BFM: Шенген лечит финансовый кризис шлагбаумом

Министры стран Шенгенского соглашения договорились о расширении механизмов пограничного контроля в кризисных ситуациях на срок до двух лет.

Польша восстановила выборочный паспортный контроль на своих границах в связи со стартующим сегодня чемпионатом Европы по футболу. В мае Испания сделала то же самое под благовидным предлогом обеспечения безопасности на ежемесячном заседании Совета управляющих ЕЦБ в Барселоне. Франция в прошлом году проводила проверки пассажиров автобусов на границе с Италией.

В минувший четверг министры внутренних дел ЕС, собравшиеся в Люксембурге, сделали новый шаг на пути ограничения действия Шенгенских соглашений. Согласован механизм, который в определенных кризисных ситуациях позволит восстанавливать пограничный контроль стран-участниц Шенгена.

Как замечает газета The Wall Street Journal, два главных достижения единой Европы — общая валюта и беспрепятственное передвижение из одной страны ЕС в другую (Британия не в счет) — одновременно дали трещину. На фоне углубляющегося кризиса евро страны, входящие в Шенгенское соглашение, все чаще рассматривают свободу передвижения не как благо, а как угрозу.

Греческая болезнь

В центре противоречий — как в случае с кризисом общеевропейской валюты — Греция. В прошлом году на границе Греции с Турцией было задержано 55 тысяч нелегальных мигрантов: население среднего европейского города. Это больше, чем годом ранее, 49 тысяч. Неизмеримо больше нелегалов проникает через дырявые греческие границы и расползается по континентальной Европе. Во времена тучных коров на это закрывали глаза. Сейчас в кризисные времена нелегальная иммиграция становится одним из серьезных вызовов существованию Евросоюза.

Хотя на совещании в Люксембурге греческая проблема не выделялась отдельно, очевидно, что Греция может стать одной из первых стран, вокруг которой соседи по ЕС захотят установить пограничный контроль. Министры внутренних дел ЕС договорились о том, что если некое государство окажется на протяжении продолжительного времени не в состоянии надежно контролировать собственные внешние границы, Еврокомиссия может рекомендовать восстановить пограничный контроль на внутренних границах со странами ЕС.

Нынешние правила Шенгена позволяют странам вводить временный контроль на границах в случае непредвиденных событий, таких, как, допустим, крупный теракт. Новые правила, о которых министры договорились в Люксембурге, продляют период такого пограничного контроля до полугода. Причем стране, входящей в Шенген, не потребуется никаких дополнительных разрешений от других участников соглашения: она только должна поставить соседей в известность о своем решении.

Эти меры еще предстоит обсудить в Европарламенте. Однако общий настрой, похоже, выразил немецкий министр Ханс-Петер Фридрих, который высказался в том духе, что в принятии окончательных решений о закрытии границы приоритет остается за государством, а не за ЕС: «Окончательное решение — за государствами-членами, поскольку именно мы отвечаем за безопасность своих граждан», — заявил герр Фридрих по прибытии в Люксембург.

The Wall Street Journal отмечает в этой связи: «Министры подчеркивают, что новый кризисный механизм будет применяться только в качестве крайней меры, однако несмотря на эти заверения, решение министров о предоставлении себе большей свободы в восстановлении пограничного контроля представляет собой еще один пример того, что европейцы устали от централизованной политики».

Альтернативная модель: распад СССР

Ползучее расползание стран ЕС по национальным квартирам уже вызывает смутные аналогии с распадом СССР. Политологи и историки по обе стороны Атлантики пытаются понять, насколько такие аналогии правомерны.

Советский опыт говорит о том, что «распад чреват хаосом и ведет к обнищанию и инфляции, так что люди справедливо опасаются повторения подобного сценария», считает профессор истории из Принстонского университета Гарольд Джеймс. В интервью Bloomberg историк заявил: «Аналогия с Советским Союзом весьма непривлекательна — все бывшие советские республики пережили серьезные проблемы в девяностые годы».

Нет сомнений в том, что отличий между бывшим СССР и Евросоюзом гораздо больше, чем общего; но существуют определенные параллели, которые позволяют точнее оценить масштабы и последствия нынешнего долгового кризиса в Европе, считают опрошенные Bloomberg эксперты.

Глава софийского Центра либеральных стратегий Иван Крастев отмечает одну из таких параллелей: «В [бывшем] Советском Союзе и в Европейском союзе ушло поколение, которое осознавало, в чем собственно смысл союза, в чем состоит коллективистский опыт». СССР сформировался после Первой мировой войны, Евросоюз — после Второй мировой войны. При этом у народов, входивших в Советский Союз, было дополнительное связывающее их звено: общий язык, чего нет в Европе.

Главным цементирующим элементом в СССР был коммунизм. Когда основополагающие политические принципы дали трещину, в том числе, и под воздействием событий в бывших социалистических странах Восточной Европы, вера в центральную власть советского государства испарилась.

Если Греция покинет зону евро, то это нанесет сильный удар по основополагающим принципам ЕС, которые были заложены Римским договором 1957 года, считает директор Центра международной истории Колумбийского университета Марк Мазовер. «ЕС возник как плод идеологического видения элит, — говорит историк. — Как только определенная идеология, основанная на видении будущего, вступает в противоречие с ходом событий, возникает проблема. Для Советского Союза подобная утрата доверия к идеологии имела опустошающий эффект».

Риски «Европы двух скоростей»

По мнению историка Стивена Коткина, автора книги «Армагеддон, которого удалось избежать» (Armageddon Averted), окончательно добил СССР развал рублевого пространства.

На момент распада в СССР проживало 286 млн человек. Население Европы в зоне евро ныне составляет сопоставимое число, 331 млн человек.

Несмотря на распад Советского Союза, многие его бывшие республики сохранили достаточно тесные экономические связи. Россия остается крупнейшим торговым партнером Украины: на нее приходится 28% всего украинского экспорта и 38% импорта. Еще более тесные связи у России с Белоруссией, единственной из стран СНГ, которая эмитирует облигации, номинированные в российских рублях.

А вот в случае с Эстонией — единственной из бывших союзных республик, вступившей в еврозону, — на Россию приходится только 9% внешней торговли.

Какой вывод из этого может сделать для себя ЕС?

По мнению болгарского историка Крастева, следует внимательно следить за тем, что делает Германия, и с особенной осторожностью относиться к немецким призывам создать более компактную еврозону, или «Европу двух скоростей». По словам Крастева, союзы государств разрушаются не из-за кризиса на периферии: они разрушаются из центра. «Дезинтеграция происходит не оттого, что все вдруг захотят идти своей дорогой, — говорит глава софийского Центра либеральных стратегий. — Она случается потому, что политики начинают моделировать более компактный, более тесный, оптимальный союз. Нынешний кризис уже поколебал границы солидарности. Пространство ЕС может быть пересмотрено», — полагает эксперт.

Как раз накануне канцлер Германии Ангела Меркель вновь выступила с очередным призывом создания «Европы двух скоростей». Впрочем, как отмечает газета The Financial Times, на этот раз фрау Меркель адресовалась не столько к проблемным экономикам еврозоны, сколько к не входящей в зону единой европейской валюты Британии. Тем самым Берлин дает понять, что не намерен обращать внимания на требования Лондона усилить помощь таким странам, как Испания, до тех пор, пока сами британцы отказываются присоединяться к зоне евро.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?