну, солнечную активность и геомагнитные поля. Непонятна причина миграций и у людей. Но люди – не многоножки. Они двуножки, инстинкты у них не столь выражены, и влияние магнитных полей земли на мозг не столь значимо, и, как может показаться на первый взгляд, они поумнее. Не тут-то было. Мигрируют. Мучаются сами и мучают других. Едут и плывут. Тонут или выбрасываются на берег...

Ты приехал в другую страну, где ты на хрен никому не нужен. Не нужен, и все тут. А ты приехал. Кой черт тебя сюда принес? Нищета? Вранье. Семью кормить? Вранье. Потому что если нищета и семью кормить, то ты любым способом будешь приспосабливаться и подлаживаться, устраиваться и стараться походить на тех, кто здесь живет, чтобы быть законопослушным, чтобы работать и кормить. Да, да. Это – адаптация. Это – биология. Но ты ведь не делаешь этого. Потому что стихийно приехал – все приехали, и ты приехал. А образования – мало. И твои понятия просты и примитивны. Ты начинаешь игнорировать хозяев, видя в них лишь раздражающий элемент пейзажа. Еще бы! Ты ведь гордый охотник, и земляки твои – гордые охотники, а волнует тебя только добыча, а уж никак не назойливые странные аборигены.

Василий Шомов
Василий Шомов

Журналист, главный редактор журнала "Аэрофлот Premium", автор романа Presstrip. Родился в Москве в 1960 году, по образованию врач, любит путешествия, песни The Beatles и бульдогов. Интересуется культурной антропологией. Любимое изречение: «Мы помещены в мир, который накладывает на нас обязательства» (Ларс Свендсен).

Меж тем эти странные местные, всегда такие терпеливые и выдержанные, начинают сначала смутно, а потом все более отчетливо не любить тех, кто приехал в их страну и стал устанавливать свои порядки. Нет, точнее сказать, тех, кто попирает принятые здесь нормы и продолжает жить по своим собственным принципам и меркам, поскольку других не знает, абсолютно не обращая внимания на то, что законы и язык тут другие. Но бог бы с ним, с языком, тут другая мораль, другие нормы, другие национальные традиции и устои. Другое все. Но на неписаные законы гости плюют, наверное по незнанию… А вменяемых писаных законов, в которых все будет названо своими именами, не дождаться – ну как же, как же, мы культурные, терпеливые, сдержанные, политкорректные люди и не знаем слова «ксенофобия». Хочу отметить, что в использованном мной словосочетании «национальные традиции» слово «национальные» – ключевое. Одни национальные традиции что-то вполне допускают, а другие – нет. И это нельзя игнорировать.

Я не хожу по арабскому городу в шортах – это может кого-то оскорбить. Я, сидя на лавочке в Таиланде, не вытягиваю ноги и не направляю подошвы ботинок в сторону портрета короля. Я не вхожу в синтоистскую кумирню, буддийский храм или мечеть в обуви, а оставляю ее у порога. Я еще много чего не делаю. Знаете почему? Не только потому, что образован и воспитан. Я уважаю ту страну, в которой оказался даже проездом. Уважаю ее жителей, их национальные, культурные, религиозные и светские традиции и не хочу конфронтации. Это мне дается легко и естественно.

Сегодня во многих, даже очень тихих, европейских странах все чаще говорят об этнической неприязни и проблемах государств, в которых часто насильно, в угоду маниакально-бредовым имперским идеям прошлого смешаны разные этносы и расы, чему мы, собственно, являемся свидетелями и участниками. Но говорить, как мне кажется, сегодня стоит не о «войне эпидермисов» (Паскаль Брюкнер), а о несколько ином, но вполне объективном феномене, который я именую «культуризмом». Нет, это никак не связано с физкультурой – этот термин подразумевает несовпадение культур, вернее ситуацию, когда не совпадает культура и отсутствие культуры. Я имею в виду не бескультурье. А другую культуру. Не просто другую. А стоящую на другой ступеньке.

Этот момент требует объяснения. Человек, у которого были своя постель, игрушки, книги, зубная щетка, которого затаскали по кружкам изобразительного искусства, фигурного катания и китайского языка, который читал книги, хотя бы в школе, который смотрит телевизор, ходит в кино, сидит за компьютером, ездит не на верблюде, а на машине и знаком с понятием «кровная месть» только по научно-популярным статейкам востоковедов, никогда не сможет ужиться рядом с человеком, который родился на голой земле, не умеет читать, не видел телевизора, не знает, что есть театр, книги и музеи. С человеком, который пас коз, укрывался циновкой и, завернутый в одну-единственную, доставшуюся по наследству, хлопчатобумажную простыню, в экстазе пел религиозные гимны и до посинения бил в барабан, у которого недоедание и белковая недостаточность последние три тысячелетия и в крови навсегда поселились малярийные плазмодии. С человеком, который ел только маис, не знает, что такое унитаз, а в детстве вместо погремушки играл с магазином от папиного АК-47, как его папа в свое время – со слоновьим копьем деда. Они из разных вселенных...

Это – культурная сшибка. Непреодолимое несоответствие. И звучит все это нелицеприятно, как часто звучит истина. И ради бога, я не обеляю европейскую цивилизацию – говна в ней хоть отбавляй. Но развитая цивилизация и неразвитая цивилизация, причем вторая – активно противопоставляющая себя, – несовместимы. Даже если оба ее представителя по внешним формальным признакам схожи: штаны, часы и мобильные телефоны. Отличить цивилизацию от нецивилизации, просто посмотрев на поверхность, невозможно. Нужно всмотреться глубже, внимательнее и, главное, заинтересованнее. И многое станет понятнее. А государственная национальная политика, если государство действительно есть – как институт, оберегающий физическое и психическое здоровье своих граждан, – подобного конфликта культур допустить не может. Иначе – крах и поножовщина.

P.S. Я записал все это два года назад и забыл. Позавчера вспомнил. Сегодня вытащил из компьютера.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?