Богатый человек из бедной страны

Одна за другой европейские страны обращаются за финансовой помощью к более состоятельным соседям, в первую очередь, к Германии. Первой была, разумеется, Греция. Затем в очередь выстроились за ней Италия, Испания и Кипр. Теперь, как уверяют аналитики, со дня на день за помощью к немцам обратится Словения. И хотя из своих налоговых отчислений поддержит эти страны не столько германский крупный, сколько средний и мелкий бизнес, тем не менее, получат эти деньги, в конечном итоге не мелкие испанские вкладчики, а местные миллиардеры. Ведь неслучайно самый богатый человек Европы вовсе не из Германии и даже не из Великобритании, а из погрязшей в долгах Испании. Это подтверждает твердое правило, работающее даже в Европе, – чем беднее страна, тем больше в ней миллиардеров.

Конечно, Амансио Ортега, испанец, который основал розничную компанию Inditex SA и владеет модным брендом Zara, не одинок. Он лишь отражение общемировой тенденции. Речь об увеличении разрыва между богатыми и бедными. Чем беднее страна, тем больше этот разрыв. Он в целом увеличивается в последние годы.

По данным исследования Организации экономического развития и сотрудничества, презентовавшей в декабре 2011 года сравнительные данные по 22 странам (с 1985 по 2008 гг.) средний доход 10% самых богатых людей сейчас в 9 раз выше среднего дохода 10% самых бедных людей в странах ОЭСР. Причем соотношение между доходами богатых и бедных возросло в 17 из 22 исследованных стран, в том числе даже в самых эгалитарных странах, таких как Германия, Дания и Швеция.

Иван Преображенский
Иван Преображенский

Кандидат наук, публицист и политический аналитик, специализирующийся, в первую очередь, на Центральной и Восточной Европе. В первой половине 2000-х годов работал в Центре политических технологий, участвовал во многих избирательных кампаниях (в качестве консультанта). Позднее писал о международной политике и политической экономии в газете «Ведомости», работал в журнале «Профиль», руководил международным отделом интернет-издания Страна.Ru и отделом политики информационного агентства «Росбалт». Публикуется также в чешских и польских изданиях. Владеет французским, английским, чешским и китайским языками.  

Скажем, в нынешнем «моторе» Евросоюза 10% наиболее высокодоходной части населения получает в 8 раз больше, чем 10%, тех, кто находится на нижних ступенях социальной лестницы. При том, что в 1990-х годах прошлого века соотношение составляло 6 к 1. Показательно, неправда ли?

И в кризис этот разрыв только увеличивается. Бедные очень быстро становятся еще беднее. А вот богатые напротив. Как показывает испанский пример, и наглядно подтверждает последние несколько лет российский, китайский и латиноамериканский опыт, богатые лишь больше богатеют. И в целом причины понятны, особенно в условиях нынешнего кризиса.

Если упрощать до предела описательную схему происходящего, то можно сказать, что крупные корпорации и финансовые организации набрали непомерно много долгов. Затем этот пузырь «лопнул». И правительства, в том числе и европейские, кинулись спасать «опорные» финансовые институты, важные для экономики корпорации. Ну а где-то, возможно, и своих друзей или собственный бизнес. Банкротами, в свою очередь, стали многие государства, взвалив на себя непосильную ношу ради спасения национальной финансовой и системы и экономики. В то же время часть финансовой помощи неизбежно перекочевывала из государственного кармана в «корпоративный», а оттуда – на банковские счета владельцев бизнеса.

Кроме того, правительства многих стран старались поддерживать сравнительно высокий уровень покупательского спроса со стороны населения. И эти средства также, в конечном итоге, доставались крупному бизнесу и ключевым его акционерам.

Наконец, в условиях кризиса европейцы «затягивали пояса», но отчаянно бились с властями за свои социальные льготы. А в некоторых развивающихся странах работники оказались готовы работать практически даром – лишь бы сохранить «место» в условиях резко растущей безработицы. А крупные бизнесмены, как известно, в последние годы окончательно «глобализировались» и значительную часть бизнеса вели за пределами своих стран. Соответственно, беднейшие продолжали беднеть (и не только в ЕС), ну а наиболее крупные бизнесмены повышали свои доходы.

Таким образом, в первую очередь, нынешний кризис «вымывает» так называемый средний класс. Эта прослойка становится все тоньше. Самые богатые слои общества увеличивают свои состояния, ну а беднейшим предоставлено право нищать и дальше. Авось не помрут.     

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?