- Господин посол, ожидаете ли Вы изменений в отношениях России и Италии после смены руководства наших стран?
- Нет, не ожидаю. Я не думаю, что что-либо в нашем диалоге изменилось. Столь дружеские, столь позитивные отношения между вашим нынешним премьером Владимиром Путиным и нашим бывшим премьером Сильвио Берлускони представляют собой лишь верхушку айсберга. Ту часть, которую видно и которая освещается в газетах и на телевидении лучше всего, но которая при этом тесно связана с другими сферами нашего взаимодействия - экономической, культурной, университетской. Наши отношения очень широки и в последние годы очень активно развивались.
Безусловно, личные связи также очень важны. Но все же наши двусторонние отношения и сотрудничество не ограничиваются дружбой между Путиным и Берлускони, и я уверен, что они продолжат развиваться и укрепляться и в будущем.
- Есть ли на сегодняшний день проблемы в наших отношениях?
- Проблемы есть всегда и везде. Но в наших отношениях нет серьезных проблем. У некоторых наших импортеров возникают вопросы с таможней, есть также некоторые итальянские инвесторы, которые порой сталкиваются с трудностями на этапе запуска производства. Но, принимая во внимание важность и широкий спектр отношений между нашими странами, все эти вопросы можно назвать не очень значимыми, маргинальными.
- Тем не менее, в начале этого года у европейских потребителей вновь возникли разногласия с "Газпромом" по поводу поставок российского газа. Действительно ли Италии не хватает российского топлива и как Рим намерен решать эту проблему с Москвой?
- Италия бедна природными энергетическими ресурсами, поэтому нам приходится закупать нефть и газ у остального мира. Традиционно Италия обеспечивает около 30 процентов своих энергетических потребностей за счет поставок из России, еще треть - из стран Северного моря и столько же из государств Северной Африки. Прошлогодние события "арабской весны"привели к прекращению или замедлению поставок энергоресурсов через Средиземное море, поэтому остро встал вопрос о поставках из России. Этой зимой из-за волны холода, прокатившейся по Европе, наши потребности в газе возросли, однако наши партнеры из РФ не смогли поставить нам энергоресурсы в необходимом количестве. Это в какой-то степени понятно, потому что, к примеру, газ из Ямало-Ненецкого автономного округа проходит большой путь, прежде чем оказаться у конечного потребителя в Италии. И я понимаю позицию "Газпрома" и других российских операторов, которые в ответ на просьбу об увеличении поставок газа замечали, что это сложно сделать в короткие сроки.
Мы знаем, что "Газпром" намеревается инвестировать в подземные хранилища газа, в том числе, и для того, чтобы разрешить технические проблемы, связанные с пиками запросов на сырье. Естественно, мы приветствуем эти усилия. Итальянская сторона также собирается увеличить объемы хранения газа. Но вообще-то потоки энергоресурсов из Африки возобновились, и мы вернулись к сбалансированному состоянию. К слову, когда "Южный поток" станет реальностью, он будет важным вкладом в усиление европейской энергобезопасности.
- Идет ли речь о возможных поставках газа из Сирии?
- Я не думаю, что в Сирии достаточно газа для поставок в Италию. Кроме того, мы работаем с Алжиром, который находится прямо напротив Италии. С точки зрения логистики, более эффективными и быстрыми являются поставки как раз из Алжира.
- Продолжая сирийскую тематику: остаются ли еще, по вашему мнению, шансы урегулировать сирийский кризис политико-дипломатическими средствами?
- Мы в Италии, несомненно, понимаем всю серьезность сирийской проблемы для стабильности в регионе. Это территории, где у Италии есть свои интересы, и мы там широко представлены. Естественно, мы очень озабочены происходящим в Сирии, в том числе возможностью возникновения межрелигиозного конфликта. Такой конфликт не в наших интересах и не в интересах РФ, так как на Ближнем Востоке проживают и христиане, и мусульмане, и люди других вероисповеданий. Межрелигиозные расхождения могут породить новую нестабильность в регионе. И поэтому мы продолжаем очень внимательно следить за происходящим.
- При каких условиях Италия готова возобновить дипломатические отношения с Сирией?
- Мы не прерывали дипломатических отношений с Дамаском. Мы просто отозвали персонал, в том числе, и в связи с проблемами с безопасностью для иностранных дипломатов.
Да, в Дамаске сейчас нет итальянского посла, но посольство работает. Наше представительство в Сирии очень сильно сократилось. Там теперь находится один сотрудник из Рима и несколько местных сотрудников.
Но правительство Италии может пересмотреть это решение, если ситуация с безопасностью в Сирии улучшится и там прекратятся убийства мирных жителей.
- Вернемся к тематике наших двусторонних отношений. Эти отношения давно сложились не в последнюю очередь благодаря большому количеству взаимных поездок наших граждан. Может ли правительство Италии ввести безвизовый режим для россиян до того, как это сделают все страны Шенгенского соглашения?
- Италия входит в Шенгенское соглашение, поэтому мы не можем в одностороннем порядке отменить визы с РФ. Но мы можем всячески способствовать переговорам по отмене виз, которые ведутся в Брюсселе. Президент РФ Дмитрий Медведев во время визита в Рим в феврале прошлого года на переговорах с нашим тогдашним премьером Сильвио Берлускони признал, что Италия в течение многих лет открыто выступает в пользу отмены виз. А пока мы используем все возможности Шенгенского соглашения для того, чтобы облегчить и ускорить процедуру выдачи виз. Например, в 2009 году наше генконсульство в Москве выдало россиянам около 315 тысяч виз. В 2010-м количество выданных виз составило уже 436 тысяч, в 2011-м - более 560 тысяч. Необходимо также учитывать, что мы выдаем и многолетние визы. К примеру, если турист уже пару раз был в Италии, следующую визу мы выдадим уже годовую.
- Есть ли надежда на то, что отмены виз можно будет достигнуть в ближайшие годы?
- Мы все надеемся на лучшее, потому что наличие визового вопроса тормозит наши отношения. Мы здесь пытаемся улучшить политическое, культурное, экономическое взаимодействие Рима с Москвой. И понятно, что проблема виз тормозит все это развитие. Поэтому мы надеемся, что визовый режим будет отменен как можно скорее.
- Перекрестный год культуры России и Италии завершился с большим успехом. Планируете ли вы повторить подобный опыт?
- Год итальянской культуры в РФ оказался огромной работой для посольства и итальянского Института культуры в Москве. Мы организовали 400 мероприятий в 35 городах РФ, для чего привлекли огромные финансовые ресурсы - государственные, региональные, банковские, частные. Пока трудно говорить о повторении такого опыта, но мы все же надеемся продолжить нашу культурную работу на таком же высоком уровне.
Мы привозили в Москву произведения Караваджо, Боттичелли, Рафаэля. В этом году мы будем делать чуть меньше, но все-таки хотим организовать большую и очень важную выставку осенью, будем проводить различные концерты, привезем театральные труппы. Привезем также и итальянские продукты, наши технологии, в общем, все, чем сильна Италия. Все это будет проходить в период с июля по декабрь, так что последние шесть месяцев года будут очень насыщенными и, надеемся, понравятся москвичам.
- В каких еще сферах Италия заинтересована в сотрудничестве с Россией?
- Я бы выделил прежде всего межуниверситетское сотрудничество, потому что я верю, что инвестиции в эту сферу означают инвестиции в будущее, возможности роста для нашей молодежи. Поэтому мы стараемся вкладывать как можно больше в такое межуниверситетское сотрудничество. Еще одна тема - переводы итальянских авторов в России. Есть опасность в том, что Италию в России будут знать только благодаря моде, современной музыке и классическому искусству. Но мы надеемся, что это знакомство можно углубить и расширить, в том числе, благодаря переводам итальянских авторов на русский язык.