Берлинале-2012: о самом главном

Завершился один из самых престижных европейских кинофестивалей - Берлинале. Журнал EUROMAG внимательно присмотрелся к конкурсантам и представляет вашему вниманию итоги 62-го Берлинского фестиваля.

Жюри конкурса в этом году представляли Майк Ли, Франсуа Озон, Асгар Фархади, Барбара Зукова, Джейк Джилленхолл, Антон Корбайн и Шарлотта Гензбур.

Золотого медведя присудили авторам фильма «Цезарь должен умереть» Паоло и Витторио Тавиани. Фильм рассказывает о реальной постановке шекспировской пьесы «Юлий Цезарь» в римской тюрьме строгого режима Ребиббия, которую осуществил с актерами-заключенными режиссер Фабио Кавалли. Жанр картины сближается с популярной нынче доку-драмой.

Серебряный медведь достался ленте «Просто ветер» венгерского режиссера Бенца Флигауфа, затрагивающей тему сложных взаимоотношений венгров и цыган.

Лучший режиссер в этом году – Кристиан Петцольд со своей работой «Барбара», повествующей о попытке главной героини (Нина Хосс) бежать из ГДР в ФРГ (действие происходит в 1970-е гг.). Этот же фильм получил приз читателей Berliner Morgenpost.

Премия Альфреда Бауэра за новаторство в кино парадоксальным образом досталась португальцу Мигелю Гомешу за его новую ленту «Табу», которая вступает в диалог с эпохой немого кино. Она начинается с показа восстановленной картины Мурнау «Табу» (1931), а затем повествует еще о двух историях: «колониальный» сюжет о запретной любви черного музыканта к белой замужней женщине в африканской Саванне, и сюжет о пожилой жительнице современного Лиссабона, страдающей деменцией.

Лучшая актриса в этом сезоне – юная Рашель Мванза из Конго, снявшаяся в фильме Кима Нгуена «Ведьма войны», стиль которого определяется как «магический реализм».

Фильм «Королевское дело», действие которого происходит в Дании XVIII века, собрал два приза – за лучшую мужскую роль (Миккель Бо Фёльсгаард) и лучший сценарий (Николай Арсель и Расмус Хайстерберг).

Хрустальный медведь за лучшую короткометражку достался новозеландскому фильму «Олух» Сэма Холста, который был в Каннском конкурсе в прошлом году.

В альтернативной программе «Панорама» приз зрительских симпатий достался: в конкурсе документального кино – «Марина Абрамович. В присутствии художника» Метью Эйкерса, а в игровом – фильм «Парад» сербского режиссера Сирьяна Драгоевича.

Фильм Эйкерса повествует о легендарной «бабушке перформанса», которую вместе с одноименным проектом, кстати, москвичи имели возможность видеть в ЦСК «Гараж» в прошлом году.

Сербский «Парад» рассказывает о попытке организовать гей-парад в Белграде. Большой ажиотаж вызвала в программе «Панорамы» картина «Железное небо» (Финляндия/Германия), феноменальным образом собравшая громадную аудиторию и внушительный бюджет благодаря грамотной акции в сети.

Сам фильм в итоге показался кинокритикам и зрителям весьма спорным, хотя и претендовал на роль умопомрачительной фантастической комедии. Хотя тенденция научиться, наконец, смеяться над страшным прошлым налицо – «Железное небо» чем-то напоминает «Бесславных ублюдков» Тарантино, но немецкая аудитория отнеслась к фильму осторожно, если верить прессе.

Показы вне основного конкурса, похоже, показались публике куда интересней. Об этом ниже.

Хотя русские картины не прозвучали на фестивале в этом году, русская тема присутствовала на ретроспективе – вся программа в нынешнем году была посвящена советско-германскому сотрудничеству в кино, а точнее, киностудии «Межрабпомфильм» и ее немецкому отделению Prometheus и их продукции в период с 1922 по начало 1930-х гг.

Ретроспектива вышла под общим названием «Красная фабрика грез» и осуществлена международными усилиями, при участии Госфильмофонда, государственного киноархива кинофотодокументов в Красногорске, музеев кино в Мюнхене и Вене, Киноархива Германии, Синематеки Тулузы, Нью-Йоркского музея современного искусства (MoMa).

Некоторые ленты показаны в Германии впервые, большим событием стал фильм Сергея Эйзенштейна «Октябрь» в сопровождении оркестра Берлинского радио, исполнявшего предназначенную для фильма музыку Эдмунда Майзеля. Некоторые фильмы из этой ретроспективы будут показаны весной в нью-йоркском MoMa. Кстати, когда воздух между СССР и Германией накалился, студия «Межрабпомфильм» не перестала существовать, она превратилась в Киностудию им. М. Горького.

Еще одна киностудия была на фестивале в фокусе внимания – речь идет легендарной киностудии «Бабельсберг», отметившей 12 февраля свой 100-летний юбилей.

День рождения самой старой в мире киностудии отметили вручением премии «Камера Берлинале»: именно здесь работал Фриц Ланг и здесь же был снят легендарный «Голубой ангел» Йозефа фон Штернберга с Марлен Дитрих.

Важным событием этого сезона в Берлине стало также чествование почетной гостьи Мэрил Стрип. Актриса привезла на фестиваль свою недавнюю работу – «Железную леди» Ллойда, которая уже получила «Золотой глобус» в Великобритании и номинирована на «Оскар»-2012» за лучшую женскую роль (Маргарет Тетчер). Фильм был встречен на фестивале аплодисментами.

На фестивале актриса удостоилась «Золотого медведя» за вклад в кинематограф. Другой именитой гостьей из США в этом году стала Анжелина Джоли, выступившая на фестивале в качестве дебютантки – режиссера фильма «В краю крови и меда», повествующего о войне в Боснии. Известно, что она вместе с мужем присутствовала на показе «Железного неба», перекликающегося с «Ублюдками» Тарантино. 

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?