Газета.ru: «Окну в Европу» добавят фасад

В начале марта в Каннах завершилась одна из самых масштабных международных выставок коммерческой недвижимости MIPIM 2012. Россию на Лазурном берегу представляли не только девелоперы, но и команды из региональных администраций, знакомившие посетителей с разнообразными проектами развития городских территорий.

Особый интерес у инвесторов вызвали дискуссии о развитии Санкт-Петербурга – единственного, по мнению иностранцев, «европейского» города России, организованные нашей делегацией в рамках выставки.

Обмен мнениями в Каннах, инициированный российскими девелоперами и чиновниками, фактически стал продолжением дебатов о будущем Петербурга, которые идут в рамках публичного обсуждения Концепции развития города до 2020 года, подготовленной Смольным.

Наиболее интересными для инвесторов в Каннах стали секция, посвященная развитию исторического центра Петербурга (ее тема, впрочем, была сформулирована несколько бескомпромиссно - «Девелопмент или сохранение ценностей»), а также круглый стол, в ходе которого участники обсудили возвращение городу статуса морской столицы.

В Петербурге вопрос о том, что делать с историческим центром, активно обсуждается с середины 1990-х годов.

В последнее время власти города склоняются к введению запрета на снос и новое строительство в центре города, за сохранение которого выступает более 60% петербуржцев. Предприниматели же справедливо возражают, указывая, что исторический центр неоднороден. «С одной стороны – многочисленные памятники, преобразования которых нельзя допустить.

С другой - рядовая застройка, которая, при отсутствии специальной политики, постепенно может превратиться в трущобы», - поделился в Каннах с коллегами управляющий партнер IB Group Сергей Игонин.

Сегодня в приоритете должно быть «не масштабное получение доходов», а формирование «общественного пространства с комфортным уровнем жизни» в городе, полагает вице-президент банка ВТБ и «Гильдии управляющих и девелоперов« (ГУД) Александр Ольховский.

Консервация центра Петербурга в том состоянии, в котором он пребывает сейчас, по мнению членов гильдии, не решит ни одной из существующих проблем города. Но до тех пор, пока все заинтересованные стороны не выработают компромиссное решение, инвесторы могут сконцентрироваться на, пусть и спорных, но не менее элегантных решениях.

Проект по возрождению водного фасада Санкт-Петербурга, как справедливо указали участники MIPIM-2012, может стать не только новым направлением городского развития, но и визитной карточкой морского города, как это ни странно, до сих пор не имеющего своего уникального вида с воды - в отличие от, скажем, Нью-Йорка или Амстердама.

Санкт-Петербург «взаимодействует» с водой давно, и на разный манер. Сегодня одна из самых главных архитектурных особенностей облика центра города - антитеза городских шпилей и горизонталей, сформированных соприкосновением рек и каналов с ансамблем зданий, выполненных знаменитыми архитекторами Жан-Батистом Леблоном, Джакомо Кваренги, Чарльзом Камероном и многими другими.

Набережные - излюбленное место прогулок петербуржцев - формируют очарование исторического центра.

Но не меньшим потенциалом обладает и морской фасад города, да и обращение к идеологии развития Петербурга, заложенной еще Петром I, напрашивается уже давно.

Внимательные наблюдатели издавна указывали на специфику жизни портовых городов, замечая, что утрата удобной гавани означает упадок города - взять хотя бы победу Амстердама над Антверпеном. Помимо того, что проекты по возрождению водного фасада становятся мощным инструментом развития города, они позволяют развернуть город к морю, превратив запущенные территории в живописные силуэты приморской части.

Подобные проблемы встают не только перед властями Санкт-Петербурга. Развитием морской линии города в последние десятилетия озаботились власти Барселоны, Глазго, Торонто и многих других городов Старого и Нового Света. Общественные, офисные и жилые пространства у кромки воды не только стали прекрасным объектом для инвестиций, но и создают возможности для гармоничного развития исторических центров, оттягивая на себя деловую активность.

Для иллюстрации можно привести проект «Морской фасад» - комплексный план по улучшению морской линии Петербурга, включающий в себя строительство пассажирского порта и жилой зоны.

Морской фасад Петербурга, в отличие от речного, пока не может похвастаться своей целостностью, но потребность в продуманной альтернативе все острее ощущается в городе. Крупнейшим проектом развития прибрежных территорий может стать будущий деловой район в Лахте.

Общественно-деловой проект почти в 10 км от исторического центра, при условии соблюдения правильного сочетания бережного отношения к природе и инновационных инженерных решений, способен стать еще одной визитной карточкой Петербурга.

При этом создание новой точки роста деловой активности позволит заложить основу для дальнейшего развития Санкт-Петербурга в качестве полицентричного, рационально устроенного и удобного для жителей города.

Аналогичные по смыслу проекты реализуются и в других городах мира. К примеру, американская компания Steven Holl Architects выиграла конкурс на строительство в Копенгагене высотного комплекса Copenhagen Gateway, состоящего из двух башен, соединенных между собой мостом на высоте 65 м.

По задумке властей города, подобное решение позволит не только создать новые офисные и жилые пространства, но и новое качество жизни для жителей города. В Афинах целый порт планируется освещать с помощью небоскреба, при строительстве которого будут использованы современные светоотражающие технологии.

Возможно, именно развитие морского фасада Санкт-Петербурга и является тем проектом, которым власти города удивят завсегдатаев MIPIM в следующем году.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?