Миф Лондонграда

На парламентские выборы 4 декабря в российское посольство в лондонском Ноттинг-хилле пришли 1745 избирателей. С учетом еще двух избирательных участков — в торгпредстве в лондонском районе Хайгейт и в консульстве в шотландском Эдинбурге — на территории Британии проголосовали свыше 2200 человек. Что, конечно больше, чем на предыдущих выборах (когда голосовало чуть более тысячи человек), но явно говорит о том, что представление о Лондоне как русскоязычном городе с сотнями тысяч соотечественников, не соответствует действительности.

В те годы, когда российские бизнесмены приобретали футбольные клубы и особняки в дорогих районах Лондона, британская пресса стала активно писать о феномене «Лондонграда» – превращении города в «Москву-на-Темзе». В разных газетах назывались оценки о 200–300 000 россиян (или же, русских по языку и культуре – в английском слово Russian означает  и то, и другое), живущих в городе.

Так как большинство россиян, переезжая в Лондон, по тем или иным причинам не становится на консульский учет в российском посольстве, то единственным реальным источником информации на эту тему являются британские власти. Впрочем, и они не ведут точного учета. Согласно оценкам Бюро национальной статистики Британии, на март 2011 года в стране жили 41 000 человек, родившихся в России. Это больше, чем в 2009 году (32 000), но несущественно по сравнению с 7,2 млн жителей Британии, родившихся за пределами страны. Получается, что российской общине в Соединенном Королевстве далеко не только до лидеров (уроженцев Индии здесь проживает 693 000, Польши – 550 000, Пакистана – 433 000, Ирландии – 406 000, Германии – 297 000), но и небольших восточноевропейских стран. Так, число выходцев из Литвы в Британии оценивается в 96 000, Словакии – 52 000, Латвии – 50 000.

Александр Кокшаров
Александр Кокшаров

Александр Кокшаров — собственный корреспондент журнала «Эксперт» в Лондоне. Изучал географию и экономику в университетах Минска, Бохума (Германия), Москвы и Оксфорда. В последнем учился в аспирантуре и преподавал спецкурсы по экономической географии. Начал сотрудничать с «Экспертом» в 1998 году, а в 2002 году оказался на нынешней должности. В этой роли следит за финансовыми, экономическими и политическими новостями из Британии и других стран Европы. Для чего весьма полезным оказалось экономико-географическое образование.

Скромная явка россиян на выборы – всего 5% от оценки британского статбюро – лишь подчеркивает завышенный масштаб подобных оценок. Похоже на то, что распространенность русской речи на улицах Лондона, а также масштабное присутствие богатых россиян в списке самых богатых жителей Британии, по версии газеты The Sunday Times, привели к появлению мифа о сотнях тысячах русских лондонцев.

Хотя мне самому приходится довольно часто слышать русский язык в метро, на улицах, в магазинах или кафе, он не всегда принадлежит представителям российской общины Лондона. Во-первых, по-русски говорят сотни тысяч российских туристов (по статистике агентства Visit Britain, только с июля 2010 по июнь 2011 года в Британию прибыли 181 000 туристов из России) и туристов из других стран бывшего СССР. Во-вторых, по-русски говорят многие мигранты из стран Балтии и других государств ЕС.

Так, многие «латыши» или «эстонцы» в Британии на поверку оказываются русскоязычными гражданами этих стран. Они чаще оказались более мобильны и склонны к переезду на запад, чем их сограждане титульной национальности, после расширения ЕС на восток в мае 2004 года, открывшего им рынки труда Британии, Ирландии, а затем и остальных европейских стран. «Несмотря на то, что я родился и вырос в Латвии и прекрасно говорю по-латышски, в Риге я зачастую чувствовал себя человеком второго сорта, там на меня смотрели как на мигранта. Мне проще быть в этой роли в Лондоне, за куда большие деньги», - объясняет свое решение о переезде мой знакомый рижанин. Сказалось и то, что представители русскоязычных общин в странах Балтии более вероятно были заняты в частном секторе экономики у себя на родине, а не на госслужбе, где доминируют представители титульных национальностей. Поэтому во время кризиса 2008 года им, потерявшим работу, не оставалось ничего иного, как искать работу в другой стране.

Есть среди русскоязычных лондонцев и граждане Германии («русские немцы», перебравшиеся туда из Сибири или Казахстана в 1990-х) и Греции («понтийские греки» из Грузии, Армении, России и Казахстана). Так, по одному из моих лондонских адресов моей соседкой была врач Елена – уроженка Анапы, уехавшая после распада СССР в Афины по программе репатриации «понтийцев», а затем перебравшаяся в Лондон.

Еще одинм фактором, повлиявшим на появление мифа о Лондонграде, стало то, что британскую столицу облюбовали российские сверхбогатые. В списке газеты The Sunday Times три из десяти первых позиций самых богатых жителей Британии принадлежит выходцам из России. Так, по версии 2011 года, на втором месте в списке оказывается владелец футбольного клуба Arsenal Алишер Усманов (£12,4 млрд), подвинувший на третье место Романа Абрамовича, владельца футбольного клуба Chelsea ($10,3 млрд). На шестом месте находится Леонард Блаватник (£6,3 млрд), а прочие выходцы из России и бывшего СССР занимают еще с десяток позиций. Продолжающийся с октября судебный процесс между Абрамовичем и опальным олигархом Борисом Березовским лишь добавляет медиа-интереса к богатым русским. Впрочем, и до судебного разбирательства местные газеты постоянно писали о покупках дорогих домов в эксклюзивных районах Лондона – Белгравии или Хайгейте – выходцами из России. Дошло до того, что лондонские агентства недвижимости, специализирующиеся на элитном сегменте рынка, стали нанимать агентов, свободно говорящих по-русски, чтобы обеспечить покупателям «любой каприз за ваши деньги». Вслед за ними русскоговорящим персоналом обзавелись и многие дорогие магазины (универмаги Harvey Nichols и Harrods), клубы и рестораны.

Впрочем, это оказалось чрезмерной реакцией – ведь большинство «русских лондонцев» – вне зависимости от того, из какой из стран они приехали на берега Темзы – говорят по-английски. И довольно неплохо, на фоне многих других этнических сообществ, интегрированы в местное общество. Похоже, в этом причина отсутствия в Лондоне «русских районов» – в отличие от этнических районов, где преобладают арабы, индийцы, пакистанцы или даже французы. Русские сотрудники банков после работы общаются с сотрудниками банков, а русские юристы – с другими юристами. Они селятся там, откуда им удобно добираться на работу, а не рядом с русскими соседями. Что растворяет их в многомиллионном городе, делая лондонцами. Не исключено, что следующее поколение русских лондонцев (а у многих из моих русских друзей здесь растут дети) будут воспринимать себя прежде всего лондонцами и британцами, а не русскими\россиянами.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?