Обаяние Европы под угрозой

Приезжая в Европу, все мы любим толкаться по маленьким лавочкам, покупать изделия местных ремесленников, на которых нет клейма «Сделано в Китае» и пробовать свежие продукты на фермерских ярмарках. Приятно, когда в небольшом ресторанчике, будь то в Тоскане, в Нормандии или в Южной Чехии, тебя обслуживает несколько поколений одного и того же семейства — дед, отец и внук. Сознание того, что на этом месте предки нынешних торговцев или ремесленников продавали или производили свои изделия несколько сотен лет назад, приятно греет душу, особенно нам - жителям постсоветского государства, где мелкого частного предпринимательства практически не существовало еще 25 лет назад, когда был принят горбачевский закон о кооператорах.

Однако если у нас малый бизнес и его главная движущая сила – средний класс – это что-то нарождающееся, то в Старой Европе в последние несколько лет стали говорить, что лавочники и ремесленники, возможно, доживают последние годы. Они пережили появление машинного производства, создание «современных логистических схем» и появление сетевых ритейлинговых схем и затоваривание рынков товарами усредненного или даже весьма низкого качества, источником которых сегодня остается преимущественно Китай.

Однако сможет ли мелкий бизнес (этот становой хребет европейского среднего класса) пережить новый общеевропейский финансово-экономический кризис? По данным Немецкого института экономических исследований, это вполне вероятно. Если еще несколько лет назад число тех, кто по классическому экономическому определению относился к среднему классу в Германии, превышало 60% населения, то теперь эта цифра стремится к 50%. Это совпадает с прогнозом, который давала на начальном этапе кризиса 2008-2009 годов известная консалтинговая фирма McKinsey. И совпадает с прогнозами, которые существуют на сегодня в целом по Европе.

Иван Преображенский
Иван Преображенский

Кандидат наук, публицист и политический аналитик, специализирующийся, в первую очередь, на Центральной и Восточной Европе. В первой половине 2000-х годов работал в Центре политических технологий, участвовал во многих избирательных кампаниях (в качестве консультанта). Позднее писал о международной политике и политической экономии в газете «Ведомости», работал в журнале «Профиль», руководил международным отделом интернет-издания Страна.Ru и отделом политики информационного агентства «Росбалт». Публикуется также в чешских и польских изданиях. Владеет французским, английским, чешским и китайским языками.  

Правда, речь идет о среднем классе в целом, а не только о мелком бизнесе или как его называют в Европе «среднем сословии». Ведь сегодня к среднему классу относятся не только и не столько люди, владеющие собственным бизнесом. Это могут быть (по экономическим показателям) и не слишком обеспеченные, но все же рантье, и квалифицированные работники, менеджеры среднего и высшего звена (одна из главных его составляющих сегодня), а также и значительная часть государственных служащих.

Эти-то люди, весьма вероятно, и выпадают из европейского «среднего класса» предположил недавно на научной конференции под Дрезденом один из германских экспертов. Его версия подкрепляется данными иных социологических служб, которые используют для определения «среднего класса» не только статистические, но и ценностные критерии. По этим данным, численность европейского среднего класса, и в частности германского, что в период финансового кризиса, из «серединки» вымываются финансовые служащие среднего звена. А также часть госслужащих и управленцев – те «паразиты» на теле «рабочего класса, без которых легко обойтись.

Но касается ли это европейского малого бизнеса? На первый взгляд – нет. Нам, привыкшим, что фермер тянет хозяйство исключительно «на своем горбу», а мелкий торговец зависит, может быть, от местных властей или, скажем, бандитов, но никак не от ближайшего банка, часто трудно себе бывает представить, насколько кредит проник в жизнь современных европейских малых бизнесменов.

Однако еще в далеком XVIII веке британский фермер умел договариваться с банком, ведя свой счет и осуществляя покупки в кредит. И тогда у финансистов не было такого количества притягательных инструментов, позволяющих привязать к себе малый бизнес. Разумеется, и сегодня совсем уж «завалящий» бизнес, которому подойдет лишь микрокредитование, от банков независим. Он выживет, если выживет население, которое не сможет отказаться от самых простых своих нужд, таких как питание. Но уже узким специалистам и ремесленникам приходится туго в условиях «финансовой экономии» и снижения уровня потребления в бедных странах, к которому Евросоюз подталкивает та же Германия.

При этом суть финансового кризиса для лавочника или ремесленника такова, что, став слишком «продвинутым», он мог вложить часть своих средств в ценные бумаги или положить в банк, который лопнет. Как итог – разорение. И подстраховаться негде – с такими капиталами и залоговыми активами в период кризиса кредита не получить, даже если есть надежда в будущем его отдать.

Но главное – снижение потребности в мелком бизнесе. Ведь сегодня он производит скорее излишества, нежели то, без чего обойтись никак нельзя, поскольку из традиционных ниш его вытеснил ритейл и машинное производство. Зачем вызывать «трубочиста», если можешь это сделать это сам, а денег не хватает? Какая разница, питаться ли свежими помидорами «с грядки», поддерживая местного производителя, или покупать рыжеватый плод с непонятным запахом неясного же происхождения? Зачем традиционная региональная керамика, когда есть дешевые пластиковые миски в супермаркете?

Недаром в последние годы во всех странах ЕС демонстративно стараются продвигать свои товары уже на уровне розничной торговли, специально маркируя их. Ремесленники-столяры? Когда есть время и деньги для заказов и изысков – они выживают. Но в условиях кризиса побеждают производители дешевого ширпотреба. В торговле мелкие лавочки и без того уже давно проигрывают супермаркетам – их процент в общеевропейской розничной торговле стабильно снижается и после кризиса 2008-2009 годов эта тенденция только возрастает.

И вот у лавочников и ремесленников остается всего два пути. Первый, жить за счет высшего класса или туристов, там, где это возможно. Хороший пример – германские и чешские пивные, которые так и не оказались заполнены до отказу даже во время первой части Чемпионата Европы по футболу (там, где нет туристов). Но и выживать за счет туристов можно, пока эти туристы есть. А туристические потоки в Европе так и не вышли на докризисный уровень и взрыв нового финансового пузыря положение не улучшит.

Второй – переквалифицироваться опять в главный «обслуживающий класс». Дешево и быстро (за счет нахождения на месте) выполнять самые неприятные работы. Выращивать огурцы или скотину на молоко и мясо не за счет кредитов Еврокомиссии, а самостоятельно. Да еще потом и продавать это с прибылью. Правда, получится ли это? Уж слишком это выглядит нереалистично.

Таким образом, получается, что негативные прогнозы относительно будущего «лавочников и ремесленников», то есть среднего сословия в Европе, как традиционной основы европейского среднего класса – верны. Хочется надеяться, что как класс они не отомрут, – но в период продолжающегося затяжного финансово-экономического кризиса количество их явно серьезно снизится. Так что запасайтесь изданными в последние годы книгами о путешествиях по Европе. Не исключено, что не пройдет и нескольких лет, как многие дешевые пансионы, большинство семейных ресторанчиков и само понятие профессионального ремесленника станет такой редкостью, что про них можно будет разве что почитать. 

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?