Ведомости: Параллельный мир: Экспозиция в Вене показывает цирк глазами художников

Экспозиция в Вене показывает цирк глазами художников, фотографов и режиссеров/

 

Выставка в венском Кунст­халле «Цирк — параллельный мир» посвящена вариациям на цирковые темы в изобразительном искусстве и кино. Для современного художника цирк во многом привлекателен тем, что свойственные ему яркость, экзотика, гротеск легко встраиваются в самый неожиданный изобразительный ряд.

Так, английскому художнику Питеру Блейку интересны зрелищность и грубый юмор арены. Из старых рекламных открыток с великанами, горбунами, бородатыми женщинами Блейк составляет большие коллажи-афиши и затем по их мотивам пишет картину Marcel Duchamp´s World Tour — гротескный парад все тех же фриков в цирковых костюмах.

Слон, огромное животное, при всей своей неповоротливости умеющее исполнять на арене неожиданные трюки, стал героем инсталляции Nasutamanus французского художника Даниэля Фирмана. Единственный в своем роде ошеломляющий трюк: животное зависает в воздухе вверх ногами, упершись в стену одним только хоботом. Сделанный из стеклопластика слон крайне реалистичен, и тем сильнее ощущение фантастичности происходящего.

Другой популярный цирковой номер — фокус превращения, подмены одного другим — развивает австрийка Дебора Зенгл в своей работе «Львица как хищница, замаскировавшаяся под вожделенную добычу». Художница представляет сложный гибрид: у чучела зебры львиная морда с хищным оскалом.

Почти треть работ на выставке посвящена клоунам. Тоньше всех грань между комическим и трагическим в них чувствует израильская художница Рона Йефман. Она фотографирует персонажей в клоунских костюмах на фоне природы — вырванные из пестрого циркового окружения, они кажутся инородными и неуместными со своим ярким гримом и шутовскими нарядами.

Несколько иначе выглядят клоуны американки Роны Битнер. Художница фотографирует цирк более десяти лет, и за это время у нее сложилась собственная интерпретация клоунской темы. Она делает портреты клоунов, в которых мало шутовского: наоборот, помещая свои модели на абсолютно черный абстрактный фон, Рона Битнер стремится показать, что каждый из них независимо от циркового антуража наделен собственным характером и самодостаточен.

На клоунской мимике сосредоточено внимание американки Рони Хорн, попытавшейся зафиксировать неуловимое: в своей серии из тридцати шести снимков Cabinet of она запечатлела быстро меняющиеся выражения клоунского лица. Мгновение за мгновением, портрет будто все тот же, но ощущение от него каждый раз новое, и порой невозможно различить, плачет клоун или смеется в тот или иной момент.

Выставку сопровождает показ многочисленных фильмов — от классических «Цирка» Чарли Чаплина и «Клоунов» Федерико Феллини до экспериментальных работ немки Ульрике Оттингер. Ее кино, где много карликов и калек в цирковых костюмах, — совсем не про цирк, а про страсть человека к грубой зрелищности во все времена и эпохи.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?