Медали конвою

Хорошо, что я читаю не только русские газеты и сайты, а начинаю день с Telegraph и Guardian, иначе в горе информационного мусора про то, кто чьи тестикулы прибил к камням Красной площади, я бы пропустил одну новость, которая никак не стала хэдлайном для отечественных СМИ. Independent в своей статье «самое ужасное путешествие всех времен» напомнила, что Mr Putin presented the Ushakov Medal to 20 British veterans from the ships which brought four million tonnes of desperately needed military and civilian supplies to the Soviet Union during the Second World War. Медали Федора Ушакова были вручены на Даунинг стрит Путиным и Кэмероном во время встречи в Лондоне. И много было в адрес британских ветеранов сказано правильных слов.

Правда, Independent пишет в статье, что в живых осталось еще 100 ветеранов, большинству из которых минимум 88 лет, и не все доживут до следующего награждения. Но лед тронулся – кстати, это летнее награждение стало еще одним сигналом к тому, что российско-британские отношения не так безнадежны, как об этом любят тут поговорить.

А нас дома всегда была книга «Реквием каравану PQ-17» Пикуля. Можно как угодно относиться к писателю Пикулю. Но семья была военно-морская, хотя я знаю, что и многие сегодняшние мужчины, которые выросли при брежневском застое, ее читали. Потом уже нет. Никто и не читал. Сейчас – спроси – что такое PQ-17  и почему по нему надо было играть реквием? Никто и не ответит.

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев

Российский журналист, долгие годы - обозреватель ИД "Коммерсантъ", первый главный редактор журнала «Медведь», журнала «Другой», а также шеф-редактор журнала «Коммерсантъ - Автопилот». Его колонки знакомы читателям «Известий», «Сноба» и десятков других отечественных изданий. По первому образованию – моряк. Любит путешествовать с фотокамерой. Любимые направления – Исландия, Германия, Шотландия и Южная Африка.

При этом сейчас полно информации – любой из любого угла интернета. А «в наше время», как говорят старички типа меня, -  никакой особенно информации не было. Вы почитайте учебники истории тех лет. Тогда вы поймете почему все выросли с ощущением того, что «союзники» - то есть Британия с Америкой – вступили во Вторую мировую войну с открытием второго фронта.

И открывали они его долго и практически поздно. Это то, что нам говорили учителя. Хотелось бы увидеть живых учителей, которые говорили бы что-то другое.  До вопроса «а чьей была Брестская крепость» мы даже не додумались, и про парад в Брест-Литовске и знать не знали.

И про линкор Royal Oak, потопленный нацистской лодкой из Киля в проливе Скапа примерно в то же время с 800 моряками на борту. Ну, а 100 тонн бомб, сброшенных на 16 британских городов с сентября 1940 года (это же чуть раньше, чем июнь 1941) превращалась в «несколько случайных бомб, сброшенных на Лондон». Ну да ладно, нам бы со своей историей разобраться.

Но что касается 22 июня 41 года – буквально спустя несколько недель после вторжения из Британии пошел первый конвой РQ-О («Дервиш»). В его составе был авианосец «Аргус», на борту были боевые самолеты Hurricane, которые стали основой 78-го авиаполка ВВС Северного флота.

Затем британский Военный кабинет решил отправить в Россию еще 200 истребителей «Томагавк». Из них 140 будут отправлены в Архангельск отсюда, а 60 – из числа заказанных в Соединенных Штатах.

Любопытно, что при всей сегодняшней выплескивающейся ненависти к Англии со стороны местных псевдоинтеллектуалов, которые ищут в истории России кроме традиционно сионистского заговора, когтистую лапу Британии, именно Британия начала поставки вооружения СССР. Именно потому, что британцы на себе уже ощутили, что такое остаться один на один с Гитлером.

И даже объятья взасос комбрига Семена Кривошеева с нацистами в Брест-Литовске не дало возможности англичанам отказать СССР в немедленной помощи. А вот в Америке как раз 55% населения  высказалась против помощи – как раз памятуя предвоенную любовь коммунистов с нацистами и подписание договора о дружбе и ненападении 39 года.

Тем не менее, в октябре уже был подписан трехсторонний договор. В протоколе были зафиксированы потребности СССР в различных видах вооружения, военной техники и материалов, возможности Англии и США в их удовлетворении. Сумма в долларах, как стоимость запрашиваемого в протоколе, не оговаривалась.

Про подход американцев и англичан в деле помощи СССР есть примечательный факт - А. Гарриман, инструктируя делегацию от США, повторял: «Давать, давать и давать, не рассчитывая на возврат, никаких мыслей о получении чего-либо взамен».

Кстати, по условиям ленд-лиза погибшая техника не оплачивалась. Первые месяцы ленд-лиз оплачивался наличным золотом. А затем Рузвельт сообщил Сталину, что американские поставки будут осуществляться под беспроцентный заем на сумму 1 млрд долларов с оплатой в течение десятилетия, начиная с шестого года после окончания войны.

Грузы, которые шли через Мурманск, везли британские суда – из Британии конвои маркировались PQ обратно QP. Этим путем с 41 по 45 было поставлено 3000 самолетов Hurricanes плюс других самолетов (в частности для военного флота – именно поэтому доля ленд-лизовских поставок в авиации советского Военно-морского флота превышала 20% - 2148 самолетов).

Английские моряки доставили пять тысяч танков, пять тысяч противотанковых орудий, четыре миллиона тонн боеприпасов и лекарств наравне с продуктами, а также пятнадцать миллионов пар обуви. Обратно суда везли золото для оплаты Америке. Суда шли в обход Норвегии, которая была оккупирована нацистами в те месяцы, когда льды можно было преодолеть. На них шла охота – в частности, этим занимался линкор «Тирпиц» и самолеты немцев.

При этом были серьезные потери – например, конвой в мае 1942 PQ-16 из 24  кораблей потерял восемь, и два были серьезно повреждены. Шесть было потоплено авиацией и одно судно подводной лодкой.

Но самым катастрофичным, конечно, был именно конвой PQ-17. Вышедший 27 июня 1942 года он подвергся атакам немцев в течение недели – и в результате из тридцати пяти судов погибло двадцать четыре. Черчилль назвал этот рейс «самой печальной страницей в морской истории всей войны». Оставшиеся суда довезли до Мурманска 6000 тонн грузов. Советский посол в Лондоне Майский обвинил во всем британских адмиралов.

Гитлеру доложили, что конвой практически полностью уничтожен и северный путь перекрыт.

Действительно – августовский рейс был отложен, и сообщение возобновилось с сентября 42 года. Деталь – то, что так или иначе доставлялось в осажденный Ленинград, было с британских конвоев. Правда, в моем учебнике истории почему-то про это не упоминалось. А зря – мне интересно, у меня мама блокадница.

И уже не прерывалось до 1945 года, хотя каждый раз немецкие суда и авиация нападали на конвои. Одно из этих нападений на конвой JW-51B вошло в историю войны как «битва в Баренцевом море», когда конвой, который вез 11000 авиационного топлива (дело в том, что огромное количество высоокооктанового топлива для боевых самолетов СССР было получено именно по ленд-лизу, всего полтора миллионов тонн – из Британии, США и Канады), 220 танков, 2046 единиц транспорта (всего СССР получил 427 386 автомобилей), 87 истребителей, 33 бомбардировщика. Кстати все 14 торговых судна достигли Мурманска. Последний конвой JW 67 пришел в Мурманск 20 мая. Их было всего 51.

Я часто думаю об изгибах человеческой памяти. Вот я публикую в ФБ памятник, который стоит в Америке, людям, которые работали над воздушными мостами ленд-лиза. И люди пишут – мы ничего про это не знаем. И самая сообразительная представительница нынешнего среднего класса пишет «Знаю, что грузы перевозились, дип.почта, дип.работники, погибло немало».

Вот так – дип почта. Миллионы тонн одной диппочты.  Как интересно.

Я понимаю, когда общественное сознание, смазанное нефтяными незаработанными деньгами, вытесняет память о том, как оно жадно давилось ножками Буша, выдранных с пустых полок московских магазинов. Теперь это кажется так унизительно - фи.

А вот что насчет героизма и славных страниц истории? Общей истории, на которую ни у кого нет монополии?

Поэтому странно, что новость про награждения первым лицом России двадцати ветеранов из Британии, которые внесли посильный вклад в великую победу, заметили только весьма официальные сайты. 


Читайте также
Share
1
Комментарии (1)
  1. Doronkov Slavik 16 ноября 2013, 18:52

    Как бы, кто бы не излагал историю "со своей колокольни", ВЕЧНАЯ СЛАВА ВСЕМ, кто отдал и готов был отдать свою жизнь в борьбе за СВЯТОЕ ДЕЛО против коричневой чумы ХХ века. Мы ВСЕ в долгу перед теми, благодаря кому имеем жизнь сейчас! ВЕЧНАЯ СЛАВА!

Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?