Про моральный компас

Немецкие политики не лукавят, когда отказываются ехать на Украину по причине морального конфликта. Это действительно вопрос нравственности.

«Я не могу сидеть на стадионе и ликовать, когда знаю, что в паре километров от него в тюрьме творится несправедливость», – слова немецкого министра внутренних дел Ханса-Петера Фридриха, заявившего о своем отказе от поездки на Украину, как нельзя лучше выражают позицию немецких политиков, вынужденных бойкотировать Чемпионат Европы по футболу, – или хотя бы его украинскую часть.

В обычных обстоятельствах министр внутренних дел был бы просто обязан посетить чемпионат – ведь в компетенцию его министерства входит, помимо прочего, и поддержка спорта – но сейчас он не может сделать этого. Причина проста – в украинской тюрьме продолжает находиться Юлия Тимошенко, и немецкие власти не уверены, что к ней не применяются пытки: в широком смысле, включающем унизительное обращение и отказ в оказании медицинской помощи.

Сергей Сумленный
Сергей Сумленный

Сергей Сумленный - политолог, глава представительства немецкого фонда Генриха Бёлля в Украине. Работал в московском бюро крупнейшей немецкой телерадиокомпании ARD, во франкфуртской редакции газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung, отвечал за консультирование по вопросам российских санкций в немецкой консалтинговой компании SCHNEIDER GROUP. Защитил диссертацию по истории взаимоотношений власти и СМИ в послевоенной Германии (ИНИОН РАН). Автор книг «Немецкая система» и «Немецкий формат».

Ехать или не ехать на чемпионат, бойкотировать его только политически или еще и спортивно – это дискуссия, которая идет в Германии все более активно с каждым днем. У меня постоянно разрывается телефон – немецкие коллеги просят дать контакты украинских журналистов, готовых выступить гостями в телепередачах или написать комментарии в немецкие газеты о происходящем. Недавно избранный президент ФРГ Йоахим Гаук уже заявил об отмене своего визита на Украину. Вполне возможно, в Киеве не появятся и другие ведущие политики Германии: от Ангелы Меркель до депутатов бундестага.

Из России, вполне возможно, все это смотрится нелепой и забавной политической постановкой, но для немцев все более чем серьезно. Для немцев серьезен и футбол (это практически национальная религия), и политическая мораль. Ситуация с Украиной – это действительно политический вызов и вопрос морального выбора: принимать ли участие в спортивном празднике, если в данной стране открыто попираются права заключенного.

Дело в том, что после того, что произошло в Киеве, для немецкого политика действительно практически невозможно прилететь на Украину, пожать руку Януковичу, пройти в вип-ложу, болеть за команды, а потом на приеме пить горилку… за что? За взаимопонимание между Украиной и Германией? За углубление экономических связей? За интеграцию в Евросоюз? Кстати, программу ассоциации Украины с Евросоюзом уже заморозили – именно из-за издевательств Украины над Тимошенко.

Немецкая политика действительно – готов поверить в это российский или украинский читатель или нет – очень сильно зависит от моральных основ, морального компаса. Есть вещи, которые немецкий политик не может сделать. Он не может приехать на праздник в страну, развернувшуюся от свободы к несвободе. После оранжевой революции с Украиной в Германии связывались большие надежды – и тем более точно немецкие политики должны придерживаться сегодня этого пресловутого морального компаса.

Из России или из Украины, действительно, может казаться, что политики в Германии принимают внешнеполитические решения на основе чистого цинизма. Мол, выгодно надавить на кого-то, чтобы получить что-то – из рукава достается мораль. А не выгодно – про мораль забывают.  Это не так. То есть, разумеется, политики порой принимают циничные решения. Но степень свободы в принятии таких решений очень узка, и рано или поздно за цинизм приходится платить – перед избирателем, который хочет видеть политику, в том числе внешнюю, моральной.

Вы думаете, Запад стал бомбить Ливию потому, что Западу нужна была ливийская нефть? Как бы не так. Ливия, кстати, отлично продавала Западу нефть в нужных объемах, при необходимости увеличивала поставки и вообще играла с недавних пор в лучшего друга Запада (например, выдав с потрохами пакистанских «плохих парней», экспортировавших свою ядерную программу).

Нет, Запад взвился по одной простой причине: нельзя под боком у Европы расстреливать с воздуха демонстрации. Как только это было сделано – все, дни Каддафи были сочтены. Даже миролюбивые немцы, которые скорее удавятся, чем пошлют куда-то свои войска, возмутились, когда министр иностранных дел Германии решил поиграть в ООН в голубя мира и воздержался при голосовании в совбезе от решения по началу бомбежек. Немцы – именно граждане, а не СМИ или политики, – потребовали: стоп, хватит, мы должны остановить этот кошмар. Что будет потом – второй вопрос, о нем мы будем думать потом. А сейчас нам важно, чтобы этот ужас был остановлен. Любой ценой, это вопрос морали.

Или, думаете, немецким политикам так приятно ссориться с Китаем каждый раз, когда они принимают в гостях далай-ламу? Да немецкие газеты публикуют у себя регулярно карикатуры, на которых Меркель в уголке сидит на корточках с далай-ламой, а возмущенный китайский премьер отдает денежные контракты другим странам. Но немецкие политики не могут по-другому. Потому что в немецком обществе есть моральный консенсус: Free Tibet! Можно спорить с ним, можно считать его наивным или даже неверным – но он есть, и соответствующие наклейки на немецких машинах говорят: вот, мы так считаем, это наше моральное убеждение. И мы хотим, чтобы политики этой морали соответствовали.

Кстати, насчет Китая и Украины. Украинцы, на самом деле, должны радоваться тому, что их бойкотируют. Потому что Китай никто не собирался бойкотировать во время Олимпиады, хотя в Китае с диссидентами (даже не с политиками с не таким уж кристально чистым прошлым) в тюрьмах поступают куда хуже. Это потому, что Китай далеко, а Украина близко. Китай – не Европа, а Украина – практически Европа (я же говорил – некая доля цинизма всегда есть). Так что украинцам стоит радоваться: их меряют европейской меркой, а не унизительным «ну, это у них такие обычаи».

Разумеется, Германия (после дискуссий и споров) продаст Саудовской Аравии танки «Леопард-2», хотя есть масса подозрений, что власти Саудовской Аравии готовы использовать их против возможных демонстраций протеста. Но это – опять же – происходит лишь потому, что Саудовская Аравия рассматривается как страна вне европейского культурного пространства. И если вдруг в Саудовской Аравии начнут происходить реформы, приближающие ее к европейским понятиям свободы, никакой немецкий политик не рискнет участвовать в мероприятии, которое бы повышало политический капитал политика, желающего повернуть этот процесс вспять.

Так вот, на Украине, по мнению немцев, происходит такой антиевропейский разворот. И именно поэтому немецкие политики не могут приехать на чемпионат. Это было бы предательством европейских ценностей – а такого им не простят в первую очередь сами немецкие избиратели. На таком фоне хоть и прилетай – горилка уже в рот не польется. 

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
1
Комментарии (1)
  1. Послезавтра Позавчера 5 мая 2012, 02:28

    Какие нравственные ребята! Что же тогда РФ ультиматумы не выписывают с Ходорковским? А против независимости Косово почему не выступили? Может, торговля органами или, к примеру, уничтожение храмов вписывается в их мировоззрение? А с Каддафи-то как так вышло? То есть самолеты взрывать - это ничего, а вот по демонстрациям стрелять - уже аморально. И последний вопрос: когда Закаев по приглашению прилетел в ФРГ, ему руку функционеры не пожимали?
    Говорить о какой-либо нравственности современной политической элиты - наивность или лукавство. Эти ребята даже своими "демократическими принципами" регулярно поступаются, что говорить о моральных. У них есть интересы, не более.

Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?