Лучше поздно, чем никогда

Надо сказать одну важную вещь: советский кинематограф сделал с 1960 по 1989 год страшное – он промотировал среди советского народа нацистскую эстетику и фашистские идеи весьма успешно. Даже ни с кем спорить не собираюсь, просто это так. Как и тот факт, что ни в одном советском фильме не показывали реальные цвета нацистского флага – только какая-то мутная терракота. Слишком близки были ассоциации с коммунистами. И их символикой. Не случайно дети, которым промывали мозги фильмами про войну, вполне объяснимым образом считали, что самая красивая форма – у немцев. Особенна вот эта, черная. Так «Мосфильм» заложил небывалый успех марки Hugo Boss среди русских мужчин.

У Hugo Boss хватило ума и совести не отнекиваться, когда к ним пришли с вопросами о сотрудничестве с гитлеровским режимом. К тому же отнекивайся не отнекивайся, но журналисты всегда докопаются, кто и чего. И откуда денежки. И кто вскидывал ручонку.

Поэтому, конечно, многие напряглись, когда семья промышленника Квандта стала отрицать всякие связи с преступным режимом. Кстати, советским такое отрицание вполне понятно – сначала отрицают, потом говорят: ну как же, все сотрудничали со сталинским режимом – по-другому было нельзя и т.д. и т.п. Но почему-то в немецком обществе такие отрицания не имеют поддержки и сочувствия. Тем более что один из флагманов немецкой индустрии концерн BMW оказался задетым по касательной.

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев

Российский журналист, долгие годы - обозреватель ИД "Коммерсантъ", первый главный редактор журнала «Медведь», журнала «Другой», а также шеф-редактор журнала «Коммерсантъ - Автопилот». Его колонки знакомы читателям «Известий», «Сноба» и десятков других отечественных изданий. По первому образованию – моряк. Любит путешествовать с фотокамерой. Любимые направления – Исландия, Германия, Шотландия и Южная Африка.

Дело в том, что династия Квандтов после Второй мировой войны стала крупнейшим акционером «Баварских моторов». Заметим – не во время войны, не во время нацистского проклятого режима. А после. И тем не менее в обществе стали волноваться – насколько история может бросить тень на настоящее? Тем более что именно настоящая мощь немецкой индустрии, в том числе и автогигантов, сегодня помогает напрямую спасти евро и страны типа Греции или Португалии.

Сначала журналисты сняли фильм в 2007 году, где нарыли информацию о связях с нацистами. К чести потомков, они заказали собственное расследование связи основателей династии с Гитлером и его функционерами. В результате исследования была доказана связь между промышленником Гюнтером Квандтом, его сыном Гербертом и режимом Гитлера. «Семья Квандт была неразрывно связана с преступлениями нацистов», – резюмировал историк Йоахим Шольтюзек, исследовавший эту тему.

«Основатель семьи был частью режима», – заявил историк.

В исследовании, итоги которого опубликованы на 1,2 тыс. страниц, говорится, что на фабриках промышленной империи Квандтов работало около 50 тыс. заключенных концентрационных лагерей – их использовали для поставок оружия. Из-за нечеловеческих условий труда сотни людей погибли, многие были расстреляны. Кроме этого, семья получала огромную прибыль от десятков предприятий, отобранных у евреев. Сама BMW в исследовании не упоминается.

Габриэль Квандт, внук Гюнтера Квандта, после публикации результатов исследования признал, что его семья была «неправа», долгое время отрицая свое нацистское прошлое. Больше всего мне лично нравится, что BMW в исследовании не упоминается, потому что она-то реально ни при чем.

Кстати, странно, что только недели полторы назад Hugo Boss решила вдруг извиниться за то, что шила те самые красивенькие формы для вермахта, что так волнуют слабых духом по всему миру.

Ранее из-за своего нацистского прошлого в поле зрения СМИ также попадал глава компании IKEA Ингвар Кампрад. После публикации фактов связи с нацистами он принес извинения сотрудникам IKEA и заявил, что сожалеет об этом периоде своей жизни.

Тут мне нравятся слова «после публикации фактов». Тут есть что-то лицемерное, не правда ли? Но, с другой стороны, неважно – хорош уже тот факт, что люди признаются, извиняются. Глядишь, их выставят на реальные деньги. Скорей всего, ленинградским блокадникам эти деньги не достанутся. Но разве это важно? Главное – историческая справедливость восторжествовала. Секретов дальше будет все меньше.

Ульрика Майнхоф считала, что в 70-е годы в Западной Германии реальной денацификацией и не пахло – столько на главных позициях в обществе было бывших нацистов. Даже среди судей и т.д. Так что когда-то RAF (Rote Armee Fraktion) была отчаянным ответом на такую несправедливость. Еще, правда, неизвестно, через кого и как на них влияли лубянские товарищи – может быть, через арабов, неважно. Но уже тогда было понятно, что общество не готово мириться с теми, кто не покаялся, кто не признался, кто не исправился. Правда, порой радикальными способами не мириться.

Так что такие расследования, которые предприняли промышленники, – только во благо. Снимает темные пятна и ослабляет напряженность в социуме.

Нам это более чем понятно: у нас наследники ГУЛАГа рулят вовсю и всюду. И что-то на их лицах не виднеется раскаяние. Только остатки черной икры и фуа-гра. А фуа-гра глаз не выест, как известно.

На фото: Харальд Квандт на свадьбе своей матери и Йозефа Геббельса

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?