При этом игнорирует общеизвестные факты, например тот, что Румыния появилась на карте мира, как независимое государство, благодаря победе Российской империи в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. К слову в Румынии о положительном влиянии политики России – СССР на историю своей страны помнят, несмотря на измышления румынских единомышленников П. Богату.
В своей статье Богату называет период пребывания Бессарабии в составе Румынии (1918 – 1940 гг.) «Золотым веком»! Это по настоящему новое слово в истории. Такой смелости не позволяли себе даже пропагандисты И. Антонеску. Они понимали, что выдать жестокий репрессивный режим, сопровождавшийся тотальным насилием, убийствами, погромами, преступлениями Сигуранцы, который установила Румыния в Бессарабии, за благо - невозможно. И находили для описания происходящего в крае иные, более сдержанные эпитеты. Иначе было нельзя, потому что в межвоенный период ситуация в Бессарабии находилось под пристальным вниманием мирового сообщества.
После того, что Богату называет «золотым веком» для Бессарабии в молдавских деревнях еще долго пугали детей румынскими жандармами, а неприязнь к Румынии отложилась на генетическом уроне.
Однако, цель моей статьи не в том чтобы вступать в полемику с Богату по данному вопросу. Изменить оценку этого периода невозможно, сколько бы ни старались поборники унири.
Мое внимание привлекло предложение Богату переименовать Молдову в Восточную Республику Молдова. Суть предложения понятна: в Румынии есть запрутская Молдова, которая в перспективе, в соответствие с административной реформой может быть названа Западной и Северной Молдовой. Автор статьи ссылается на пример группы азербайджанских депутатов, которые предложили переименовать свою страну в Северный Азербайджан, рассчитывая на то, что после возможной войны США с Ираном и после РАСПАДА Ирана (подчеркнуто мною – Т. З.) появятся условия для объединения Азербайджана с Южным Азербайджаном.
Для начала замечу, что в Азербайджане, в котором проживает 9 млн. человек, идею объединения с Южным Азербайджаном, где населения вдвое, а то и втрое больше и совершенно иной менталитет, не разделяет большинство людей.
Что касается нашей ситуации, то если П. Богату и все те, кто считает, что переименование РМ в Восточную Молдову предопределит ее объединение с Румынией, глубоко ошибаются.
До сих пор все попытки унири завершались крахом.
Первая униря 1918 – 1940 годов привела к катастрофе королевскую Румынию. Только безграничное великодушие руководства СССР позволило Румынии получить ее современные границы. Хотя, например, за участие в агрессии против СССР Москва на Ялтинской и Потсдамской конференциях стран победительниц во Второй мировой войне могла бы настоять на сохранении Трансильвании в составе Венгрии.
Вторая попытка объединения заглохла в начале 90-х годов. В то же время, она спровоцировала приднестровский конфликт.
Третья попытка может иметь далеко идущие последствия и привести к региональной геополитической катастрофе.
Вполне вероятен следующий сценарий развития событий.
Поражение АЕИ, приход к власти в (Восточной) Молдове, новой команды государственников и профессионалов.
Выдвижение новой властью программы глубокой модернизации и реформ.
Вступление Молдавии в Таможенный и Евразийский Союз.
Стремительное социально-экономическое развитие Молдавии, подобное тому невероятному и стремительному рывку, который за 20 лет совершил в 60-80 е годы от нищеты и отсталости к процветанию Сингапур.
Развитие Молдавии на фоне кризиса и разложения Евросоюза, кризиса и стагнации в Румынии, роста недовольства «реформами» МВФ и размещением в Румынии элементов системы ПРО США.
Рост унионистских настроений в Западной и Северной Молдове, постановка вопроса об объединении с Восточной Молдовой в одно государство Республика Молдова. После чего Венгрия предъявляет претензии на Трансильванию, одновременно с выдвижением требования объединения румынскими венграми, которые обладают венгерскими паспортами (число их сегодня неуклонно растет).
Кто-то скажет: фантастический сценарий. Просмотрите историю Европы за последние 100-200 лет – как менялись границы. Это вовсе не исключено. Тем более, что за все время пребывания запрутской Молдовы в составе Румынии она подвергалась постоянной дискриминации. Всегда была и до сих пор остается наиболее отсталой и бедной провинцией Румынии. Выходцам из Молдовы было трудно пробиться в Бухаресте. Все попытки роста молдавского самосознания пресекались на корню, вплоть до вооруженного подавления.
Суммируя все названные и не упомянутые факты нельзя не признать, что предложение о переименовании Молдовы правомерно расценить как настоящую идеологическую диверсию против суверенитета, независимости и территориальной целостности Румынии.