Звезды белых ночей

Представительный корпулентный мужчина в серебристом костюме, отмахиваясь от услужливых подпевал, водружает себе на голову корону. Его движения неверны, и возникает ощущение, что он немного принял. Возможно, для храбрости. Тем не менее, ему удается даже с грехом пополам натянуть на себя мантию. Окружающие склоняются в подобострастном поклоне. Так решил сцену коронации Бориса Годунова известный британский режиссер Грэм Вик, поставивший одноименную оперу Мусоргского в Мариинском театре. В пятницу, 25 мая, премьерой этого спектакля открылся ХХ Международный музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей».

Какой бы ни был на дворе строй, российским лидерам прекрасно удается самостоятельно возводить себя на трон. Они обходятся без лишних церемоний и ни в грош не ставят своих царедворцев. Их не особенно заботит легитимность происходящего, а от народа надежно защитят кордоны полиции – последние, кстати, пинали несогласных на сцене театра весьма убедительно.

В интервью перед началом репетиций спектакля Грэм Вик обещал доказать, что история Бориса как иллюстрация отношений между народом и властью, актуальна и сегодня.

Галина Столярова
Галина Столярова

Галина Столярова - обозреватель англоязычной газеты The St. Petersburg Times, журнала «Стиль Жизни»,  интернет-портала Transitions Online (Прага) и журнала Klassisk Musikkmagasin (Осло); соавтор нескольких изданий путеводителя Fodor's (США) по Москве и Санкт-Петербургу. Закончила факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.

«Сценическая интерпретация оперы Мусоргского подразумевает поиск театрального языка, живого для нашего времени, на котором может вестись диалог о том, насколько мы схожи или различны с персонажами из тех далеких времен», – отмечает постановщик.

Доказательная база британца была детальной и убедительной. Юродивый в цветных кедах и потертой футболке с ярким рисунком словно списан с основателя компании «Евросеть» Евгения Чичваркина. Главу государства российского повсюду сопровождает вездесущая телевизионная бригада, с равным бесстрастием снимающая уличные побоища, нетрезвое восхождение на трон и предсмертные конвульсии терзаемого раскаянием российского лидера. Очевидно, что режиссер не поленился ознакомиться и с фасонами платьев подруг современных российских политиков, и со вкусами рыночных торговок. Актуальную сцену сидячего протеста – реверанс в сторону последнего витка московских демонстраций – внесли, явно в последний момент.

Опера получилась про систему ценностей россиян – чем люди гордятся, а чего стыдятся. Юная уборщица в стрип-баре – а именно там, кстати, полиция, крышующая этот притон, обнаруживает Гришку Отрепьева – украдкой извивается вокруг шеста, протирая его тряпкой. Девушке явно хочется сменить работу.

Публичное одиночество Годунова – в главной партии выступил бас Евгений Никитин – особенно отчетливо ощущается именно в сцене его смерти. Государь гибнет на трибуне, во время выступления в парламенте, и спасти или защитить этого умирающего льва не готов никто, кроме его собственного сынишки, тщетно пытающегося отыскать подмогу. Не глядя в сторону испускающего дух повелителя, царедворцы неспешно расходятся по своим делам. Но вот венки, кстати, вносят, не дождавшись конца агонии.

Этот спектакль – попытка измерить степень цинизма в российском обществе. Причем, Грэм Вик не побоялся произвести замеры не только в кругах политической элиты. Борис Годунов совсем не похож на ущербного мизантропа, каким его довольно часто изображают иностранные постановщики. Это сильная личность, на совести которой слишком много сделок, последствия которых жгут ее каленым железом. Испытывают ли угрызения совести нынешние российские лидеры? Преследуют ли их свои демоны? На эти вопросы режиссер не отвечает – у него нет, в конце концов, хрустального шара.

Не всем зрителям пришелся по вкусу предложенный зрительный ряд. Но ценность спектакля Вика как раз и состоит в том, что, как ни наряди участников этой истории, отчетливо видно, что расклад-то пока мало поменялся. Те, что сверху безнаказанно унижают тех, что снизу, а с недовольными властями довольно эффективно удается расправляться. Недовольных, как можно заметить, немало, но силы их разрозненны, а лица растерянны.

Спектакль труппа Мариинского театра покажет 26 июня. XX фестиваль «Звезды белых ночей» продлится восемь недель. Еще одну премьеру фестиваля готовит хитрый на выдумку режиссер Circus du Soleil Даниэле Финци Паска. Швейцарский режиссер поставит «Реквием» Верди. Спектакль будет дан дважды – 20 и 22 июня.

Балетная премьера фестиваля – волшебная сказка «Сон в летнюю ночь» на музыку Мендельсона (6 и 7 июня) – один из немногих сюжетных спектаклей Джорджа Баланчина. Кроме того, в репертуар театра вернется «Весна священная» Игоря Стравинского в хореографии Вацлава Нижинского (14 и 15 июля).

14 июня с сольным концертом выступит Анна Нетребко. Великолепные дуэты мировых оперных звезд будут представлены в нескольких спектаклях: Ферруччо Фурланетто и Мария Гулегина исполнят главные партии в «Аттиле» Верди под управлением Валерия Гергиева (9 июля), Мария Гулегина и Владимир Галузин выйдут в своих коронных партиях в опере «Тоска» под управлением Андреа Баттестони (11 июля).

В фокусе фестиваля нынешнего года – инструменталисты. Среди приглашенных звезд фестиваля вновь порадует своим мастерством  греческий скрипач-виртуоз Леонидас Кавакос (19 июня). Голландская скрипачка Янин Янсен сыграет красивейший Второй скрипичный концертом Прокофьева (9 июня). Концертмейстер Венских филармоников и оркестра Венской оперы, скрипач и дирижер Райнер Хонек выступит с изысканной программой австрийской музыки, которая объединит в одном концерте сочинения Моцарта и семейства Штраусов (30 июня).

С сольными камерными программами выступят французская пианистка Элен Гримо с сонатами Моцарта, Берга, Листа и Бартока (18 июня) и молодая очень яркая немецкая пианистка японского происхождения Элис Сара Отт (3 июля). В программах с оркестром театра под управлением Валерия Гергиева будут солировать: Марксус Ширмер в концерте № 23 Моцарта (30 мая), Николай Луганский в Третьем концерте Рахманинова (5 июня), Игорь Четуев в Концерте Скрябина (6 июня), Даниил Трифонов в Концерте Глазунова (16 июня), Денис Мацуев в Первом концерте Листа (22 июня).

На фестивале выступит Филармонический оркестр Ла Скала. Под управлением Валерия Гергиева музыканты исполнят Фантастическую симфонию Берлиоза (27 июня). В этот вечер солировать будет молодая китайская пианистка из США Юджа Ванг, имеющая репутацию необыкновенного виртуоза. На следующий день оркестр выступит под управлением маэстро Фабио Луизи, в концерте Бетховена будет солировать Рафал Блехач.

Симфонические программы нынешнего годы пройдут под знаком творчества Иоганнеса Брамса: под управлением Валерия Гергиева прозвучат все четыре симфонии композитора и его инструментальные концерты (13, 15, 21, 29 июня). В Первом фортепианном концерте Брамса будет солировать Рудольф Бухбиндер, во Втором – Ефим Бронфман. Николай Цнайдер представит Скрипичный концерт (15 июня), а Пинхас Цукерман вместе с виолончелисткой Амандой Форсайт исполнят Двойной концерт композитора. Все сонаты Моцарта в течение четырех вечеров сыграет британский пианист-интеллектуал Кристиан Блэкшоу (4, 5, 6, 7 июля).

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?