Путеводитель по биеннале

9 мая, когда все праздновали День Победы, свою работу начала одна из самых известных биеннале современного искусства. Когда еще такое увидишь: 89 набитых под завязку всевозможными инсталляциями национальных павильона 53 стран в декорациях одного из самых романтичных городов мира.

Международная выставка современного искусства в этом году отмечает свое 120-летие. Нынешняя биеннале официально числится 56-й, хотя срок жизни ее вдвое больше.

Не все  знают, что несмотря на то, что биеннале проходит раз в два года, ежегодный Венецианский кинофестиваль  – тоже часть биеннале, и такими же «львами» награждаются победители всех других его фестивалей.

На эти семь месяцев весь город превратился в площадку современного искусства, выставочным пространством стали даже фирменные каналы Венеции.

Основной проект «Всё будущее мира» в этом году огромен, одного дня не хватает даже на половину экспозиции. Куратор Окуи Энвезор разделил его на три части: по традиции он представлен в Арсенале и в Центральном павильоне в садах Джардини. Куратор также позаботился о четком маршруте экспозиции, последовательность залов не случайна, все тщательно спланировано.

Именно в Джардини расположилась Арена, где проходят дискуссии, и где на протяжении всех месяцев проведения биеннале будут нон-стоп вслух читать весь многотомный «Капитал» Маркса.

В рамках основного проекта представлены работы такого мэтра, как Георг Базелиц, а также перформанс немецкого художника Олафа Николаи, фотоработы ливанцев Джоаны Хаджитомас, Халила Джорейге и Абдаллы Фарраха, собранная американским джазменом Джейсоном Мораном коллекция песен рабочих и заключенных и работы его соотечественников - картины Чарльза Гейнса, вдохновленные песнями времен Гражданской войны в США, и мультимедийная инсталляция Тистера Гейтса; кроме того, в основном проекте будут экспонироваться работы скончавшегося в прошлом году американца Терри Эдкинса.

Россию представят москвичка Ольга Чернышева и петербурженка Наталья Першина-Якиманская, работающая под псевдонимом Глюкля.

В день открытия состоялась раздача «львов». Главный приз за лучший национальный павильон получил павильон Армении, посвященный 100-летию геноцида армян. Сложно не углядеть за решением международного жюри политических жест. Павильон расположился на острове Святого Лазаря в Венецианской лагуне.

В экспозицию включены произведения пятнадцати художников, чьи предки подверглись геноциду.

Обладателем «Золотого льва» как лучший художник 56-й Венецианской биеннале стала Эдриан Пайпер, представленная работой из основного проекта в Арсенале.

Сейчас 66-летняя художница и философ проживает в Берлине и специализируется на концептуальном искусстве. В своем творчестве она поднимает проблему ксенофобии, расизма, сексизма. 

Приз лучшему молодому художнику достался Им Хен-Суну из Южной Кореи.

Почетное упоминание получил национальный павильон США, представивший выставку Джоан Джонас, проиллюстрировавшей видеоработами, рисунками и объектами тексты исландского писателя, нобелевского лауреата Халлдора Лакснесса.

Также специального упоминания удостоился скончавшийся в 2014 году немецкий режиссер и сценарист Харун Фароки, сирийско-палестинский коллектив Abounaddara и работающий во Франции алжирский художник Массинисса Сельмани. 

Как всегда с нетерпением ждали павильона Германии, так как это единственная страна, три раза получавшая «Золотого Льва» за национальный павильон.

В немецком павильоне, расположившимся в садах Джардини в венецианском районе Кастелло, пять художников поднимают такие актуальные вопросы, как безработица, проблемы беженцев и т.д.

Создание российского «Зеленого павильона», за который отвечала концептуалистка Ирина Нахова, было связано с конфликтом. Городские власти Венеции не разрешили обратно перекрашивать в зеленый цвет ныне желтое здание русского павильона, выстроенное в 1914 году по проекту Алексея Щусева. Из-за этого вокруг павильона России возвели фальшстены.

Марциа Мильора создала для итальянского павильона инсталляцию с бананами. Марциа реализует себя в самых разных областях - в сфере фотографии, видео, звука, перформансов, инсталляций, графики. 

Великобританию представит произведения участницы движения «Молодых британских художников» Сары Лукас.

В греческий павильон переедет на время биеннале магазин кожи и шкур диких зверей Марии Пападимитриу.

Нидерланды в этом году представит проект Хермана де Вриса, живущего в маленькой баварской деревушке, где он собирает ботанические «портреты» местности:  гербарии-ассамбляжи из растений и камней.

Звуковая инсталляция художницы Камиль Нормент будет представлять на биеннале Норвегию. В основе работы — почти забытый музыкальный инструмент стеклянная гармоника, популярный в Европе еще в XVIII веке.

Художница из Швейцарии Памела Розенкранц представит в национальном павильоне проект с говорящим названием Our Product. По пути к швейцарскому павильону зрителю приходится пробираться через непривлекательный двор, заваленный старыми ветками и мусором. После этого он оказывается на берегу некоего озера. Его выполненный из синтетической пленки резервуар заполнен жидкостью телесного цвета.

Францию представят аудиовизуальные инсталляции проекта rêvolutions («Революции») Селеста Бурсье-Мужено,

На площадках Венецианского института науки, литературы и искусств (что в палаццо Кавалли-Франкетти на площади Санто-Стефано), церкви Санта-Мария делла Визитационе (набережная Дзаттере) и фонда Беренго на острове Мурано расположится очередная выставка совместного проекта петербургского Эрмитажа и развивающей традиции муранского стеклоделия венецианской Студии Беренго — Glasstress Gotika. Готические и неоготические стеклянные изделия из эрмитажных фондов будут представлены рядом с проектами и отдельными произведениями более чем пятидесяти известных современных художников со всего мира. 

56-й Венецианская биеннале, продолжит свою  работу до 22 ноября. 7 июня в рамках биеннале стартует фестиваль архитектуры, а впереди еще фестиваль танца, музыки и театра.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?