Как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич в среду объявил персонами нон грата бывшего высокопоставленного кремлевского чиновника, президента ИД Regnum Модеста Колерова, а также заместителя главного редактора ИД Игоря Павловского.
«Решение принято на основании информации компетентных учреждений Латвии о том, что Колеров и Павловский тайно занимались деятельностью, направленной против интересов безопасности Латвии, в том числе территориального единства и экономической безопасности», – заявили в МИД республики.
В ответ Колеров в интервью газете ВЗГЛЯД назвал самого Ринкевича «агентом влияния США». Напомним, Колеров и Павловский побывали в Риге в конце июня. Они презентовали в столице Латвии книгу статей Колерова «Пульсация империй», а также посетили Ливаны и Даугавпилс, где встречались с местными журналистами и представителями горсовета Даугавпилса. Это событие вновь омрачило отношения Москвы и Риги, которые в последнее время и так переживают заметное охлаждение. Это признают даже российские дипломаты. Так, в июне посол России в Латвии Александр Вешняков заявил, что двусторонние политические отношения спустя полтора года после визита экс-президента Латвии Валдиса Затлерса в Москву, состоявшегося в декабре 2010-го, находятся на более низком уровне.
«Мы начинаем терять положительный заряд от визита Валдиса Затлерса в Россию. В последнее время в Латвии в ход пошли утечки из докладов спецслужб, совершенно безосновательно рисующие образ врага из России. Это стимулировало русофобские настроения», – сказал посол рижской газете Tелеграф.lv.
О том, какие претензии предъявляют в Риге к России в целом и к отдельным гостям из нее в частности, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич.
ВЗГЛЯД: Господин министр, создается впечатление, что отношения Латвии и России пережили свое максимальное сближение полтора года назад, когда в Москве встретились тогдашние президенты Валдис Затлерс и Дмитрий Медведев. Вы согласны, что с тех пор началось некоторое похолодание?
Эдгар Ринкевич: Нужно оценивать отношения наших стран в разрезе всех последних 20 лет. Несомненно, были времена, когда они заметно улучшались, а были периоды, когда отношения могли быть позитивнее. За последние годы, на мой взгляд, нам удалось добиться большого прогресса. Подписан договор о границе, прошли встречи на самом высоком уровне, трудится межправительственная комиссия.
Нам необходимо укреплять добрососедские отношения. Фундаментом могут послужить взаимовыгодные проекты при соблюдении принципа уважения друг друга. У нас много вопросов, мнения по которым расходятся. Как и по поводу истории, так и по поводу процессов, происходящих в регионе.
Конечно, и в Латвии, и в России есть определенные группы людей, которые заинтересованы в том, чтобы между нашими странами сохранялось напряжение. К нам приезжали отдельные личности и устраивали «гастроли», во время которых пытались учить нас жизни, занимались подрывной деятельностью. Но я убежден, что это инициатива отдельных личностей, а не общая российская политика в отношении Латвии.
В перспективе нам нужно работать по тем направлениям, в которых у нас есть взаимопонимание, и продолжать дискуссии по вопросам, где есть расхождения. В последние годы мы укрепили наше экономическое сотрудничество, вместе осуществляем транзит невоенных грузов НАТО в Афганистан. Когда несколько лет назад под Москвой бушевали пожары, наши спасатели помогали вашим службам в ликвидации этого стихийного бедствия.
Я хочу сказать, что на отношения Латвии и России можно смотреть как на извечный спор оптимистов и пессимистов. Одни говорят, что стакан наполовину полон, другие – пуст. Я отношусь к тем людям, которые уверены, что стакан еще можно наполнить до краев.
ВЗГЛЯД: Что за личности вели подрывную деятельность на территории Латвии?
Э.Р.: Есть достаточно много персон. Некоторые, например, приезжали на «гастроли» в Латгалию (приграничный с Россией регион Латвии – прим. ВЗГЛЯД) и старались каким-то образом добиться, чтобы людям Латгалия казалась какой-то особой автономией в составе Латвии. Эти личности «гастролировали» и в других странах и территориях. Мы следим за этими действиями и будем их впредь пресекать. Мы не позволим подрывать устои государства и основы конституции.
Хотелось бы надеяться, что Россия и российское общество будут учитывать то обстоятельство, что каждая страна создает свою судьбу по своему выбору и поучения или открыто деструктивные действия не будут нужны.
Две трети – за нас
ВЗГЛЯД: Каким образом прошедший в феврале референдум о присвоении русскому языку статуса второго государственного повлиял на отношения между русскими и латышами внутри государства, а также на ваши отношения с Москвой?
Э.Р.: Несомненно, референдум сказался и на том, и на другом. Я заранее предупреждал своих коллег-дипломатов о том, что не стоит высказываться по поводу суверенной воли граждан Латвии.
К сожалению, услышали это не все. Та реакция, которая последовала после референдума со стороны российского МИДа, нас огорчила. Две трети жителей Латвии высказались за сохранение латышского языка в качестве единственного государственного языка Латвии. Какие еще нужны доказательства? На мой взгляд, российская реакция на те события была абсолютно ненужной, преувеличенной и тормозящей динамику развития отношений двух стран.
ВЗГЛЯД: Латвия, наряду с США, Грузией и Эстонией, не первый год занимает лидирующие позиции в рейтингах самых недружественных, на взгляд жителей России, стран. Как вы считаете, чем это вызвано?
Э.Р.: Но у нас ведь и компания в этих рейтингах довольно неплохая (улыбается – прим. ВЗГЛЯД). Я видел эти опросы общественного мнения. К сожалению, они не отвечают на главный вопрос – почему так происходит, в чем причина такого устоявшегося мнения о нашей стране в России. Это требует глубокого анализа.
На мой взгляд, главная проблема в том, каким образом в России подается информация о тех или иных происходящих в Латвии мероприятиях, интерпретируются исторические события. К сожалению, объективной информации явно недостаточно.
Осудили подобные «уроки»
ВЗГЛЯД: Как же «правильно» интерпретировать видео из принадлежащего депутату Сейма детского садика, на котором видно, как люди в немецкой военной форме, используя немецкое оружие времен войны, проводят «уроки патриотизма» среди детей? Кто тут искажает информацию?
Э.Р.: Этот случай вызвал большой резонанс не только в России, но и в самой Латвии. Он вызвал острую критику и со стороны министерства образования, и со стороны большей части латвийского общества. Я сам не поддерживаю подобные вещи. Важно освещать не только событие, но и реакцию на него. А она, на мой взгляд, вполне адекватна – полиция и ответственные за образование учреждения начали проверку по данному факту, официальные должностные лица осудили подобные «уроки».
Но посмотрим на то, что происходит по другую сторону границы. Очень часто российские политики и журналисты занимаются откровенной пропагандой против Латвии и стран Балтии. Почитайте российские новости о Латвии. У меня складывается впечатление, что у соседей чуть ли не конкурс проходит по придумыванию самых ужасных эпитетов в адрес Латвии. Мол, тут происходит апартеид, геноцид, а представителей национальных меньшинств чуть ли не приковывают наручниками к батареям в подвалах. Это совершенно не отвечает действительности.
ВЗГЛЯД: Но почему до сих пор продолжаются ежегодные марши ветеранов СС по центру Риги в сопровождении молодых поклонников, в том числе и депутатов Сейма? Как в ХХI веке можно объяснить эти проявления неонацизма на территории Евросоюза?
Э.Р.: История ХХ века чрезвычайно сложна и болезненна. Мы все только недавно закрыли двери прошлого века, во время которого на территории Латвии состоялись две революции, прошли две мировые войны, случились репрессии сталинского режима.
Результаты Второй мировой войны, разгром гитлеризма в Латвии никто не оспаривает. Но нужно помнить о том, что в то время Латвия существовала де-юре, но не существовала де-факто. Во время Второй мировой войны жители Латвии воевали и на одной, и на другой стороне фронта, что является большой трагедией всего латвийского народа. Эти исторические моменты до сих пор воспринимаются очень неоднозначно.
Многие забывают, что латышский легион СС создавался в основном за счет принудительной мобилизации, хоть и под биркой добровольного вступления в него. Тоталитарным режимам всегда нравилось выдавать желаемое за действительное. Несомненно, в легионе были и люди, которые участвовали в преступлениях против евреев, русских, белорусов и в том числе латышей. Это и полицейские батальоны, и команда Арайса. Такова была дьявольская задумка гитлеровского режима – объединить всех под аббревиатурой СС.
Даже спустя 70 лет после тех событий нашей сложной историей пользуются некоторые безответственные политики. К сожалению, потребуется еще много лет, чтобы перевести эту дискуссию из политической в академическую сферу.
Нужно помнить, что в 41-м и 49-м сталинский режим совершил преступления против всего латвийского народа, что Латвия сумела возобновить свою независимость только через 50 лет, в 91-м году. Это те факты, с которыми нужно считаться, нужно понять, что события ХХ века в Латвии воспринимаются иначе, чем в России.
Мы никогда не опровергали результаты Второй мировой войны. Мы все прекрасно понимаем, что под гитлеровской властью не было бы и Латвии. Но и сталинский режим принес много боли и слез всем жителям Латвии. Так что извините, но большого восторга по поводу сталинского прошлого в Латвии вы не услышите.
Пока мы не услышим и не попробуем понять друг друга, будут проблемы.
ВЗГЛЯД: Как понять недавние высказывания президента Латвии Андриса Берзиньша о том, что во Второй мировой войне «нет победителей, а только одни жертвы»?
Э.Р.: Победа над нацизмом, победа союзников над самым бесчеловечным режимом неоспорима. Высказывания президента относятся к тому, что война для многих жителей Латвии принесла страдания по обе стороны фронта.
Защитила Вера Мухина
ВЗГЛЯД: Есть ли уже промежуточные результаты работы латвийско-российской комиссии историков, созданной в прошлом году?
Э.Р.: Очень хорошо, что по поводу нашей общей истории началась такая академическая дискуссия... А наша история не была только белой или только черной. Взять хотя бы такой пример. В советское время в этом здании, где сейчас находится латвийский МИД, заседал центральный исполнительный комитет латвийской компартии. Именно здесь возникла идея о сносе памятника Свобода – символа всего нашего государства. И не кто иной, как знаменитый российский скульптор Вера Мухина, заступилась за наш памятник и отстояла его. И таких примеров очень много.
ВЗГЛЯД: Как вы прокомментируете недавний призыв статс-секретаря министерства обороны Латвии Вейко Сполитиса убрать памятник Освободителям в Риге?
Э.Р.: Многим сильно хочется что-то вычеркнуть из своей истории. Но я никогда не поддержу таких попыток, особенно в таких чувствительных вопросах. Нельзя что-то просто взять и вычеркнуть из памяти. Памятник Освободителям в Риге символизирует определенную часть нашей истории. Для кого-то эти воспоминания позитивны, для кого-то не очень. Но это наша история.
Сперва требуется уважение
ВЗГЛЯД: Россия и Евросоюз давно ведут переговоры о введении безвизового режима. Многие считают, что Латвия – одна из тех стран ЕС, которые подспудно тормозят этот процесс...
Э.Р.: Безвизовый режим был бы взаимовыгоден и для России, и для ЕС, и для Латвии. Свобода передвижения рушит стереотипы. Но нужно также подготовить для введения безвизового режима серьезное юридическое обоснование, устранить множество технических барьеров, организовать единые правила пересечения границы. Необходим также еще и соответствующий политический фон. Чтобы безвизовый режим был введен, Российская Федерация должна иметь ровные, уважительные отношения со всеми странами Европейского союза, в том числе и с Латвией.
ВЗГЛЯД: Многие россияне получают сейчас вид на жительство в Латвии в обмен на инвестиции в недвижимость, в банки или производство. Вложи 100 тысяч евро – и двери в Евросоюз тебе открыты. Почему, однако, раз за разом в парламенте поднимают вопрос об отмене этого порядка, причем ваши коллеги – депутаты из правящей коалиции?
Э.Р.: Действительно, вопрос время от времени поднимается. Наши партнеры по правящей коалиции – Национальное объединение – считают, что существующие правила не отвечают экономическим интересам Латвии и ее безопасности. Я не был бы так категоричен. Я не готов сейчас говорить о том, какие изменения последуют. Тем более что в прошлый раз подготовленные Национальным объединением поправки к закону «Об иммиграции» не были приняты.
Но, на мой взгляд, этот инструмент необходимо откорректировать. Львиная доля инвестиций поступает в недвижимость и банковский сектор. Я сам родился и живу в Юрмале и вижу, как в этом городе растут, словно грибы после дождя, особняки.
Нам бы хотелось, чтобы деньги направлялись в производство, в создание рабочих мест, то есть в реальную экономику. Я был бы рад, если бы акцент переместился именно в этом направлении, поскольку один пузырь на рынке недвижимости у нас уже лопнул, и это было очень болезненно.
Не стоит также забывать, что инвесторские визы приобретают не только граждане России и стран СНГ, но ими пользуются граждане других государств.
ВЗГЛЯД: Вскоре должно состояться заседание латвийско-российской межправительственной комиссии, которую возглавляете вы и министр транспорта России Максим Соколов. Какие вопросы вы намерены там поднять?
Э.Р.: Мы должны встретиться до конца этого года. Повестка дня зависит от деятельности наших рабочих групп. Но мы были бы очень рады, если бы российская Госдума ратифицировала договор об избежании двойного налогообложения. Хочется надеяться, что мы продвинемся в вопросе подписания договора о защите инвестиций. Есть ряд проектов в транспортной отрасли, об упрощении пересечения границы гражданами двух стран и многое другое.