Эксперт: «Без России Италия не знает, куда идти»

В конце прошлой недели в Вероне проходил IV Российско-итальянский форум по модернизации и инновациям, целью которого было найти наиболее эффективные способы для развития двустороннего сотрудничества в области инноваций как на межгосударственном уровне, так и на уровне национальных исследовательских центров, университетов, частных предприятий и банков. Задумал этот форум Антонио Фаллико, глава представительства банковской группы Intesa SanPaolo в России, председатель совета директоров ЗАО «Банк Интеза», президент ассоциации «Познаем Евразию», почетный консул России в Вероне, профессор и писатель. Ему удалось собрать с российской стороны более 30, а с итальянской более 100 крупных компаний.

Событие совпало по времени с решением европейскими лидерами участи евро, Греции,и вообще судьбы Европы, но совпало, конечно, совершенно случайно — мероприятие планировалось еще год назад, а обострение кризиса подобралось достаточно неожиданно. Поэтому вопросы модернизации (в широком смысле слова) стали актуальными для обеих стран.

Россия хотела представить в лучшем виде свой главный инновационный проект — «Сколково». Для этого должен был приехать Виктор Вексельберг, президент фонда «Сколково». Впрочем, его и так чрезвычайо ждали итальянские журналисты — несколько лет назад он пообещал инвестировать 1 млрд евро в «зеленый» бизнес Италии. Впрочем, что-то он действительно инвестировал, но меньше 1 млрд, поэтому его хотели прежде всего спросить об этом, а уж потом и о «Сколково». Но оказалось, этот форум совпал с московским «Нанотехом», где Вексельбергу пришлось поспорить с Анатолием Чубайсом. Поэтому он сам не сумел приехать, но послал в Верону десант из нескольких сотрудников: вице-президента, директора по развитию и планированию фонда «Сколково» Алексея Бельтюкова, исполнительного директора Кластера космических технологий и телекоммуникаций Сергея Жукова и заместителя директора по образованию и исследованиям ИТ-кластера Екатерину Гайку. Втроем им удалось убедить итальянских слушателей, что фонд — это здорово, и итальянцам туда нужно вступать обязательно.

Они, конечно, не знали, что двумя неделями раньше в Милане Институт изучения международной политики (ISPI) проводил семинар о России с итальянскими экспертами на эту тему Серджио Романо, Паоло Кальцини, Альдо Феррари и Джулио Сапелли, и модернизация была одним из вопросов обсуждения. В общем-то, сколковский проект не вызвал большого энтузиазма (но они не были в Вероне), а Джулио Сапелли подчеркнул, что России нужно развивать сельское хозяйство (он тоже еще не знал, что наши лидеры Дмитрий Медведев и Владимир Путин внесут свой посильный вклад в сбор урожая).

Алексей Бельтюков рассказал, что «Сколково» заключило соглашение с Массачусетским технологическим институтом (MIT) о создании совместного института науки и технологий SkiTech (в нем планируют работать 500 профессоров и научных сотрудников, обучаться — 1200 студентов и 400 аспирантов). А вообще в наукограде (мне больше нравится такое название) будут трудиться 31 тыс. человек. На 20 октября, как рассказал Алексей, были поданы около 2 тыс. заявок на получение статуса участника «Сколково», около 200 проектов были выбраны на гранты (уже одобрена сумма 150 млн долларов). Причем выбор происходит на абсолютно прозрачной основе: случайно выбираются 10 экспертов, которые и дают независимую оценку. Участники «Сколково» имеют различные налоговые льготы, и, как нам рассказала Екатерина Гайка, около 25% подавших заявки получают такой статус. Причем такую статистику «подтвердил» и один из российских участников: «Мы подали четыре проекта, и только один прошел».

Алексей Бельтюков рассказал, что в настоящее время обсуждается вопрос о сотрудничестве фонда с крупнейшими энергетическими компаниями Италии Enel и ENI (впрочем, логотип Enel уже стоит среди учасников «Сколково»). «Итальянские ученые уже участвуют в ряде технологических проектов, которые разрабатываются под нашей эгидой», — подчеркнул он. В сотрудничестве с итальянской почтой Poste Italiane (они «отличились» один раз, все-таки доставив мне письмо из Комо в Триест, 400 км, за семь месяцев) фонд работает над созданием Глобального центра кибербезопасности (Global Cyber Security Center). «Сегодня я провел встречу с представителями итальянской компании VerdeStile, которые создали в присущем итальянцам новаторском стиле на грани дизайна и технологии модель электромобиля и заправку с розеткой для него. Наши эксперты изучат его, так как на территории "Сколково" будут передвигаться только электромобили, а обычному транспорту, кроме аварийного, доступа туда не будет. Не исключено, что мы будем использовать и этот разработанный итальянцами вариант», — отметил вице-президент фонда.

Почетным гостем на форуме был Романо Проди, бывший председатель Еврокомиссии и премьер Италии. В 2006 году он победил на выборах Сильвио Берлускони, но потом был «свергнут» коммунистом Фаусто Бертинотти и оставил политику. Он сказал, что «интеграция между Россией и Европейским союзом неизбежна». «Более того, — подчеркнул политик, — в настоящий момент интеграция и взаимодополняемость наших экономик настолько сильная, а Россия настолько нуждается в Европе, как и Европа в России, что термин "неизбежна" — наиболее верен и отвечает сложившимся реалиям». Конечно, он еще раз произнес свою любимую фразу (он говорил ее еще в интервью «Эксперту» несколько лет назад), что «Европа и Россия сочетаются как водка и черная икра». Кроме этого, он подчеркнул, что отношения Европы с Россией были бы лучше, если бы не «влияние из-за океана на некоторые страны, которые парализуют конструктивный диалог».

От России выступали полномочный представитель президента РФ в Приволжском ФО Григорий Рапота, посол России в Италии Алексей Мешков, торговый представитель России в Италии Натэла Шенгелия, генеральный директор ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» (группа «Газпромбанк») Вадим Махов, президент «Опоры России», вице-президент Сбербанка России Сергей Борисов, продюсер и режиссер Сергей Ястржембский.

На секции, посвященной альтернативным и возобновляемым источникам энергии и энергосбережению, которую вел президент Avelar Energy Group (входит в холдинг «Ренова») Игорь Ахмеров (кстати, именно он и занимается «зеленым» бизнесом Вексельберга в Италии), оказалось, что россияне не только перенимали опыт своих итальянских коллег — выступали президент Enea Джованни Лелли, профессор Университета г. Акуила Роберто Чиполлоне, партнер Accenture Данило Тронкарелли, — но и предлагали свои решения. На этой секции Россию представляли президент ГК корпорации «Газэнергострой» Сергей Чернин, заместитель генерального директора ГК «Ростехнологии» Дмитрий Шугаев, советник генерального директора Российского энергетического агентства Сергей Рогинко. Менеджер NAVI Capital Management (инвестиционный фонд группы «Ренова») Александр Малахов рассказал о новых технологиях, которые придут на смену «кремнию», а партнер PwC Сергей Базоев поделился с возможными будущими проектами создания производственного кластера для солнечной энергетики в Северокавказском ФО.

Генеральный директор «Суперджет интернэшнл» (СП компаний «Аления аэронаутика» и «Сухой») Карло Лольи сообщил, что его компания планирует продать 1000 самолетов «Сухой Суперджет-100» в ближайшие 20 лет. Интерьер этого самолета разрабатывал дизайнерский дом Pininfarina. Президент компании Паоло Пининфарина отметил, что «российско-итальянское партнерство обладает высоким потенциалом». Рассказывая об этом проекте, он добавил, что «проект появился на свет в 2008 году и успешно реализуется. Можно смело говорить об успехе, поскольку мы с "Аления аэронаутика" и корпорацией "Сухой" выдержали график, и уже сейчас получены десятки заказов». Говоря о новых проектах для автомобильной промышленности или домов, он отметил: «Должно пройти еще некоторое время, чтобы созрели новые идеи для итальяно-российского сотрудничества в новых областях, но можно говорить о хорошем потенциале на будущее».

Удивил и порадовал итальянцев президент компании «Астра Росса» Владимир Пирожков. Он заявил, что через три года создаст новое средство передвижения — гибрид между автомобилем, самолетом и вертолетом. Летать будет со скоростью самолета, иметь вертикальный взлет, а когда нужно, ездить как автомобиль. Причем стоить это чудо должно как автомобиль (пусть и дорогой, 100–150 тыс. долларов). Таким образом, он обещает избавить москвичей, а также жителей мировых мегаполисов от одной из главных проблем — пробок.

На форуме специальная сессия была посвящена космосу и телекоммуникациям (только на развитие этих отраслей президент России Дмитрий Медведев пообещал в следующем году выделить 161 млрд рублей), а также инфраструктуре — транспорту и логистике. С итальянской стороны выступали исполнительный вице-президент NTV — Nuovo Trasporto Viaggiatori Винценцо Каннателли (этот частный проект, в котором участвует президент «Феррари» Лука Кордеро ди Монтедземоло, конкурирует с государственными железными дорогами Италии) и президент Итальянского космического агентства Энрико Саджезе и вице-президент Confindustria Чезаре Тревизани. С российской стороны представители «Российских железных дорог» Михаил Байдаков и Валерий Гончаров и уже упомянутый Сергей Жуков.

Специальная сессия была посвящена инновационным проектам в банковской сфере. Модератором был член правления ЗАО «Банк Интеза» Массимилиано Каттоцци, а выступали первый заместитель председателя Внешэкономбанка Анатолий Тихонов, представитель Газпромбанка Вольфганг Скрибот, генеральный директор ООО «ВЭБ Капитал» Юрий Кудимов, глава корпоративного сектора России Европейского банка реконструкции и развития Эрик Расмуссен, представители банка Intesa SanPaolo Грегорио де Феличе и Карло Стоккетти. Были достигнуты конкретные результаты: Внешэкономбанк и Intesa SanPaolo открыли кредитные линии для стимулирования инновационных проектов малых и средних итальянских и российских фирм на сумму 100 млн евро. Кроме этого еще до конца года российские и итальянские банки откроют кредитную линию на 500 млн долларов для развития инновационных проектов по энергоэффективности. Наконец, руководитель аналитического департамента Ассоциации российских банков Сергей Григорян рассказал о создании совместного с итальянцами рейтингового агентства. «Я не хочу называть имена и детали, пока мы не окончательно подписали все документы, чтобы не сглазить, — отметил он, — но мы вплотную подошли к этому».

Как подчеркнул в заключение Антонио Фаллико, «инновации являются ключом к развитию во многих областях, в которых итальянские и российские компании находят возможности для бизнеса и роста. Итальянско-российский форум — это не академия, а место обмена идеями и рождения новых историй успеха. Россия и Италия тесно связаны и необходимы друг другу. Без России Италия не знает, куда идти!»


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?