Кафтан из полотенец и костюм для коньков

На импровизированном подиуме во дворике Конюшенного корпуса Елагиноостровского дворца-музея – петербурженки средних лет в ажурных капроновых перчатках и нарядах из мокрого шелка и пан-бархата с кружевными воротниками, и меховыми накидками. Модели – обычные горожане, а их платья и аксессуары – из бабушкиных сундуков, антикварных лавок, комиссионок и, конечно, с барахолок.

Реконструкция типичного показа мод 1945 года стала прелюдией к выставке «Модели сезона 1927–1953. Сталинская модная пресса». Затея с модным показом и выставкой принадлежит историку моды Мэган Виртанен, чья коллекция модной прессы и винтажной одежды сталинского времени стала основой выставки, которую можно посмотреть в Конюшенном корпусе до конца июня.

Под занавес проекта, в день закрытия выставки 30 июня, Виртанен, называющая себя «реконструктором эпохи между двумя Мировыми войнами», собирает гостей на танцы, взявшись воссоздать на Елагином острове еще и атмосферу танцевального вечера образца 1945 года.

Галина Столярова
Галина Столярова

Галина Столярова - обозреватель англоязычной газеты The St. Petersburg Times, журнала «Стиль Жизни»,  интернет-портала Transitions Online (Прага) и журнала Klassisk Musikkmagasin (Осло); соавтор нескольких изданий путеводителя Fodor's (США) по Москве и Санкт-Петербургу. Закончила факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.

Что же представляли из себя советские модные журналы военных и послевоенных лет? Модельеры исходили из того обстоятельства, что под рукой у женщин окажется, в первую очередь, сукно – из него предлагалось кроить, например, школьную форму, – и шерстяные ткани. Как сварганить себе зимнее пальто, если все, что есть под рукой – рулон грубого, ворсистого сукна, того самого, что идет на солдатские шинели? Такие задачи решали на страницах модной прессы послевоенных лет.

Как минимум одну идею я лично собираюсь взять на вооружение. Вслушайтесь только: шерстяной костюм для катания на коньках! Во-первых, сама идея мне очень нравится. Даже странно как-то, что современные дизайнеры совершенно игнорируют это направление – у нас ведь к выходу на лед специально одеваются только фигуристы. Большое упущение, считаю. Мы же северная страна, да и популярность городских катков сейчас на подъеме – в общем, потенциал у этой ниши не меньше, чем у бразильских производителей купальников.

Произвести впечатление можно ведь не только на пляже, но и на катке, например, на площади Островского. Да и летом пригодится – в спорткомплексе «Юбилейный» каток круглый год открыт.

Каток был в военные и послевоенные годы едва ли не самым популярным зимним развлечением. Я, можно сказать, выросла под ностальгические рассказы бабушки о вечерах, проведенных на катках в городских парках. Туда с удовольствием ходили на свидания. Сейчас вот не рискуют – и не потому, что нет стильного шерстяного костюма к случаю, а, скорее, от неуверенности в своей спортивной форме.

Итак, как же выглядел женский костюм для коньков образца 1940-х годов? «Юбка прямая, спереди заложена глубокая встречная складка. Жакет прямой; от кокетки широко отстрочены швы. Кокетка кроится вместе с воротником, образуя клапаны для прорезных карманов», – так инструктировал модниц страны журнал «Модели сезона». Есть еще вариант с брюками-гольф, кстати. И лыжный брючный костюм из вельветона.

В целом же, конечно, модные журналы середины двадцатого века пронизаны духом аскезы и муштры. Вот разворот журнала «Модели сезона»  еще в 1939 году предлагал читательницам озаботиться «проектами костюмов, отвечающих требованиям военного времени». Практически, имелись в виду хлопчатобумажные костюмы для групп самообороны. Женщинам рекомендовалось обзавестись, например, юбкой-штанами и использовать застежки-молнии.

Советские дизайнеры учили женщин шить пионерскую форму из сукна, платья и юбки из полотенец. Например, два холщовых кустарных владимирских полотенца вполне могли послужить основой для кафтана: боковые полотнища нужно сдернуть на резинку на высоте бедер или чуть ниже. «Естественная ширина полотенца должна спадать с плеча наподобие короткого рукава», – объясняли редакторы рукодельным читательницам.

Крохотная выставка Мэган Виртанен, которая занимает всего один зал в камерном Конюшенном корпусе Елагиноостровского дворца-музея, смогла стать одним из самых эмоциональных и самых живых событий в традиционном каскаде выставок и концертов ко Дню Победы. «Праздника со слезами на глазах» и с комком в горле в России в майские дни обычно с избытком. А выставка Виртанен получилась про жизнь, и даже, некоторым образом, про радость.

Память о войне – это же не только пробитые пулей солдатские каски, дневники умирающих от голода, скальпели военврачей и автоматы Калашникова. Хорошая выставка о войне – не столько рассказ о том, как погибали, но, скорее, о том, что помогало людям не только остаться в живых, но и радоваться жизни.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
1
Комментарии (1)
  1. Виртанен Мэган 22 мая 2012, 17:46

    Статья содержит фактические ошибки.

    Модель платья из сукна относится не к военным или послевоенным годам, а к 1925 году. Журнал, демонстрирующий "проекты костюмов, соответствующих военному времени" не 1939 года, как написано журналисткой, а издан в сентябре 1942 года.

    Что же касается эпитета "крохотная", то представлено более сотни предметов, что, в общем-то, не считается "крохотным", но оставим это на совести журналистки.

Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?