Новый «Тангейзер» вызвал скандал

Представленная в честь 200-летия Рихарда Вагнера в Дюссельдорфе новая версия прочтения всемирно известной оперы «Тангейзер» вызвала большой скандал и бурю негодования в немецком обществе. Автор решил представить классическое произведение через призму нацизма, холокоста и газовых камер. После премьеры ряд зрителей обратились за медицинской помощью.

Германия в 2013 году празднует 200 лет со дня рождения одного из величайших композиторов Рихарда Вагнера. В честь этого события по всей стране ставятся новые спектакли, проводятся фестивали, готовятся экскурсионные программы.

Одним из первых громких событий должна была стать премьера оперы Вагнера «Тангейзер» в дюссельдорфском театре «Немецкая опера на Рейне» режиссера Буркхарда Космински. Однако уже спустя 4 дня после премьеры опера была снята с репертуара из-за широкого общественного резонанса.

В самом начале представления в театре Дюссельдорфа зрители увидели стеклянные камеры, в которых актеры падали на пол, когда в них струился белый дым – это была аллюзия массовых убийств евреев в нацистских лагерях смерти. Спустя полчаса музыка в зале затихла и на сцену вышла семья: родителям и детям сначала побрили головы, а затем их расстреляли, что стало еще одной аллюзией судьбы пленных евреев во время Холокоста.

После масштабных протестов и возмущения жестокими образами нацистских убийств и смертей в газовых камерах, администрация Оперы заявила, что опера будет идти только в концертном исполнении. Режиссер Буркхард Космински отказался от изменения отдельных сцен по художественным причинам, отмечает Süddeutsche Zeitung.

«Руководство оперы полностью осознавало, что концепция «Тангейзера» и ее сценическое воплощение будут приняты неоднозначно, значилось в заявлении по поводу отмены представлений. - Однако, мы с сильным смущением отреагировали на то, что некоторые сцены, особенно очень реалистичная сцена расстрела, так сильно физически и психически повлияли на многочисленных посетителей, что им пришлось впоследствии обратиться за медицинской помощью. Опера не может нести ответственность за такое экстремальное воздействие».

Первой поддержала это решение Еврейская община Дюссельдорфа. «Существует опасность, что мучение жертв холокоста будет  выглядеть слабее с инфляционистским использованием национал-социалистской символики. Тут нужно быть очень деликатным», - заявил председатель еврейских общин Северного рейна Одед Хоровиц.

«Зрители освистали постановку и хлопали дверями, покидая оперный театр еще до окончания представления в знак протеста», - рассказал глава еврейской общины.

Но он подчеркнул, что община принципиально не хочет вмешиваться в культурные вопросы.

Представители дюссельдорфской культурной политики тоже высказали свое понимание. Заведующий отделом культуры Дюссельдорфа Ганс-Георг Лоэ заявил, что уважает это решение. «Ответственные лица очень внимательно взвесили все за и против», - отметил он.

Председатель дюссельдорфского круга друзей спектакля Ганс-Михаэль Штрал, который сам посетил вечер премьеры, заявил, что ему жаль, что посетители оперы больше не смогут составить собственное мнение о спектакле. Но это вопрос администрации Оперы, оценить, может ли она и дальше нести ответственность за инсценировку и ее сильное психологическое воздействие.

Безусловно, главным противником этого решения стал режиссер инсценировки – Буркхард Косински.

«Я совершенно шокирован – особенно обоснованием такого решения. Цензура такого рода просто не может существовать», - заявил он.

Он обратился к художественному руководителю Дюссельдорфской оперы с предложением «вступить в конкретную дискуссию и таким образом успокоить обе вышедшие из себя стороны». Его предложение не было услышано.

«Я никоим образом не собирался использовать ужасные преступления национал-социализма в качестве дешевого средства провокации. Спорные сцены – доказательство невообразимой вины, которая в моей интерпретации лежит на «Тангейзере». Я не хочу высмеивать жертв, я хочу их оплакать. Основная тема – вина и освобождение», - заявил режиссер.

Свою концепцию Космински представил художественному руководству оперы десять месяцев назад.

«Всем ее участникам было ясно, что эта инсценировка вызовет разногласия. Но на такой скандал никто не рассчитывал», - заявил режиссер.

Действие оригинальной оперы Вангера «Тангейзер», которая была впервые исполнена в Дрездене в 1845 году, происходит в средние века. Основой для нее послужила баллада о барде Тангейзере, поэтому в опере речь идет о соревновании певцов в Вартбургском замке на юге Германии.

Вагнер, ярый антисемит, до сих пор считается весьма противоречивой фигурой в Германии и других странах – спустя 130 лет после его смерти. Адольф Гитлер очень любил его музыку, поэтому ее исполнение до сих пор остается под жестким запретом в Израиле.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?