Бренд Папы Римского

Тема, на самом деле, назревала давно, но сейчас, как говорится, сам Бог велел. Папа Римский - безусловно, бренд культурный, исторический, религиозный, философский, но больше всего медийный.

Отмечая в прошлом году 100-летие Ассоциации иностранной прессы в Италии, в которую имею честь входить, обратила внимание, что более половины моих коллег со всех концов мира - из ближних европейских и далеких заморских стран - большую часть своих профессиональных воспоминаний посвящают Ватикану: встречам с Папой, еще Иоанном Павлом II, эпизодам, связанным с его жизнью.

Умирая долго и мучительно на протяжении почти шести лет, поляк Кароль Войтыла, сам по себе сенсация и феномен на престоле Святого Петра, задал работы всем с лихвой. А тогда - это еще на заре активного использования мобильных средств связи.

Вера Щербакова
Вера Щербакова

Вера Щербакова окончила факультет иностранных языков МГУ им. Ломоносова, там же защитила кандидатскую по культурологии. Вся профессиональная жизнь - 13 лет - связана с ИТАР-ТАСС. Корреспондент агентства в Италии с 2007 года. Время от времени звучит на радио, иногда на ТВ, пишет для журнала «Эхо планеты», снимает сюжеты для ТАСС-ТВ. В общем, старается соответствовать современному требованию  «мультимедийности» журналиста. Обожает Рим.

Многие журналисты имеют счастье жить и работать в Риме только благодаря присутствию здесь Ватикана, цитадели Римско-католической церкви, с ее витиеватой историей, определившей еще две тысячи лет назад весь ход развития европейской цивилизации. В конце концов, Берлускони был (и будет!) не всегда, а Папа Римский вечен (оставим разговоры о недобрых предсказаниях, что следующий последний). И многие редакции готовы платить немалые деньги, чтобы получать новости от своего «специального корра в Ватикане».

Когда на папский престол взошел немецкий кардинал Йозеф Ратцингер, родом из Баварии, преимущественно протестантская Германия создала, аж, целое телевизионное подразделение (да и не одно) для освещения исключительно его персоны. Десятки журналистов с достойным ежемесячным окладом, хорошими квартирами, желательно поблизости от Ватикана.

Конечно, после яркого понтификата Иоанна Павла II, мученика и праведника, уже (спустя всего 6 лет после смерти) объявленного блаженным, Бенедикт XVI казался бесконечно скучным. Его обвиняли в нехватке харизмы, качеств сильного лидера, что необходимо человеку, стоящему во главе общины численностью миллиард двести тысяч человек (католиков). Но Папа, какой бы он ни был, бренд. Он собирает толпы на стадионах во время своих зарубежных поездок, как ни одна рок-звезда. Даже если в его словах сплошная банальность, которую Церковь повторяет (и вынуждена повторять) веками, они все равно становятся новостью.

А сколько полемики и протестов всегда вызывали расходы по папским визитам, которые традиционно берет на себя принимающая сторона. Пару лет назад уже стоявшая на краю финансового кризиса Испания проводила Всемирные дни молодежи с участием Папы, и сильно гордилась этим. А что говорить об Англии, король которой, чтобы раз и навсегда отвязаться от римского религиозного владычества, не признававшего разводы, и вовсе способствовал распространению протестантизма, враждебной Папе идеологии. А тут официальный визит в качестве суверена Ватикана, да еще и после всех скандалов о педофилии священников в последнем католическом бастионе Туманного Альбиона - Ирландии. Но бренд выдержал и это.

Как любая брендовая вещь, Папа стоит денег. Сотен тысяч, если не миллионов евро городской казне Рима и итальянскому государству. Вся внешняя охрана - полицейские на входах в музеи и на площадь перед собором Святого Петра оплачиваются «принимающей стороной». Конечно, все хлопоты и расходы получают свои дивиденды: Рим одна из самых посещаемых туристических мекк благодаря Ватикану. Колизей едва-едва дотягивает до пяти млн посетителей в год, а Ватиканские музеи эту цифру недавно уверенно преодолели.

Точно также Папа становится источником заработка и для стран, в которые приезжает. Но это примерно как вечный спор: Олимпиада - это больше расходов или заработков.

Своя цена есть и у престижа, например, находиться на борту папского самолета. Избранных (журналистов) не более полусотни, они тщательно отбираются и приглашаются Службой печати Святого Престола и Папским советом по социальным коммуникациям (по дисциплине организации работы сравнимо с гестапо). Но за взлет в соседнем с понтификом салоне нужно платить за билет, и это далеко не low-cost даже по ближним направлениям, что уж говорить об Австралии (там тоже были Всемирные дни молодежи с участием Бенедикта). Есть у Ватикана «спонсоры», безвозмездно предоставляющие товары и услуги.

Список можно продолжать, и это только одна сторона медали: Ватикан, хоть и «карликовое» государство, но самое богатое в мире и, прямо скажем, не самое нуждающееся в благотворительной помощи.

11 февраля 2013 года Бенедикт XVI еще раз доказал всем, что Папа бренд глобальный.

То, что происходило после его сенсационного заявления об отречении, можно называть как угодно – «веселыми похоронами» или «Папа-шоу». В Ватикане аккредитовались более четырех тысяч журналистов. Единственная страна, устоявшая перед мощным медийным потоком из Рима, был Китай (по ряду причин). Умалять, конечно, событие в его историческом масштабе не стоит – не каждые 600 лет Папа отрекается. Ватиканская имидж-машина сработала безотказно: мир получил то, что хотел. Из скучного бренда, Папа превратился в «рейтинговый прайм-тайм». Если раньше на его слова во время того же «Ангелуса» (воскресной проповеди) обращали внимание разве что благоверные монахини, то теперь каждое слово стало восприниматься как духовное завещание (хотя смысл заявлений почти 86-летнего Бенедикта мало изменился). Из Папы-«неудачника» он превратился в Папу-«героя», почти святого.

В «последний путь» отрекшегося понтифика в загородную резиденцию Кастель-Гандольфо провожали всем миром… в прямом эфире. Беспрерывная трансляция была организована с нескольких телекамер (и нескольких вертолетов), неотступно следивших за всем перелетом из Рима в пригород. В комментариях не обошлось без откровенной патетики.    

И это «зрелище» – наш хлеб. Вопрос из серии, что было раньше: яйцо или курица? Бренд кормит нас или мы создаем бренд, чтобы прокормиться.

И show must go on: впереди конклав (выборы Папы в Сикстинской капелле, буквально «под ключом», со всеми брендовыми атрибутами - дымом из трубы, выставленным на обозрение заранее папским платьем). Хоть при мертвом, хоть при живом предшественнике, а тоже событие нечастое.

Дорогие телезрители (пользователи Интернета), не пропустите! Ваш ждет захватывающая вторая серия (цитата, не точная, из фильма «Человек с бульвара Капуцинов»).

Бренд forever!

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?