Город против деревни

Вы знаете, где находится Фрамлингам (население 3,1 тыс. человек), графство Саффолк? Или, возможно, слышали о городке Милгай (12,8 тыс человек) в графстве Восточный Данбартоншир в Шотландии? А о Морпете (13,8 тыс. человек), графство Нортумберленд? Может быть, в курсе того, где расположен Мамблз (4,1 тыс человек), в графстве Суонси в Уэльсе? Нет? Я вот тоже нет, хотя и живу в Британии уже который год и географию острова знаю не так уж и плохо.

Но я не выдумывал все эти населенные пункты — и даже не придумал, несмотря на столь необычное название, графство Восточный Данбартоншир. Все они реально существуют. Более того, они, по версии газеты The Sunday Times, являются лучшими местами для жизни в Британии. Как считают авторы рейтинга, в качестве лучших мест для жизни семей с детьми, для которых важны хорошие школы, возможности интересного и активного досуга и ощущение единого сообщества, эти городки занимают, соответственно, третье, пятое, шестое и седьмое места.

В последнем выпуске The Sunday Times газета сделала целую специальную вкладку под названием «Лучшие места для жизни в Британии». А за неделю до этого опубликовала более длинный список из сотни лучших пригородов, деревень и городков для жизни в стране. Как показала реакция читателей газеты, для большинства из них самыми важными при принятии решения о том, где жить, оказываются лишь две вещи. Во-первых, качество школ и безопасность района для того, чтобы там растить детей. Все они хотят, чтобы хорошие государственные школы были в пешей доступности от дома, а сам район представлял из себя застроенные малоэтажными домами улицы с опрятными палисадниками и тенистыми деревьями вдоль тротуаров.

Александр Кокшаров
Александр Кокшаров

Александр Кокшаров — собственный корреспондент журнала «Эксперт» в Лондоне. Изучал географию и экономику в университетах Минска, Бохума (Германия), Москвы и Оксфорда. В последнем учился в аспирантуре и преподавал спецкурсы по экономической географии. Начал сотрудничать с «Экспертом» в 1998 году, а в 2002 году оказался на нынешней должности. В этой роли следит за финансовыми, экономическими и политическими новостями из Британии и других стран Европы. Для чего весьма полезным оказалось экономико-географическое образование.

Во-вторых, британцам хочется, чтобы как можно ближе к дому находилась или природа, со свежим воздухом и бесконечным кантрисайдом, или же — разнообразная культурная жизнь с театрами, художественными галереями и изысканными барами и ресторанами.

Впрочем, британцы в идеале предпочитают сельскую местность. Согласно недавнему опросу популярного сайта недвижимости Primelocation, в котором участвовали 3,5 тысяч человек, идеальным местом для жизни оказался отдельно стоящий дом в сельской местности на юго-западе Англии, где отмечается самый мягкий климат в стране. На втором месте — такой же дом на юго-востоке, в нескольких часах езды от Лондона.

Поэтому совершенно неудивительно, что журналисты The Sunday Times выбрали в качестве идеальных мест для жизни преимущественно деревеньки или небольшие городки с населением всего в несколько тысяч человек. Все это сопровождалось рассказом о хороших школах, информацией о расстоянии до ближайших прибрежных пляжей или покрытых лесами холмов, описанием милых сельских чайных и лавок мясников или сыроделов, а также буколическими фотографиями кантрисайда. Ведь как можно устоять перед очарованием утопающих в зеленых холмах городков и расположенных на берегах горных озер деревенек с выкрашенными в разные цвета коттеджами?

Стремление британцев к жизни в деревне во многом отражает ностальгию по потерянному времени, когда города были небольшими, а почти все население жило в сельской местности. Так как Британия была первой страной в мире, пережившей индустриализацию, ее городское население перевалило за 50-процентный рубеж уже в середине 19 века.

По официальным данным, в Британии городским считается более 80% населения (что позволяет стране иметь один из самых высоких показателей плотности населения в Европе). За прошедшие два столетия Британия превратилась из страны живущих на селе фермеров в высокоурбанизированное общество. При том, что в сельской местности живут почти 20% британцев, в сельском хозяйстве заняты всего лишь 1,4% всего экономически активного населения. Так что, даже формально живущие не в городах к самой сельской жизни имеют опосредованное отношение.

И хотя города остаются привлекательными для молодежи, потому что в них больше возможностей для построения карьеры и проведения досуга, ностальгия по утерянному кантрисайду сохраняется в сердцах многих британцев. Начиная строить свою жизнь в городах, со временем они надеются уехать в более тихие места, подальше от городской суеты. Именно поэтому даже многие районы городов выглядят совершенно по-сельски привыкшим к многоэтажному характеру городской застройки.

Например, если выйти из станций метро в третьей (из шести) зон тарификации лондонского метрополитена, то можно обнаружить застроенные двухэтажными домами улицы. Перед домами на них — обязательные палисадники с розовыми кустами и аккуратными клубами, а за ними — свои личные сады, с газоном, цветником и парой-тройкой деревьев. Когда оказываешься в таком саду, где самые громкие звуки — это пение птиц, то сложно представить, что находишься в 8-миллионом городе, крупнейшем в Западной Европе.

Но даже тихий пригород, из которого за 30-40 минут можно добраться до центра города, не устраивает многих британцев — им подавай настоящий кантрисайд. Например, мой приятель Том, успешный юрист, после 12 лет жизни в Лондоне, где он жил в двадцати минутах пешком от офиса, переехал в небольшую деревеньку под Оксфордом. Теперь он добирается до работы полтора-два часа в одну сторону, но при этом остается доволен. Ведь он сменил небольшую квартиру на куда более просторный дом, а также свой собственный сад. Ему важнее вид на холмы Котсуолдс, открывающийся из окон его спальни, несмотря на то, что он толком видит его лишь в выходные. В будни же он выезжает в Лондон слишком рано для того, чтобы любоваться видом, а возвращается, чаще всего, уже затемно.

Но, что для одного человека является идеальным местом для жизни, для другого может показаться настоящим кошмаром. Я, например, выросший в большом городе с метрополитеном и широкими проспектами, ни за что бы не перебрался жить в деревню, пусть и британскую. Для меня идеальным местом жизни является то, где в пешей доступности находится работающий до полуночи супермаркет (чтобы выбежать в него перед сном, если окажется, что в холодильнике не осталось молока на завтрак), банкомат и аптека.

Где бы до ближайшей кофейни было бы всего несколько минут пешком. То место, где я могу выбрать ресторан, бар или кафе без необходимости садиться в машину. Прелесть жизни в большом городе заключается в том, что он предлагает куда больше, чем любой человек может испытать, поэтому каждый его житель создает свою собственную версию мегаполиса, в которую попадают интересующие его или удобные ему места.

Для меня важнее, что я могу увидеться с друзьями в течение получаса езды на метро — ради этого я готов поплатиться идиллическими пейзажами. Из окна моей спальни открывается вид на крыши домов на соседней улице. Да, это не прекрасные холмы Котсуолдса, но лично меня вполне устроит вылазки в сельскую местность на уикенд, желательно в хорошую погоду. А если хорошая погода вдруг случится в будний день, то кантрисайд мне заменит прогулка в парке — до ближайшего парка со столетними деревьями и обширными лужайками от моей двери всего пять минут пешком.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?