Share
0

Жан де Лабрюйер. Версия 20.13. Лайк

Неизменность и единообразие человеческих характеров, привычек и манер я со всей очевидностью прочувствовал, читая книжку французского мыслителя, моралиста и острослова Жана де Лабрюйера “О творениях человеческого разума”. У него, помимо множества нетривиалных сентенций, я наткнулся на главу, которая называется: “О светском обществе и искусстве вести беседу”. И она поразила меня, актуальностью и острой современностью (при том, что с неангажированной моралью и с моралистами не знающими, что такое двойные стандарты, сегодня совсем уж туго). Чтобы экстраполировать письмена Лабрюйера на наше сетевое, жежешное, наше фейсбучное общение, кое и есть сегодня — общение вполне светское, оказалось достаточно лишь иногда поменять пару слов в тексте. Или просто в начале изречения мессира подставить слова: “в фб”, “в комментах”, “в чате”, “в сети” etc. Уверен, что многоуважаемый Г-н Лабрюйер извинил бы меня за вынужденные купюры и замены (дабы никому не захотелось написать в комментариях: “многа букаф ниасилил”).

А теперь, имею честь представить вам, Жана де Лабрюйера! Версия 20.13

Василий Шомов
Василий Шомов

Журналист, главный редактор журнала "Аэрофлот Premium", автор романа Presstrip. Родился в Москве в 1960 году, по образованию врач, любит путешествия, песни The Beatles и бульдогов. Интересуется культурной антропологией. Любимое изречение: «Мы помещены в мир, который накладывает на нас обязательства» (Ларс Свендсен).

В фб назойлив только глупец; умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он – лишний.

У нас, в сети, шагу нельзя ступить, чтобы не наткнуться на глупого острослова: куда ни глянь, везде ползают эти насекомые. Истинно остроумный человек - редкость, и к тому же ему нелегко поддерживать свою репутацию: люди редко уважают того, кто умеет их смешить.

В чатах мы богаты пошляками, еще богаче сплетниками и насмешниками, но вот людей действительно остроумных у нас мало; изящно шутить и занимательно рассказывать о пустяках умеет лишь тот, кто сочетает в себе изысканность и непринужденность с богатым воображением.

Начни мы обращать, в фб, внимание на все вздорные, пустые и бестолковые разговоры, которые ведутся в ленте новостей, мы больше не захотели бы ни говорить, ни слушать и дали бы обет молчания, а молчальник еще невыносимее в комментах, чем болтун. Поэтому будем снисходительны и примем как неизбежное зло пересказы ложных слухов, туманные рассуждения о нынешнем царствовании и замыслах государей или выспренние и однообразные беседы на чувствительные темы.

В сети с иными людьми едва познакомишься, едва вступишь в беседу — и уже не хочешь ее продолжать из-за их пристрастия к нелепым, необычным, я сказал бы даже диким словам, тем белее что этим словам они придают не свойственный им смысл и сочетают их в несочетаемые выражения. Они говорят не так, как подсказывает разум или обычай, а как им взбредет в голову, и, подстрекаемые желанием блеснуть, неприметно создают свое собственное, особое, небывалое наречие. При этом они неизменно довольны собой и своим остроумием: в остроумии им, пожалуй, не откажешь, но оно так убого и, более того, так неприятно, что уж лучше бы его не было совсем.

Кое-чего в комментах слишком много, а именно - уверенности в том, что вы умнее других; отсюда вся ваша напыщенная галиматья, и замысловатые обороты, и громкие слова, которые ничего не означают. Как только я увижу, что ты собираешься завязать беседу, я потяну тебя за рукав и шепну тебе на ухо: "Попробуй говорить просто, как говорят те, кого ты считаешь глупцами, и тогда, может быть, люди поверят, что ты умен.

Быть в восторге от самого себя и сохранять незыблемую уверенность в собственном уме - это несчастье, которое может стрястись только с тем, кто или вовсе не наделен умом, или наделен им в очень малой степени. Мне от души жаль всех, кому приходится беседовать в жж с таким человеком. Сколько красивых фраз им суждено услышать! Сколько новомодных словечек, которые внезапно появляются в нашем языке, чтобы через короткое время так же внезапно исчезнуть!

Передавая новость, блоггер не старается подробно осведомить о ней собеседников, а думает лишь о том, как бы изложить ее, и притом возможно интереснее.

Иные комментаторы сперва говорят, а потом лишь начинают думать; другие старательно обдумывают все, что хотят сказать; беседуя с ними, вы поневоле становитесь свидетелем тяжкой работы их мозга. Их речь всегда искусственна. Это - пуристы, которые боятся самых простых слов, даже когда эти слова могли бы произвести отличное впечатление.

Если после беседы с вами человек доволен собой и своим остроумием, значит, он вполне доволен и вами. Люди в фб хотят не восхищаться, а нравиться, не столько жаждут узнать что-либо новое или даже посмеяться, сколько желают произвести хорошее впечатление и вызвать всеобщий восторг.

Избыток воображения вредит нам когда пишем в комментах: он нередко порождает пустые и вздорные вымыслы, которые не идут на пользу нашему вкусу и ничуть нас не улучшают.

Беда, когда у человека не хватает ума, чтобы хорошо откомментить или здравого смысла, чтобы осторожно промолчать.

Скромно сказать в комментах о какой-либо вещи, что она хороша или дурна и привести доводы в пользу своего взгляда — совсем нелегко: тут нужно много здравого смысла и умения выражать мысль. Куда легче объявить тоном решительным и не терпящим возражений, что она отвратительна или великолепна.

Одни блоггеры говорят хорошо, другие непринужденно, третьи правильно, четвертые уместно; что касается уместности, то противнее грешит тот, кто описывает только что съеденный им превосходный обед беднякам, у которых не хватает на хлеб насущный.

Кто в фб постоянно твердит о своей честности и порядочности, а в подтверждение того, что он никому не вредит и не делает зла, дает клятвы и призывает на свою голову громы небесные, тот не умеет хоть сколько-ни6удь убедительно сыграть роль порядочного человека.

Для иных комментаторов говорить — значит обижать: они колючи и едки, их речь — смесь желчи с полынной настойкой; насмешки, издевательства, оскорбления текут с их уст, как слюна. Лучше бы они родились немыми или слабоумными: живость и даже ум вредят им больше, чем другим - глупость. Они не только злобно огрызаются, но подчас и сами дерзко нападают, Завидев подобных людей, лучше всего без оглядки и со всех ног бежать прочь.

В фб существуют люди с таким нравом или, если хотите, характером, что лучше вовсе не иметь с ними дела, как можно меньше жаловаться на них и даже не позволять себе быть правыми в споре с ними.

В сетевом обществе разум обычно первым сдает свои позиции: люди глубокого ума нередко оказываются в подчинении у глупца и самодура; они начинают изучать все его слабости, прихоти, капризы, они потакают ему, идут на любые уступки, ни в чем не перечат.

Провинциалы и недалекие люди в фб то и дело готовы обидеться, полагая, что их презирают, что над ними смеются; как бы мягка и безобидна ни была шутка, ее можно позволить себе только с людьми воспитанными или наделенными умом.

Склонность к осмеиванию в сети говорит порой о скудости ума.

Если вы хотите, чтобы вас уважали в фб, имейте дело только с людьми, заслуживающими уважения.

Смеяться в жж над умными людьми — такова привилегия глупцов, которые в обществе играют ту же роль, что шуты при дворе, — то есть никакой.

Фб-друзья потому находят удовольствие в общении друг с другом, что одинаково смотрят на нравственные обязанности человека.

Истинной дружбой в фб могут быть связаны только те люди, которые умеют прощать друг другу мелкие недостатки.

Поразмыслив хорошенько, нетрудно убедиться, что в фб вечно брюзжат, всех поносят и никого не любят именно те люди, которые всеми нелюбимы.

Сколько прекрасных и бесполезных советов мы преподаем в фб тому, кого хотим утешить в большой беде.

Комментаторы вкладывают много жара в свои высказывания обычно из тщеславия или по складу характера, а вовсе не потому, что этого требует предмет беседы.

Иные фб-друзья, пребывая в хорошем расположении духа, любят во время непринужденной беседы отпускать безвкусные шутки, которые никому не нравятся, однако слывут остроумными именно потому, что очень плохи: эта низменная манера шутить заразила многих молодых блоггеров.

"Лукиан изящно выразился... Клавдиан остроумно заметил... У Сенеки сказано..." - и дальше следует длиннейшая латинская цитата, ее обычно приводят в присутствии людей, которые не понимают ее, но делают вид, что понимают. Если бы у этих любителей цитат достало здравого смысла и ума, они выбрали бы что-нибудь более удачное и идущее к месту.

Догматический тон в комментариях всегда является следствием глубокого невежества: лишь человек непросвещенный уверен в своем праве поучать других вещам, о которых сам только что узнал.

О вещах серьезных в сети следует говорить просто: напыщенность тут неуместна; говоря о вещах незначительных, также не нужно впадать в пафос: только тон, манера и выражение, с которым они произносятся, могут придать им смысл.

Человек, наделенный умом, порою начинает чуждаться фб из боязни, как бы оно ему не наскучило.

Читайте также
Комментарии (0)
Где это?
Новости партнеров
Загрузка...
Как попасть в Лондон без визы?
Как попасть в Лондон без визы?