Единая европейская валюта не сохранится в том виде, в каком она существует сейчас, уверены участники прошедшего в Твери семинара «Кризис еврозоны и экономические перспективы Восточной Европы».
«Евро сохранится, но не в том виде, в котором существует сейчас. Скорее всего, евро будет валютой так называемых сильных стран Евросоюза – Германии, Франции, стран Бенилюкса», – заявил EUROMAG один из организаторов семинара директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий.
«Может быть, евро даже переименуют, но ясно одно, в нынешнем виде еврозона не сможет выжить. Чтобы весь корабль не пошел ко дну, придется сбросить балласт», – пояснил он.
Интересно, что в начале 2000-х годов Борис Кагарлицкий был одним из первых российских экспертов, который прогнозировал, что создававшийся тогда валютный союз приведет не к усилению интеграции между европейскими странами, а усилением противоречий между южной и северной частью континента. Впоследствии выступления Кагарлицкого в Швеции были использованы «Левой партией» в качестве аргументов противников присоединения к еврозоне, в результате чего шведы на референдуме отказались вводить в стране единую валюту.
Другой участник семинара, руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов (Афины), в свое время был одним из первых, кто предсказал приход «второй волны» кризиса из Западной Европы, а также неминуемое падение цен на нефть.
Теперь Колташов уверен, что финансовый кризис в еврозоне приведет к тому, что страны сами начнут покидать монетарный союз, не ожидая, когда их оттуда попросят. «Кризис в Европе развивается в экономической сфере и политики пытаются взять его под контроль, что приводит к усилению контроля за бюджетными расходами, а в некоторых случаях, попранию экономического суверенитета стран. Все это подается под соусом еще большего объединения Европы», – говорит эксперт.
Но, по его мнению, ни о каком объединении Европы речи не идет. Скорее, наоборот. «Европа идет по другой модели, нежели в свое время создавались Соединенные Штаты Америки, когда общий долг разделили между всеми штатами. В Европе не хотят объединять долги», – пояснил он.
Такая политика приводит к тому, что объединяются европейские капиталы, но не страны, считает Василий Колташов. Европейская бюрократия действует вопреки интересам своего населения, что чревато выступлениями недовольных в Южных и Восточных странах Старого Света.
«Ловушка для Восточной и Южной Европы выражается в невозможности развития в рамках ЕС и еврозоны. Вместо единого большого рынка и политики развития потребления всюду проводится курс затягивания поясов и во имя финансовой стабильности. Экономика ЕС оказывается разделенной на восточную и южную периферию, и «развитый» Запад, паразитирующий на других странах. От применения жестких мер, прописываемых ЕС, ЕЦБ и МВФ, экономическая ситуация всюду становится только хуже. Я думаю, что в какой-то перспективе это приведет к тому, что страны еврозоны, например, сами захотят покинуть монетарный союз, не ожидая, пока их оттуда попросят», – говорит эксперт.
Эксперты признают, что такие процессы не могут не затронуть Россию. Потрясения уже сказывается на рынке нефти и на курсе рубля. В связи с этим Василий Колташов, например, считает, что Европе нужен новый проект, одновременно являющийся антикризисным планом. По его мнению, в основе проекта должна лежать идея создания единого рынка в Восточной Европе и Азии при активном участии России.
«Конечно, Россию развал еврозоны коснется непосредственно, но, например, доклад украинского экономиста Алексея Комарова показал, что Россия сейчас находится в более устойчивом экономическом положении, чем мы привыкли думать», – говорит в свою очередь Борис Кагарлицкий.