Нико́поль, город имени интеграции

У европейского единства есть древняя символическая столица. Это город Никополь, построенный в I веке до нашей эры. В Брюсселе знают о нем и Евросоюз с Грецией выделяют средства на реставрацию этого необычного места. Возможно, скоро оно станет новой изюминкой страны.

Организованный поток туристов пока не устремлен к Никополю, чьи каменные останки лежат на юго-западной оконечности Эпира. В Греции слишком много памятников древности, чтобы многие путешественники знали о Никополе и стремились его посетить.

Немного пока посетителей и в новом музее (город Превеза), посвященном древнему центру. Однако спустя время Никополь может стать более популярным. Именно таким он был в древности, когда первый римский император Октавиан Август основал его в честь своей крупнейшей победы.

Василий Колташов
Василий Колташов

Василий Колташов руководит Центром экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Окончил Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС). Преподавал политологию, а в аспирантуре специализировался на изучении политического лидерства. В 2004-2006 годах работал в команде Института проблем глобализации (ИПРОГ), а в 2007 году перешел в ИГСО. Параллельно занимался журналистикой, рекламой и PR консалтингом. В ИГСО отвечает за экономический блок исследований, прогнозы и анализ. С 2007 года проживает в Афинах, Греция.

Произошло это после знаменитого сражения у мыса Акциум, определившего судьбу многих европейских, азиатских и африканских народов. На пять веков они были объединены в одном римском государстве.

После смерти Юлия Цезаря против партии сенаторов боролись двое. Это были его молодой внучатый племянник Октавиан и Марк Антоний, зрелый полководец из окружения Цезаря. Они одержали победу в гражданской войне и разделили владения Римской республики на две части.

Прошло несколько лет и война началась уже между ними. У мыса Акциум сошлись в сражении два флота. Один был под началом Августа и его адмирала Марка Агриппы (реально всем руководившего), другой — Антония и Клеопатры, его возлюбленной и царицы Египта.

Увы, «отважная» египтянка в решающий момент сбежала. Антоний погнался за ней. Он бросил флот и армию. Дело на море было проиграно, а 19 легионов Антония перешли на сторону противника. Август был очень доволен событиями: он даже не поменял номера перешедших к нему частей. От полной победы его почти ничто не отделяло.

Гражданская война продолжалась после этого недолго. В Египте Антоний и Клеопатра покончили с собой. Август превратился в единоличного владыку римского государства, огромной средиземноморской империи. У мыса Акциум он не просто победил враждебную партию — он как глава Запада победил Восток. Это была победа Европы над Азией, со всеми её богатствами и соблазнами.

Со 2 сентября 31 года до нашей эры стала исчисляться Акцийская эра, а в честь великой победы был основан город. Он получил греческое название Никополь, а население его составляли, как римские ветераны, так и эллины. Он должен был символизировать единство греческой и римской культуры в рамках победоносной империи. И архитектурный символ этот был красив.

В Никополе каждый год устраивались состязания. Август приезжал на эти торжества. Он не жалел денег на украшение и благоустройство города, возникшего на месте лагеря его армии. От некогда процветавшего Никополя осталось немного.

После кризиса III века дела города шли все хуже, слабели торговля и ремесла. Сегодня ведется восстановление стен Никополя, сохранившихся сравнительно неплохо. Вложены деньги и в другие работы. Проводятся раскопки и есть надежда, что город попробуют восстановить хоть отчасти в прежней красе.

Осмотреть сейчас можно отдельные здания, мозаики и остатки торгового центра, а при желании — обходя разбросанные на месте кварталов огороды и стада овец — увидеть работу реставраторов и археологов. Немало интересного можно найти и в музее, посвященном жизни Никополя.

Вероятно, туристам готовят новую изюминку Греции. ЕС выгодно было бы хоть отчасти воссоздать Никополь, придав ему смысл нового символа интеграции. Но дела у Евросоюза идут все хуже: кризис в экономике и недовольство народов неравенством в «Общем доме» не обещают ему хорошего будущего.

Несмотря на это, Никополь мог бы стать очень привлекательным для туристов, заодно доказав, какое большое значение имеют государственные проекты поддержки культуры. Сегодня вокруг развалин нет ни кафе, ни сувенирных лавок. Многие памятники прошлого закрыты для просмотра. Свободно можно исследовать лишь термы и остатки домов. Есть акведук и крепостные стены. В период упадка Рима они не спасли город от готов.

Землетрясения и набеги варваров нанесли Никополю большой урон. Но хуже всего было то, что упадок экономики подорвал его благосостояние. О военных состязаниях забыли. Храм Нептуна на холме, где некогда стоял шатер Августа, пришел в упадок.

Византийский император Юстиниан I в первой половине VI столетия потратил немало денег на восстановление Никополя. Однако возрождение города оказалось кратковременным. Позднее (возможно, под влиянием нашествия славян) жители оставили Никополь и перебрались за стены других городов.

С упадком Никополя закончилась эра единого римского мира. Сегодня восстановление и популяризация памятников города не отразит успехов европейской интеграции, которых в глазах многих европейцев попросту нет. Однако и без Евросоюза, это удивительное место — некогда знаменитое на всю Римскую империю — должно получить признание.

На месте огородов и диких зарослей стоило бы хоть частично возродить этот некогда величественный город, рассказав о Никополе тем, кто любит путешествовать и узнавать новое. Когда-то город был заново открыт учеными. Прекрасно было бы теперь открыть его для всех.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?