Повседневный Гитлер

Немцы, наконец, издадут «Майн кампф» - за госчет. Однако настоящее наследие нацистов – не в книжке, а в повседневных реалиях.

Правительство федеральной земли Бавария выделит 500 000 евро для того, чтобы издать книгу Адольфа Гитлера «Майн кампф». Книга будет издана в двух вариантах: с подробными научными комментариями (над ними уже два года трудится целый отдел научного института IfZ, и будет трудиться еще два года), и в варианте для школьников.

То, что на первый взгляд выглядит как дурная шутка, – прямое следствие многолетней политики баварцев по превращению «Майн кампф» в самую разрекламированную немецкую книгу. Ведь, почему срочно понадобилось вбухивать полмиллиона евро в переиздание библии нацистов? Все просто: в 2015 году исполняется 70 лет со дня смерти Адольфа Гитлера. Этот юбилей означает не только день траура для неонацистов по всему миру. В этот день истекут авторские права на книгу «Майн кампф». 

Сергей Сумленный
Сергей Сумленный

Сергей Сумленный - политолог, глава представительства немецкого фонда Генриха Бёлля в Украине. Работал в московском бюро крупнейшей немецкой телерадиокомпании ARD, во франкфуртской редакции газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung, отвечал за консультирование по вопросам российских санкций в немецкой консалтинговой компании SCHNEIDER GROUP. Защитил диссертацию по истории взаимоотношений власти и СМИ в послевоенной Германии (ИНИОН РАН). Автор книг «Немецкая система» и «Немецкий формат».

Вы же не забыли, что книгу написал Адольф Гитлер? Так вот, как любой писатель, Гитлер имел авторские права на «Майн кампф». Гитлер умер 30 апреля 1945 года, – а авторские права живы (кстати, при жизни Гитлера книга принесла кучу денег – ведь каждая пара молодоженов получала экземпляр в подарок, и с экземпляра капали авторские, всего было напечатано 9,8 млн экземпляров).

После гибели Гитлера права были конфискованы – вместе с кучей другой интеллектуальной собственности – американскими оккупационными властями, прихватившими себе все Центральное издательство НСДАП, и переданы в управление правительству федеральной земли Бавария (американская оккупационная зона).

Баварские власти честно сидели последние 68 лет на этих правах, как собака на сене, – сами не издавали и другим не давали. Баварцев даже не смущало, что права действовали только на территории Германии – и любой немец мог смело заказать томик Гитлера на амазоне, и этот томик доставлялся ему из США. «Майн кампф» же невозможно было запретить как антиконституционную литературу – она была написана до 23 мая 1949 года, когда была принята конституция ФРГ, и не могла поэтому считаться антиконституционной.

Так вот, эти авторские права, которыми Бавария сдерживала публикацию в Германии «Майн кампф», истекают по независящим от Баварии обстоятельствам в 2015 году. То есть, если бы Гитлер прожил до 1947 года, например, то права можно было бы держать до 2017 года – но не сложилось. И вот для того, чтобы не допустить бума продаж «Майн кампф» в Германии, правительство Баварии решило перебить клин клином – и выпустить свою «Майн кампф», с комментариями. Параллельно, кстати, договорившись с крупнейшими сетями книжных магазинов страны, чтобы те распространяли только правильную, откомментированную книгу, а не всякие репринты без комментариев.

Идея баварцев, конечно, единственно возможная в сложившейся ситуации. Конечно, если 70 лет держать издание под запретом, а потом вдруг разрешить – понятно, что его многие захотят прочитать. Особенно когда автор этого издания поставил твою страну на уши, привел ее к самому громкому краху за последние пару сотен лет, добился гибели миллионов собственных граждан и на долгие годы превратил слово «немец» во многих языках в ругательство. Интересно же, что он там писал, сидя в тюрьме и не предполагая, что достаточно скоро на развалинах Берлина пустит себе пулю в рот.

Но встает вопрос: а надо ли было ее так долго запрещать? Надо ли было запрещать книгу, написанную в 1924 году под первоначальным невыносимо скучным названием «4 ½ года борьбы против лжи, глупости и трусости»? Которую потом гениально пропиарил нацистский издатель Макс Аманн под ее нынешним названием «Моя борьба» (она же – «Майн кампф»)? И которую по доброй воле читали так же активно, как в СССР читали ПСС В.И. Ленина? Ведь если бы не запрещали – не было бы и ажиотажа, и не надо было бы срочно тратить 500 000 государственных денег, чтобы этот ажиотаж хитрым жестом погасить.

При этом, опять же, не будем забывать: от нацистов в Германии остались не только память о лагерях уничтожения, запрещенные авторским правом тексты и безногие мальчики, отслужившие в «Гитлерюгенде». Нацисты без дураков оставили после себя достаточный корпус законов, многие из которых действуют до сих пор в Германии. И вот эти законы, замечу, никто не торопился отменять.

 Ну вот, например, один из самых одиозных законов: статья 175 немецкого УК в нацистской редакции 1938 года давала до 10 лет каторги геям просто за факт того, что они геи (половой акт был не нужен для действия статьи – достаточно было взяться за руки). Думаете, эта статья была отменена в 1945 году? Как бы не так. Немецкие полицейские отлавливали геев, по ошибке освобожденных Союзниками из концлагерей, и отправляли их досиживать срок. Конституционный суд Германии признал нацистскую статью «не несущей нацистского наследия» и оставил в силе. Статья была смягчена (не отменена!) только в 1960-е годы, за это время в ФРГ по 175-й статье было осуждено больше геев, чем при нацистах (правда, погибло существенно меньше).

Конечно, эту статью уже отменили. Но как насчет других законов? Вот, например, закон о всеобщем школьном образовании, фактически запрещающий домашнее образование (разрешено лишь по самым-самым крайним основаниям инвалидности). По этому закону родителей, которые не отправляют ребенка в школу, а учат на дому, можно упечь в тюрьму на полгода. Немецкие баптисты, не желающие отправлять детей в школу (баптисты считают, что там их научат сексу и безбожию – ок, возможно, они ошибаются, но все-таки у родителей должен быть выбор), именно из-за этого закона получают в США политическое убежище как гонимые по религиозному признаку. Так вот, этот закон придумали именно нацисты – чтобы подключить к своей пропаганде всех детей страны. И этот закон работает до сих пор.

То же самое, кстати, и со службой опеки – никому неподконтрольным органом, который может забрать детей из любой семьи на основании субъективного ощущения «угрозы ребенку», которое должно быть у двух чиновников. Забрать – и не отдавать месяцами и годами (а многие дети за это время погибают, находясь формально под защитой от злых родителей) – эту службу тоже придумали нацисты, и тоже для террора в отношении инакомыслящих. Служба работает до сих пор.

Или вот, еще, закон об адвокатах. Закон запрещает любое консультирование по юридическим вопросам, если оно не выполняется адвокатом. Придумали закон нацисты, чтобы лишить возможности адвокатов-евреев, изгнанных из профессии по расовому признаку, практиковать частным образом на дому. Вы думаете, почему юридические колонки в немецких газетах ведут только адвокаты? Да все потому же – нацистский закон действует до сих пор.

Я даже не говорю про закон об охоте, придуманный Герингом, или о других казусах. В Германии до сих пор действуют законы, непосредственно влияющие на повседневные права граждан – на их отношения с детьми, например. И эти законы были придуманы и созданы нацистами. И это никого не смущает. А почти вековой давности текст психопата, пустившего себе пулю в рот, значит, является угрозой, от которой надо было семьдесят лет оберегать немцев.

Честное слово, нет людей, больше восторгающихся сверхъестественной силой Гитлера, чем запретители «Майн кампф», свято верящие в то, что этот текст может превратить человека в полоумного ксенофоба.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?