Процесс над мажордомом Бенедикта XVI Паоло Габриэле идет в зале судебных заседаний Ватикана, находящемся непосредственно за собором Святого Петра. Габриэле был арестован в мае по обвинению в организации утечки конфиденциальной информации из папских покоев. При аресте у него дома были обнаружены документы, включая частные письма понтифика, а также специальная копировальная аппаратура. Позже пресс-служба Ватикана сообщила, что в доме бывшего камердинера были также обнаружены принадлежащие Понтифику ценности — банковский чек на €100 тыс., выписанный на имя Бенедикта XVI, золотой самородок и редкое издание «Энеиды», датированное 1581 годом. После этого обвинение стало звучать как «кража при отягощающих обстоятельствах».
Кроме Паоло Габриэле в суд был вызван программист секретариата Святого престола Клаудио Шарпеллетти, которого задержали через несколько дней после мажордома. В отличие от Паоло Габриэле, находящегося все это время сначала в заключении в специальном помещении Ватикана, а затем под домашним арестом, Шарпеллетти сразу был отпущен на свободу. Как сообщил Ватикан, «из-за незначительности преступления». Немалую роль, по мнению экспертов, сыграло и то обстоятельство, что программист, которому инкриминируется техническая помощь в организации утечки информации, в отличие от мажордома не является гражданином Ватикана. На первом же заседании суда было решено выделить дело Шарпеллетти в отдельное судопроизводство, дата начала которого будет определена позже. В то же время суд отклонил претензию адвоката Паоло Габриэле о его некомпетентности. По мнению адвоката, процессом о «нарушении папской тайны» было бы целесообразно заниматься Святому престолу, и вестись он должен на базе канонического права, тогда как в действительности процессом занимается город-государство Ватикан, и строится он на основании устаревшего итальянского уголовного кодекса «Дзанарделли» времен 1889 года.
Судебный процесс проводят трое светских судей под председательством Джузеппе дела Торре. Они намереваются завершить его к 6 октября. Среди свидетелей, которые будут вызваны на следующие заседания, личный секретарь папы Бенедикта Георг Генсвайн. Как пишут итальянские СМИ, Габриэле грозит четыре года лишения свободы: три года за кражу и один — за отягчающие обстоятельства, к которым, по всей вероятности, будет приравнена организация утечки информации и которая, собственно говоря, и вызвала скандал в СМИ, получивший название Vatileaks'.
«Ни пуха ни пера» пожелал своему информатору через Twitter автор разоблачительных статей, а затем и книги «Его святейшество» журналист Джанлуиджи Нуцци. Он, как и многие его коллеги, следит за процессом по интернету. Учитывая сложные взаимоотношения Святого престола с прессой, суд проходит в полузакрытом режиме. На нем разрешено присутствовать только восьми пишущим журналистам, фотографы и телевизионные операторы в зал судебных заседаний не допускаются.