Клубничный рай Альбиона

Во всем виновата мастер спорта по теннису Ольга Морозова. Она угостила меня клубникой, вкус которой знаком, наверное, каждому с детства. Это нечто сладкое и сочное, что напрочь отличается от «пластмассовых ягод» из супермаркетов. Да что там британские магазины, если даже знаменитая отборная клубника в Уимблдоне из графства Кент - традиционное лакомство теннисного турнира - тоже в одно мгновение была скинута с пьедестала вместе со сливками и пластмассовыми стаканчиками. Для меня клубника из магазинов умерла, да здравствует клубника британских ферм!

Скажи мне кто-нибудь лет 20 назад, что я буду получать удовольствие от сбора ягоды и самой поездки «на садовый участок», не поверил бы ни за что. Помню, как поход с бабушкой в «сад» был для меня наказанием «за грехи мои смертные». Ну еще бы – в футбол бы поиграть, книжку почитать или в компьютерные игрушки с друзьями поиграть на худой конец, а тут родительская «труба призывает» к полезным семейным обязанностям. И ладно собирать клубнику – приятное удовольствие, в принципе, но ведь на участке еще растет облепиха, сорняки и прочие «радости» огородников.

В общем, все изменилось – от ненависти до любви оказалась одна корзина с британской клубникой. Ольга Морозова принесла ее в разгар теннисного турнира, думала, что угостит журналистов, а оказалось, что «завербовала» лично меня, по крайней мере. Выяснилось, что накануне она собрала несколько больших корзин «сладких сокровищ» меньше чем за час на британской ферме. «И там еще есть ягода, поверьте», – рассказывала она. Однако меня не надо было даже убеждать – я уже в голове планировал путешествие а-ля «раб желудка».

Евгений Ксензенко
Евгений Ксензенко

Евгений Ксензенко - журналист, владелец компании "Watch us".      

В 2002 году с отличием окончил факультет журналистики МГУ.  В 2006 году  защитил диссертацию в University of Westminster.   

С августа 2001 года корреспондент  "НТВ". 

С ноября 2006 года по ноябрь 2011 - директор-корреспондент представительства ОАО "Телекомпания "НТВ" в Великобритании

Ферм, где выращивают клубнику, в Королевстве масса. Я поехал «по следам заслуженной спортсменки», но выбор огромен – только под Лондоном их десятки. Как правило, ферма – это такой огромный участок земли, в среднем от 50 до 100 акров. Единственное здание здесь – магазин, в котором продают свежие товары – уже собранные ягоды, зелень, помидоры, варенье, сок из местных яблок и прочее. Впрочем, покупка в магазине – это для ленивых. Не за тем ехали за 30 миль от Лондона, чтобы вот так вот лишить себя удовольствия.

Вход на ферму платный – 2 фунта с человека. Однако эти символические деньги не что иное, как гарантия того, что вы не уйдете, не заплатив. При выходе ваши 2 фунта вернут вам, вычтя эту сумму из стоимости собранной ягоды, то есть получается, что вход в итоге все-таки бесплатный. Деньги же берут на всякий случай – если вы вдруг решите просто позавтракать, пообедать или поужинать прямо на ферме, а затем уйдете по-английски, не поблагодарив хозяев.

Естественно, предусмотрительные британцы, везде пишут, что ягоду можно собирать, но ни в коем случае нельзя есть. Однако охранников с автоматами на 70 акрах нет, как и камер наблюдения или сторожей с биноклями и дробовиками с солью. Ешь – не хочу. Не хочу – не ешь. Все остается на совести и в желудке гостей фермы.  Конечно, великодушные владельцы добавляют, что «можно пробовать ягоду», но «ни в коем случае не есть». Где заканчивается проба, а начинается фруктовый ланч, каждый решает для себя сам.

Каюсь – я столько пробовал клубники, малины, крыжовника, черешни, что возможно, хватило бы и для трех ланчей. Однако «адвокат» внутри меня нашептывал постоянно, что клубнику с разных грядок нужно обязательно попробовать – вдруг она не такая сладкая, как растет по соседству. Затем мой «удобный юрист» успокаивал совесть – «мы обязательно купим много ягоды и щедро возместим убытки».

С другой стороны – так, пожалуй, «пробуют» все посетители фермы. И владельцы земли это понимают, как и то что, «много все равно не съедят». Принцип «щедрого ресторана»: «ешь столько, сколько сможешь», вполне применим и на английской ферме. Ответ известен – пусть пробуют, мы все равно получим прибыль, а искушение свежей ягодой выдерживают лишь единицы.

Кстати, британцы «за ягодой» практически не ходят – они предпочитают магазинную тележку зеленой корзинке и гимнастике в стиле «наклон вниз, влево-вправо, а теперь присели и пошевелили ладошками». На английские фермы, скорее, приезжают эмигранты. Те, кто помнит бабушкину клубнику с детства. Конечно же, это в первую очередь поляки, русские, чехи, словаки и румыны. Поляки, кстати, разделяют еще одну русскую забаву в Королевстве – хождение «по грибы» в английских лесах. Британцы находят это удовольствие странным, предпочитая покупать шампиньоны в магазинах, а по лесам просто гулять.

Экономический стимул для поездки на ферму тоже есть, но он совсем маленький. Клубника здесь почти в два раза дешевле, чем в магазинах, но если посчитать все затраты, то получается небольшая экономия. Во-первых, трата времени. Во-вторых, бензина, в-третьих – сил. Таким образом, становится понятно, почему британцы не стремятся на фермы. С другой стороны – многие англичане сходят с ума по органическим продуктам, а на ферме есть возможность самим собрать для себя лукошко свежей ягоды. Вполне модная зеленая идея в британском духе.

Фермы работают c мая по сентябрь. Как только заканчивается клубничный сезон, начинается малинный и так далее. В списке «продуктов», которые можно собрать, есть даже ревень, шпинат и сливы. Традиция сбора «собственного урожая» в Британии появилась задолго до массового приезда эмигрантов в Королевство. Однако постепенно «новые британцы» становятся постоянными клиентами таких хозяйств. Я часто вижу на фермах даже индусов – они приезжают целыми семьями с бабушками и дедушками. Работают, кстати, слаженно и быстро, как будто играют в семейную эстафету «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!» Вот только китайцы еще не освоили эту игру.

Для самих хозяйств приезд «садоводов» – выгодный бизнес. Гораздо дешевле продавать ее вот так на месте, чем нанимать людей, которые будут собирать клубнику, тратить деньги на упаковку, а нервы на подписание и продление контрактов с супермаркетами.

Кроме того затраты на доставку товара в Лондон или другие города, покупка машин, страховок и так далее. Среди минусов – ягода без «клиентов» быстро пропадает. Бизнес зависит от погоды – и дело даже не в урожае, а в том, что в дождливый день и ехать на ферму неохота. В любом случае для меня каждая поездка – это хорошее настроение, свежая ягода и даже варенье – пусть не на зиму, как детстве, а так для души. Плюс ферма – прекрасное место для прогулки с детьми. За клубникой приезжают даже с грудными младенцами. Прогулка с колясками на свежем воздухе среди грядок или в вишневом саду – вполне себе британское удовольствие и признаюсь, этот «вид спорта» очень затягивает.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?